Море онлайна за горизонтом: эксперты заглянули за унылую и привычную реальность пандемии
Эдтеху добавят искусственного интеллекта
Взрывной спрос на онлайн-платформы образца 2020 года в текущем году не повторился. Но, если посмотреть на российский и мировой рынок, произошел существенный рост онлайн-образования: аудитории, посещаемости и выручки.
Школы и университеты готовят инфраструктуры для гибридного обучения. Все крупные игроки рынка создают продукты. Анонсирован госзаказ на разработку цифрового контента через маркетплейс цифровой образовательной среды. После вынужденного дистанта многие учителя поняли, что цифровые платформы удобны, их можно внедрять в обучение и обогащать традиционные форматы.
Мы провели исследование: раз в неделю школьный класс занимался математикой в онлайне. Мотивация, заинтересованность учеников повышались. Но также они отмечали, что постоянное онлайн-обучение их демотивирует. Важен баланс, чтобы классическое обучение не заменялось, а усиливалось цифровыми ресурсами.
Российский рынок онлайна пока невелик: стоит меньше любого из двадцати единорогов EdTech. Существуют и структурные отличия отечественного рынка. В мире больше половины стартапов находятся в сегменте формального образования, у нас почти 75 процентов – в дополнительном и прочем, где находятся иностранные языки, soft skills и т.д. Серьезной конкуренции на отечественном рынке пока нет, происходит развитие за счет привлечения новых клиентов.
Если раньше технокомпании обеспечивали рост контента, то сейчас происходит усиление сервисной составляющей. Лидеры по инвестициям – технологии искусственного интеллекта, сервисы адаптации учебного процесса под особенности обучаемого.
Вузам поправят фокус на национальные задачи
Разработана новая стратегия поддержки университетов. Проект «5-100» и программу опорных вузов Программа стратегического академического лидерства заменит с циклом 10 лет. Впервые программа не зависит от ведомственной подчиненности или статуса университета. Вузы любых направлений могут принимать участие, если проходят по критериям. ПСАЛ находится в высокой степени готовности, но официально еще не запущена.
Если в программе 5-100 был гонка за глобальные рейтинги и международное признание, то сейчас на первый план выходит задача вклада в достижение целей национального и регионального развития.
Порядка 250 вузов смогут участвовать. Критически важной становится горизонтальная связь между победителями и университетами, которые в силу разных причин не попали программу. Это необходимо для распространения опыта и обмена лучшими практиками.
Если идем по линии конкуренции – это оптимизация сети, дальнейшие поглощения со всеми конфликтами. Если по линии кооперации – непонятно распределение авторских прав в исследовательских консорциумах. Непонятно, как это делать, ни практически, ни юридически.
Дмитрий Санатов
руководитель головного офиса, партнер Центр стратегических разработок «Северо-Запад»
Финансирование ПСАЛ на уровне Проекта «5-100». Но раньше это сумма уходила ведущим вузам, теперь «размазана» по большему числу вузов. «Поскольку развитие образования вошло в национальные цели, возникает вопрос к стратегии. Получит образование принципиально большее финансирование, как сейчас это происходит со здравоохранением», – обращает внимание Санатов.
С одной стороны, кашу размазали по тарелке тонким слоем, но с другой – расчет на участие регионов в модернизации нашего образования. И это подкреплено законодательно: регионы получают право вкладывать деньги в развитие вузов. Это очень важный момент.
ДПО микростепенями прирастать будет
Доля работающих людей, прошедших программы ДПО, растет крайне медленно – всего на 2% в год. Охватывает 22 % от занятого населения. По национальным проектам обучилось 1,2 миллиона, что немного в общем числе обученных.
Зарплатная премия за год высшего образования и ДПО сблизились, они становятся конкурентами. За рубежом тоже все непросто. В Британии число выпускных базовых степеней сократилось в 2,7 раза. А количество сертификатов ДПО в США выросло в два раза. Государственные стимулы в развитии ДПО снизились, я бы сказал, что они закончились.
Программа стратегического академического лидерства и «Приоритет-2030» включают два компонента из завершившейся программы «Новые возможности для каждого». Но показатели по количеству обученных заложены очень невысокие. Даже целевой показатель объемов доходов не становится существенным, потому что не предусматривает штрафных санкций. Этот проект перестал быть стимулирующим для системы высшего образования. Университеты упускают рынок онлайн-обучения.
Господдержка нужна не всем. У нас нет НДС, налога на прибыль, люди могут получать налоговый вычет за расходы на образование. Единственное, что нужно от государства – уменьшить соцналог.
Дмитрий Гудзенко
директор учебного центра «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана
Попытка все нагрузить на вузы очень спорная, считает Гудзенко: «Цели классического образования и ДПО не всегда совпадают. Должны быть разные формы организации этого процесса». Надо разворачивать сюжеты с микростепенями, чтобы документ по итогам курса ДПО носил важный характер для всех государственных и негосударственных организаций. Примером тому системы международной сертификации конкретной компетенции в IT.
СПО меняет станки на компьютеры
Были реактивные изменения, которые проявились на шоке пандемии. Часть одиннадцатиклассников решила хеджировать риск. Не поступили в вуз и поступили в колледж. Но в целом последние 10 лет происходит перераспредление молодежи в сторону колледжей. Больше половины студентов сегодня учится в системе СПО.
Все мы знаем про обходной маневр, про транзит. Чтобы избежать ЕГЭ. Так вот важная фиксация: число таких транзитных студентов снижается абсолютно. Если 31 процент шли сразу в вуз, то сейчас – 21 процент. В данном случае, пандемией не причем и это важно.
«Стереотип, что в колледжах учат в основном работать "у станка", скоро канет в Лету окончательно», – обращает внимание Мальцева. Именно неиндустриальные специальности становятся ядром СПО. Приходят другие студенты, более обеспеченные. По данным МЭО, половина студентов относят свою семью к высокому материальному положению. И это рекорд. Появляется конкурс в колледжах, происходит стремительная коммерциализация.
На рынке появляются новые игроки с новым позиционированием. Это здоровая рыночная реакция. Колледжи улучшают свою систему и набирают престиж. А на рынке труда все больше предложений без требований к диплом вуза. Популярность колледжей будет расти и дальше, если не изменятся в лучшую сторону две вводные: экономическое благополучие семей и доступность ВО.
Ребята идут в колледж, потому что хотят работать, создавать что-то предметное, видеть результат своей работы. Когда преподаватель меняет свою роль и становится наставником, членом команды в совместном проектировании. А нынешняя школа не может им этого предложить.
Михаил Сумбатян
директор колледжа IT-Hub.
Сейчас 15 процентов СПО учится в университетах, то есть в колледжах при вузах. В условиях сжатия приема в региональных университетах, возможно, СПО станет снова для них привлекательным.
Запись семинара
Алена Родионова
куратор проекта «Цифровая школа» образовательной платформы Учи.ру