• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Конференция исследователей высшего образования открылась в Вышке

Десятая международная конференция, организованная Высшей школой экономики, продлится до 25 октября. Ее участники обсудят вклад высшего образования в развитие общества и экономики: глобальные, национальные и региональные вызовы.Для участия в конференции зарегистрировались более 400 человек, из них больше половины — не из Москвы. Представлены 15 зарубежных стран, все континенты, кроме Австралии. Зарубежные докладчики — из ведущих мировых университетов: Оксфорда, Стенфорда, Пенсильванского, Пекинского и других.

Конференция исследователей высшего образования открылась в Вышке

© Высшая школа экономики

Организаторы получили 161 заявку от потенциальных докладчиков, но в программу удалось вместить лишь 64 доклада. По оценке научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, это показывает колоссальный рост исследовательского потенциала. Десять лет назад в программе первой конференции, где участвовало лишь несколько десятков коллег, звучало много философских выступлений о том, какой должна быть система образования, теперь же большинство докладов базируются на эмпирических данных.

Смысл преобразований

Заместитель министра науки и высшего образования РФ, в прошлом ректор Южного федерального университета Марина Боровская отметила, что конференция в Вышке посвящена обсуждению смысла преобразований, которые проводятся сегодня в высшей школе, их влияния на развитие экономики и разработку новых технологических решений мирового уровня.

По оценке Марины Боровской, трансформация высшей школы в нашей стране сейчас во многом обусловлена национальным проектом «Образование». Федеральный проект «Молодые профессионалы» призван повысить конкурентоспособность российских университетов, реализовать новые образовательные проекты и программы. Федеральный проект «Новые возможности для каждого» меняет отношение к человеческому потенциалу: непрерывное получение компетенций, их превращение в квалификации становится основой профессионального развития. Федеральный проект «Экспорт образования» показывает, что развитие экономики невозможно без сотрудничества в сфере образования и науки.

Заместитель министра подчеркнула, что для исследователей крайне важен постоянный обмен опытом, диалог и взаимная поддержка. X Международная конференция исследователей высшего образования дает именно такую возможность.

Продуктивный путь

Как рассказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, пленарные доклады конференции посвящены, прежде всего, вкладу образования в развитие экономики и человеческого капитала. Высшее образование в современном обществе является массовым, и доступ к нему — важнейшая социально-экономическая проблема. В большинстве стран абитуриенты стремятся попасть именно в ведущие университеты, с брендом и репутацией, представляющие наиболее качественное образование, и не всем это удается.

Еще одна важная тема — изменение механизмов управления высшим образованием в разных странах. Проблема управления существует и в тех странах, где основные решения принимаются на уровне университетов, и в тех, где определяющую роль играет государство. В России порядка 65% высшего образования формируется не на основе решений правительства, а исходя из требований рынка, поэтому необходимо понимать не только механизмы нормативного управления, но и управления с помощью рыночных теорий.

Ярослав Кузьминов подчеркнул, что университет — это особый, уникальный тип организации, где профессора — основной элемент капитала и одновременно основное звено принятия решений. Так что детальное исследование университета интересно не только тем, кто работает в сфере образования, но и специалистам в области общей теории управления и экономической теории.

 

Приятно, что очень многие коллеги из года в год приезжают на конференцию и включаются в обсуждение разных тем. Это продуктивный путь развития научных сообществ, потому что ключевой вызов для науки сегодня — ее сегментация, потеря интереса коллег к ходу и результатам исследований в областях, которые не смыкаются непосредственно с зонами их интереса. Наша конференция противостоит этой негативной тенденции.

Исследования без границ

Проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич подчеркнула, что каждый раз конференция исследователей высшего образования становится не только презентацией завершенных работ, но и точкой для обсуждения новых исследований, формирования новых контактов и старта новых проектов.

Она рассказала о масштабных международных проектах в сфере высшего образования, в которых участвовала Вышка в последнее десятилетие. Первый такой проект, реализованный совместно с Центром исследований международного высшего образования Бостон-колледжа, был посвящен изучению зарплат и контрактов профессоров в 29 странах, и именно он обсуждался на первой конференции десять лет назад. Затем последовали другие проекты, в том числе посвященные университетам в странах БРИКС, трансформации высшего образования на постсоветском пространстве.

Одна из целей, которую преследуют исследователи Вышки, участвуя в таких проектах, — рассказать зарубежным коллегам, как устроено высшее образование в России. «Мы пытаемся сравнивать страны друг с другом, строить теорию, которая помогает лучше понять, что происходит в каждой из них», — подчеркнула проректор НИУ ВШЭ. При этом исследователи работают не только на макро-, но и на микроуровне — изучают то, что происходит внутри университетов (последствия академического имбриндинга, молодых коллег и другое).

Ярослав Кузьминов добавил, что в этих исследованиях участвуют совсем молодые люди. «Мы видим, как на академический рынок входит новое поколение исследователей в возрасте от 25 до 40 лет. Они очень продуктивны, для них не существует национальных границ, они общаются с коллегами в разных странах. Их подход основан на видении если не всех национальных систем образования, то большинства. Мы еще почувствуем эффект такого подхода и в исследованиях, и в политике».

От качества образования — к качеству экономики

С 50-минутными пленарными докладами в первый день конференции выступили профессор Оксфордского университета Саймон Марджинсон и профессор Пенсильванского университета Лора Перна.

Доклад Саймона Марджинсона был посвящен вкладу высшего образования: в чем он состоит, как его оценить и увеличить в России. Высшее образование выполняет множество социальных и экономических функций: помогает человеку стать полноценной и востребованной личностью, обеспечивает условия для успешного общественного взаимодействия. Качество высшего образования определяет эффективность экономики. Именно в университетах создаются важнейшие стимулы для социальной вовлеченности, гражданского диалога и критического переосмысления действительности. По мнению докладчика, в России вклад высшей школы в социально-экономическое развитие пока недостаточен, и необходимо создать условия для его усиления.

Лора Перна рассказала о путях достижения равенства возможностей для получения качественного высшего образования. По ее мнению, для этого необходимо решить целый комплекс проблем — обеспечивать более качественную подготовку абитуриентов, в том числе в части профориентации, решать вопросы финансирования, обеспечивать надлежащее академическое сопровождение студентов, создавать разные возможности для получения качественного образования. Высшее образование не должно способствовать воспроизводству социально-экономического неравенства, считает Лора Перна.

16 сессий, 10 круглых столов

В течение трех дней в рамках конференции состоятся 16 сессий и 10 круглых столов — дискуссий по острым вопросам образовательной политики, в числе которых взаимодействие университетов с Академией наук и бизнесом, их роль в преодолении неравенства и многое другое. Кроме того, пройдет ежегодный симпозиум молодых исследователей высшего образования, в котором примут участие пленарные докладчики. «Это уникальная возможность общения представителей разных поколений исследователей», — подчеркнул Исак Фрумин.