• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Это был челлендж»

Об аспирантуре Института образования НИУ ВШЭ рассказывает ее выпускница Диана Королева, руководитель Центра изучения инноваций в образовании, директор Конкурса инноваций в образовании (КИвО).

Академическая карьера стала привлекательной

Если раньше, когда кто-то говорил, что он научный сотрудник, это воспринималось со скепсисом, сейчас, во многом благодаря Вышке, ситуация изменилась. Я веду занятия у аспирантов и вижу, что это люди разных возрастов с разными жизненными, образовательными и карьерными траекториями. Кто-то последовательно выстраивает академическую карьеру, не делая перерывов после бакалавриата и магистратуры, кто-то уже имеет богатый бэкграунд, даже степени в других науках. Есть практики, которые приходят из школы, из смежных и совершенно иных областей, например, из бизнеса. Они видят для себя новые возможности, например, на стыке экономики и образования.

Возможности для научного творчества

Большое преимущество, что в аспирантуре Инобра исследователь не зажат рамками педагогики, а может расширить область исследования, используя мультидисциплинарный подход. Это делает работу ученого более увлекательной.

Работать удобно ещё потому, что в Институте собраны базы данных с самой актуальной информацией. Есть доступ, например, к материалам проектов «Траектории в образовании и профессии», «Programme for the International Assessment of Adult Competencies (PIAAC)» и т.д. Это действительно большие массивы эмпирических данных, которые помогают вывести исследование на новый уровень.

Соискатели могут сотрудничать с факультетом компьютерных наук, Институтом статистических исследований и экономики знаний, что также дает дополнительные возможности.

Выпускаясь, аспиранты уже имеют солидное резюме

В Институте образования аспиранты участвуют в реальной исследовательской и аналитической работе. Они могут присоединиться к одному из центров Института образования и сделать проект центра частью своей диссертации. Есть возможность поехать на зарубежную стажировку, поработать с выбранным профессором, центром или институтом. При таком подходе выпускники программы не оказываются после трех лет обучения в вакууме и не начинают искать работу с нуля – они уже имеют солидное резюме. При желании и должном старании могут остаться работать в Институте образования или других подразделениях НИУ ВШЭ.

В аспирантуре приходится себя преодолевать

Об этом могу сказать наверняка по своему опыту. Несмотря на то, что я пришла в аспирантскую школу по образованию из академической среды, все равно недоставало многих умений. В первую очередь, правильно писать научные тексты на английском языке, проводить комплексные междисциплинарные исследования.

Справляться с трудностями нам помогала атмосфера школы. В группе занималось шесть человек, все было камерно. Занятия были очень глубокие, каждый мог проработать свою тему, мы хорошо знали темы друг друга. Уверена, что аспирантура помогла нам всем, но говорить могу только за себя. Я выросла как личность и специалист. Довольна тем, чем занимаюсь, и очень люблю свою работу.

Важна не только степень, но и дорога к ней 

Один из американских писателей сказал: книгу нужно писать не тогда, когда хочется что-то сказать, а когда есть, что сказать. Так же с аспирантурой. Это большая работа, которая требует много времени и сил. Не всегда дает ожидаемый результат. Тем, кто не уверен, рекомендовала бы сначала попробовать себя в академической среде в свободном режиме. Например, поработать лаборантом или аналитиком в одном из центров института, почитать научные статьи, посетить открытые лекции и семинары, а потом уже решить. Но тем, кто чувствует в себе силы и кому есть, что сказать, поступать нужно обязательно. Это отличная возможность продолжить или выстроить новую траекторию в академической среде. Аспирантскую школу по образованию я рекомендовала бы, потому что в ней умеют сделать богатым событиями и увлекательным сам процесс обучения. Тот случай, когда имеет значение не только «пункт назначения», но и сама дорога к нему.


Записала Анна Гончарова