• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Учителям посчитали зарплату по-новому

Пандемия сильно изменила характер работы педагога, увеличились интенсивность и сложность, а значит должна поменяться и оплата его труда. Существующую модель ученикочасов нужно заменить более гибкой формой стимулирования учителей, — считают эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании ВШЭ. Доклад «Оплата труда педагогов: как изменить ситуацию к лучшему?» вышел в серии «Современная аналитика образования».

Учителям посчитали зарплату по-новому

Авторы предлагают идею интегрированного оклада. В новой модели учебная нагрузка педагога, в часах, увеличивается коэффициентами за сложность и интенсивность. Появляется компенсационная часть на необходимое компьютерное оборудование, оплату коммуникационных сервисов, Интернета и услуг связи. Вводится дополнительное стимулировании за качество преподавания и система индивидуальных сертификатов для оплаты персональной программы профессионального развития.

«Сложившиеся системы оплаты труда — на фоне своего разнообразия — продемонстрировали непрозрачность, отсутствие гибкости, неспособность быстро учесть вызовы пандемии. Школы оказались «заложниками» выполнения обязательств по отработке именно количества часов, а столь необходимые в период пандемии новые форматы взаимодействия с родителями и учениками, например, консультирование, использовались сверх оплачиваемой нагрузки учителя и стали причиной перегрузки как учеников, так и учителей», — мотивируют необходимость перемен авторы.

Базовый оклад на первом квалификационном уровне предлагается не ниже 70% от средней заработной платы. Компенсационные выплаты устанавливаются за условия труда, которые отличаются от нормальных. Такие условия труда определены законодательством (ночное время, выходные и праздничные дни, вредные условия труда и т. д.), но могут регулироваться на уровне организации, например, за дополнительные обязанности, сложные условиях или интенсивность.

Стимулирующие выплаты устанавливаются за качественное выполнение обязанностей работника. Действующие сегодня прибавки в 10% и 20% для первой и высшей категории соответственно не создают достаточной мотивации для профессионального развития, считают авторы. Они предлагают два сценария: повышения оклада на каждом квалификационном уровне на 30% или 20%. Согласно исследованиям, меньшее повышение работники обычно не признают значимым для того, чтобы выполнять новую для них работу.

Коэффициенты обеспечат учителю с тремя категориями (учитель высшей категории, учитель-наставник, учитель-методист) в первом сценарии — 83 056 руб., во втором — 67 084 руб. Увеличение расходов по второму сценарию посильно для бюджетов всех субъектов РФ. Первый сценарий потребует дополнительных субсидий из федерального бюджета для регионов без достаточных и устойчивых доходов.

Предлагая новую модель, авторы обращают внимание на исследование НИУ ВШЭ, которое выявило отношение к эффективному контракту в образовательных организациях разного уровня. Повышение качества работы наблюдается там, где есть понимание задач развития организации и их увязка с показателями эффективности, где есть открытость в показателях и процедурах, учитывается мнение коллектива, ведется контроль за соответствием заявленных результатов, а у работников есть возможность апелляции. Интервью с педагогами подтверждают: в таких организациях работники адаптировались к новым подходам и не готовы отказываться от них в пользу штатно-окладной системы.

Авторы доклада: И.В. Абанкина, А.А. Вавилова (научная редакция), П.В. Деркачев, К.В. Зиньковский, И.А. Кравченко, Н.Е. Суркова

Полный текст доклада здесь