• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как облако, блокчейн и искусственный интеллект помогут школе «избежать лжи и манипуляций»

Спикеры Летней школы Инобра вспомнили не только о новейших технологиях, но и о «таинствах» и «причастиях»

Как облако, блокчейн и искусственный интеллект помогут школе «избежать лжи и манипуляций»

О том, как новые технологии должны менять образование, должны дискутировать, прежде всего, сами учителя. Именно поэтому II Всероссийская летняя школа «Цифровая трансформация образования», работа которой завершилась на днях в Инобре, собрала тех, кому предстоит внедрять новые технологии – учителей, директоров школ и их замов, управленцев сферы образования со всех концов России. Летняя школа прошла при активной поддержке корпорации «Российский учебник».

48 участников из 25 регионов России – это много или мало? В Институте образования и Центре изучения учительских практик НИУ ВШЭ  считают, что все еще мало – поэтому летняя школа следующего года не только расширит форматы работы участников (от сегодняшних воркшопов – к проектной работе), но и «географически» шагнет за пределы института. «Важно, что докладчики – сами учителя, они делились опытом друг с другом», – отметила Ольга Ильченко из Microsoft. 

 Летняя школа для меня – это настоящая жизнь

Ксения Елистратова
замдиректора «Кадетской школы», Вологодская область

Спикеры говорили отнюдь не только о новых технологиях. Так, Кирилл Баранников (МГПУ) обсуждал с учителями сам подход взаимодействия с детьми. По его словам, в российской школе распространена модель «Причастие», когда ребенок будто бы погружается учителем в «таинство», заучивая формулы, даты и тексты. Другой подход основан на результатах, которые ожидаются взрослыми от 11 лет в школе, третий – на диалоге учителя и ребенка. Какой из них можно назвать «правильным»?

Вряд ли так можно ставить вопрос – тем более в мире, в котором более 180 «моделей компетенций», а в системах образования, как признается спикер, «царит очень сильный бардак и нет согласованности». Он напомнил, что даже само понятие «результат» можно понимать по-разному (не случайно в виду странового контекста у этого термина, как минимум, пять разных вариантов в английском языке), оно очень варьируется в зависимости от возрастных групп, и только «большие идеи», обобщенные знания позволяют избежать чрезмерной академической нагрузки.

 Владислав Шершульский (Microsoft) вернулся собственно к технологиям.

И шариковая ручка, и микрокалькулятор в свое время были для школы такими же новыми технологиями, как сегодня – облако, блокчейн и искусственный интеллект. Облачные технологии привлекательны для образования тем, что «не только ведущие школы и университеты, но и любые образовательные организации получают доступ к тем ресурсам, которые раньше требовали дорогостоящего оборудования, высококвалифицированных кадров и больших финансовых вложений».

Блокчейн как распределенная по многим «ячейкам» база данных ставит вопрос о проверке подлинности информации и ее защите от фальсификации, но не факт, что эта проблема актуальна для сферы образования, где за «подлинность» отвечают нормативы, стандарты и учебники. Что касается искусственного интеллекта, то в некоторых странах его основы уже начали включать в школьные программы.

 «Это фундамент рациональности. Понимание основ искусственного интеллекта поможет отличить правду от лжи и манипуляций. Ну и для будущих поколений владение навыками использования искусственного интеллекта – это конкурентное преимущество», – считает Владислав Шершульский.

 Могут ли все эти технологии заменить учителя сегодня? Нет! Надо видеть в инновациях союзников в педагогической работе.

Владислав Шершульский
Директор по технологической политике Microsof