• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Постсоветский марафон – как наши вузы догоняли мировые тренды в обучении предпринимательству

В университетах нужно учить предпринимательству – сегодня это важная часть высшего образования. Четверть всех студентов мира проходят хоть один предпринимательский курс. Такие курсы массово начали появляться в программах вузов в 1940-х – но не в СССР, где само предпринимательство еще полвека считалось уголовным преступлением. Павел Сорокин, Исак Фрумин и Светлана Черненко изучили, как высшее образование постсоветских стран догоняло мировой тренд. Их исследование вышло в серии «Современная аналитика образования» в конце декабря – как раз к 30-летию распада СССР.

Постсоветский марафон – как наши вузы догоняли мировые тренды в обучении предпринимательству

«Переход к глобальной предпринимательской культуре или сопротивление ей?» – этот вопрос вынесен в само название книги. Авторам интересно, как приживались глобально признанные практики формирования «предпринимательского духа» в странах с не только разным высшим образованием, но и разными приоритетами, восприятием рынка и индексом демократии. Одна из гипотез состояла в том, что предпринимательство в вузах активнее продвигают страны «западного» склада, как, например, бывшие прибалтийские республики – ныне члены ЕС. Это подтвердилось только отчасти.

Исследование нормативных документов стран и ведущих вузов показало, что в целом все постсоветское пространство движется к интеграции в глобальную предпринимательскую культуру, но акценты разные. В 9 странах из 15 обучение бизнесу сделано частью стратегии экономического развития, но практически нигде не выделяется как отдельное направление. Это «технический инструмент» в глазах тех, кто определяет образовательную политику.

В тройке стран с наиболее развитыми регламентами предпринимательства в вузах оказались Эстония, Литва и – внезапно – Узбекистан, феномен которого объясняется в монографии отдельно. Да, в целом в нем не самые передовые социальные, экономические и политические институты на пространстве бывшего СССР, но обучение предпринимательству здесь развивают как отдельную часть национальной стратегии. Есть «догоняющие» страны, и есть «отстающие» (в их числе Россия), где вузы не рассматриваются в качестве основной площадки для развития предпринимательства. Авторы отмечают, что это «отчасти даже неожиданно», потому что почти в каждой из этих стран есть университеты с сильными «профильными» позициями в QS World University Rankings.

Исследование стало очередной частью большого «постсоветского» проекта Инобра. На протяжении нескольких лет центры и лаборатории института исследуют образовательные системы 15 государств как площадку своего рода естественного эксперимента, связанного с общим прошлым, но принципиально разным подходом к дальнейшему развитию. Эти исследования касаются и высшего образования, и школ, а теперь и внешкольного сектора. Сегодня Инобр становится мировым центром по изучению постсоветского образования, – в новом году продолжим рассказывать о проектах и исследованиях в этом направлении.

Книгу Павла Сорокина, Исака Фрумина и Светланы Черненко «Обучение предпринимательству в университетах постсоветского пространства: переход к глобальной предпринимательской культуре или сопротивление ей?» можно прочитать по ссылке.