• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Инобр экспериментирует с «близнецовым методом» – с его помощью можно расшифровать главный феномен советского образования

Через 30 лет после распада СССР вокруг его образовательной системы больше мифов, чем правды. Консерваторы любят повторять, что советская школа была лучшей в мире. Отдельные голоса и вовсе предлагают в 21 веке учить по советским учебникам. На самом деле всё было по-разному. Но за изучение одного феномена точно стоит взяться всерьез – тем более, он всегда оставался в тени. Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского представляет большое исследование системы внешкольного образования – какой она была и какой стала в 15 странах бывшего СССР.

Инобр экспериментирует с «близнецовым методом» – с его помощью можно расшифровать главный феномен советского образования

Музыкальные школы и дворцы пионеров, секции и детские железные дороги, – по масштабу, охвату и многим показателям эта система действительно не имела аналогов в мире. Очень многообразно сложилась и ее судьба после 1991 года. Где-то войны разрушили всю инфраструктуру, где-то развивались отдельные направления. Получилось, что общий «эффект колеи», который удалось обнаружить исследователям, соединился с совершенно разным представлением, какой должна быть «внешколка» (и должна ли она быть вне школы).

В Центре Пинского группу исследователей возглавляет аналитик Иван Иванов. Во всех 15 постсоветских странах в ее работе участвовали больше 60 экспертов – они помогали собрать лучшие кейсы, сделать доступными даже непубличные ведомственные отчеты, разобраться в статистике и законодательстве. Задача сложная еще и потому, что во всем мире внешкольное образование еще не было предметом больших межнациональных исследований, здесь нет таких инструментов, как PISA или TIMSS.  

Итогом работы стала серия книг «Постсоветское внешкольное образование», которые начала издавать Вышка. В первом выпуске обратились к самому актуальному: как внешкольное образование 15 стран пережило пандемию. Было гораздо сложнее, чем школе, не было таких мер поддержки, а значит, чтобы выжить – пришлось постараться: появилось много интересных кейсов. Второй выпуск посвящен кадрам внешкольного образования. Третий и четвертый готовятся к печати: в них речь пойдет о том, как регулируется этот сектор образования и какая инфраструктура сложилась в разных странах. В перспективе могут появиться тома и о странах Восточной Европы, входивших в соцлагерь.

Директор центра и один из соавторов серии Сергей Косарецкий сравнил этот подход с близнецовым методом, которому генетика обязана многими открытиями. Помимо научных перспектив, велика и практическая ценность. Анализ разного опыта поможет таким непохожим, но в чем-то все еще близким системам перенимать друг у друга лучшее. 


Скачать уже вышедшие книги серии можно по ссылке.