Трудно, но выгодно
Исследователи Института образования НИУ ВШЭ опросили преподавателей подмосковных колледжей и сравнили, какие преимущества и недостатки новые условия труда привнесли в их жизнь.
Внедрение новой системы оплаты труда педагогических работников стало камнем преткновения для профессионального и экспертного сообщества. К единому мнению прийти так и не удалось, но, между тем, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 2012 года эффективный контракт поэтапно внедряется в образовательные учреждения.
«Эффективный контракт — трудовой договор с работником, который конкретизирует должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг, а также меры социальной поддержки».
распоряжение Правительства РФ, 2012
Авторы идеи о новой системе оплаты труда считали, что эффективный контракт в форме индивидуализации трудовых договоров не просто повысит уровень заработной платы педагогов, но и полностью избавит их от необходимости искать подработку. Ежемесячные выплаты будут состоять из гарантированной части зарплаты и индивидуальных стимулирующих начислений, рассчитанных на основе результатов и объема работы преподавателя, его квалификации и опыта. Таким образом предполагалось повысить мотивацию самих педагогов и поднять престижность профессии в целом.
Критики нововведения отмечали, что гарантированная часть оплаты труда остается довольно низкой, плюс на нее влияет высокая региональная дифференциация. А повышение заработной платы происходит за счет увеличения нагрузки на одних преподавателей при освобождении от нее других.
Кроме того, споры вызывают критерии, по котором должны оцениваться результаты работы учителей. Педагогический труд считается творческим, поэтому некоторые скептики придерживаются мнения, что материальные стимулы не обязательно возымеют должный эффект.
Однако с 2013 года начался поэтапный переход на эффективный контракт. В ряде образовательных учреждений с педагогическими сотрудниками, которые к тому времени уже работали, к трудовым договорам были заключены дополнительные соглашения. С теми, кто только устраивался на работу, контракты подписывали уже по новой форме.
Чтобы понять, как сами учителя оценивают изменения, Павел Деркачев и Алексей Зиновьев изучили мнения 253 преподавателей из 83 учреждений среднего профессионального образования (СПО) Московской области.
Среди охваченных образовательных учреждений были как те, которые уже перешли на эффективные контракты в трудовых отношениях с педагогическим составом, так и те, которые пока работают по-старому. Все колледжи были поделены на четыре кластера в зависимости от следующих критериев:
удаленность от Москвы;
число педагогических работников в расчете на одного студента;
средний размер заработной платы преподавателей;
популярность образовательной программы среди студентов.
Из каждого кластера выбрали преподавателей, работающих на разных системах оплаты труда, и поделили их на две группы: экспериментальную (105 человек) и контрольную (148 человек).
Исследователи спрашивали респондентов, в частности, как соотносится желаемый уровень зарплаты с реальным, есть ли необходимость искать дополнительный заработок, как часто происходит оценка профессиональной деятельности, считает ли преподаватель свою профессию престижной. Анкета включала 31 вопрос.
Важно отметить, что по социально-экономическому положению (возрасту, числу детей в семье, квалификационной категории, общему педагогическому опыту, стажу работы в занимаемый на данный момент должности) респонденты экспериментальной и контрольной группы существенно не отличались.
Результаты опроса показали, что учителя, работающие на условиях эффективного контракта, скорее, удовлетворены его внедрением. По крайней мере, они отмечают улучшение своего материального положения и повышение доверия к системе оплаты труда в целом. По их мнению, стимулирующая часть заработной платы распределяется справедливо. И, более того, они ожидают увеличение своего дохода в будущем.
Исследователи обнаружили, что в организациях СПО, перешедших на эффективный контракт, оценка престижности учительской профессии и связь системы оплаты труда с качеством преподавания выше, чем в организациях, не использующих пока индивидуальные трудовые договоры с преподавателями.
В то же время опрос показал, что индивидуализация трудовых отношений привела к более частым проверкам качества работы педагогических сотрудников, что отрицательно сказывается на времени, выделяемом учителем самому преподаванию.
IQ