• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Жизнь и неравенство Адама Джеймара

В каждой стране свой «профиль» неравенства в образовании: здесь вполне можно перефразировать крылатые слова Льва Толстого о том, что каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Сравнить проблемы и способы их решения с опытом других стран всегда интересно. Тем более, если сравнивает человек, у которого перед глазами много примеров. О российском неравенстве в школе и вузе, а также собственном  опыте исследования этой темы рассказывает Адам Джеймар – постдок Института образования. Он родился и учился в США, докторскую степень защищал в Великобритании, работал в Китае. Уже год Адам живет в Москве. Здесь он учит русский язык, катается на коньках и болеет за «Спартак», но главное – изучает неравенство в российском образовании вместе с командой Центра социологии культуры Инобра.

Жизнь и неравенство Адама Джеймара

Тропою неравенства 

Вплотную неравенством в образовании я занялся только в России. Прежде мои исследования касались самых разных тем – спортивного комьюнити в Канаде, азиатских религий, субкультуры вегетарианцев и сторонников йоги в Великобритании…Сам четыре года был вегетарианцем, до сих пор занимаюсь йогой, но не поэтому их изучал. Как ученому мне интересно, что хобби или субкультуры могут сообщить об обществе. Например, выбор спорта – часто показатель вашего социального класса.

Я всегда исследовал занятость людей вне работы. Какие различия формируют то, чему мы посвящаем свое время? Отсюда один шаг до вопроса, что и как влияет на выбор университета или школы. Сейчас мое исследование посвящено механизмам такого выбора после школы и университета. Строю его на данных лонгитюда «Траектории в образовании и профессии», который ведет наш Центр социологии культуры.

На мой взгляд, по структуре неравенства Россия гораздо ближе к США, чем к Европе. Например, в Британии все очень централизовано и в университетах, и в школах. Возможно, потому что страна не такая большая. В частной школе может быть задан один уровень качества, а в государственной – другой.  В результате возникает расслоение. Америка и Россия – большие страны с очень разнообразными регионами, с сильными различиями между городом и деревней, и каждая школьная администрация сама может по-разному влиять на качество. Масса университетов разных уровней и типов. Здесь нельзя прогнозировать преимущества образовательной организации определенного типа, как в Великобритании.

Россию и США поделил контекст 

Я вырос в маленьком городке в самой глуши США. Если вы поедете на запад, то другой город будет через 20 часов. Школа была одна – государственная. Учили нас хорошо – в этом смысле не могу сказать, что пострадал. Но с точки зрения перспектив и возможностей – конечно, мы видели и понимали очень мало. В голову не приходило, какие бывают профессии в «большом мире», как живут другие слои общества. То есть, я получил хорошее образование, но просто не понимал, что там за пределами моего города. 

Похожая проблема в России усилена тем, что самое важное, интересное, ценное сосредоточено в одной точке – в Москве. Это уже европейская парадигма, когда столица собирает все элементы экономической, политической, культурной власти за счет остальной страны. В США эти ресурсы распределены между городами более равномерно. Не складывается такого острого неравенства.

Причины и особенности неравенства всегда сильно отличаются, даже если страны внешне похожи. Не может быть решений, которые можно просто перенести из Америки или Европы. Например, в США сейчас обсуждают отказ от стандартизированных тестов, чтобы повысить равенство доступа к высшему образованию. России это вряд ли подойдет: ЕГЭ ввели недавно и ровно с этой же целью. Идеи, которые решат российские проблемы мобильности молодежи, будут зависеть только от национального контекста.   

Игры разума в России

Я продолжаю изучать Россию. Хочу посмотреть подробнее уже на сектор высшего образования – как университет служит социальным лифтом для людей из разных слоев общества. Это в моих планах на ближайший год. Вообще мои исследовательские планы шире, чем образование. Интересно изучать российское общество, мне с моим «англосаксонским» мышлением – многое кажется необычным и перспективным для изучения. Большая часть моих работ посвящена Великобритании и Канаде, но, если сравнивать с Россией... Там настолько мало изменений за последние 100 лет... Ваша история делает исследования общества гораздо более интересными.

Многих знакомых интересует, легко ли американцу в Москве. Но прежде я жил год в Пекине, вот там был культурный шок. Там у тебя на лбу написано, что ты иностранец. Здесь же я не сильно выделяюсь и могу поддержать разговор. Со своим знанием русского я безнадежен при визите к врачу, но не в винном магазине:) Смотрю хоккей, побывал на нескольких матчах московского «Спартака». Выбрал его из всех команд, потому что на их матчах атмосфера самая веселая. Вообще, я – футбольный болельщик, но российский футбол пока не раскусил.

В России есть то, по чему скучал все годы учебы в Великобритании. Зима и зимняя культура! Катки, санки... Можно сказать, что в Москве я дома даже больше, чем в Дареме. Значительная часть года пришлась на локдаун, но меня это не расстроило – я вообще довольно замкнутый. И закрытые до сих пор границы не беспокоят, потому что никуда не тороплюсь. 


Обращаем внимание, что Инобр открыл 12 вакансий для российских постдоков – ученых в возрасте до 39 лет, защитивших кандидатскую диссертацию. Прием заявок до 15 мая. Подробнее https://ioe.hse.ru/news/456716766.html

Благодарим Анну Полянскую за помощь в подготовке интервью.