• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Шесть новинок на пути к PhD – новый руководитель аспирантской школы по образованию Татьяна Канонир – о том, что изменится в новом году

В аспирантской школе по образованию Вышки изменения – и не только кадровые. В конце прошлого года школу возглавила Татьяна Канонир, PhD, специалист по психологии и психометрике – ранее она курировала в аспирантуре психометрический трек. Татьяна рассказала, что ждет тех, кто поступит в новом году, и каковы планы команды аспирантской школы.

Шесть новинок на пути к PhD – новый руководитель аспирантской школы по образованию Татьяна Канонир – о том, что изменится в новом году

1⃣ Дальше – только с центрами

Мы и раньше старались максимально вовлечь всех, кто к нам поступает, в действующие проекты, в работу центров и лабораторий, чтобы аспиранты становились частью команд, видели исследовательскую повестку изнутри. С этого года мы более внимательно начнем относиться к тому, чтобы темы исследований ложились в повестку центров, и чтобы поступивший к нам сразу был вписан в какой-то проект. В таком случае у аспирантов больше ресурсов, от консультаций до баз данных, и выше вероятность в срок выйти на защиту.

Конечно, очень жалко, если у аспиранта прекрасная тема, но ею в институте не занимается никто из центров и научных руководителей. Но ничего не поделаешь. Придется отказывать.  


2⃣ Три правила для соискателей

Соискатель – человек, который не учится в аспирантуре, а просто пишет диссертацию и контактирует только с научным руководителем. В этом году мы вводим новые правила, которые четче обозначают, кто может стать соискателем. Этих правил три. Первое: вы должны иметь частично готовую диссертацию. Второе: у вас должны быть две публикации из трех (это минимум, с которым можно выйти на защиту). Далее в Инобре в рамках соискательства мы поможем с остальным – поможем найти научного руководителя, проведем через кандидатский экзамен и предзащиту.

Третье правило – тема диссертации должна соответствовать паспорту специальности по образованию. Но паспорт довольно обширный, мы ведь на образование смотрим как на междисциплинарную область, там есть и социология, и психология, и экономика… Главное – развивать свою тему в контексте образования. 


3⃣ Управленцы, добро пожаловать

Еще до нового года многие видели новость, что в аспирантуре Инобра появится трект для управленцев – программа для тех практиков образования, кто хочет концептуализировать свои навыки, нарастить компетенции исследователя и защититься. Руководить программой будет заслуженный профессор Вышки Анатолий Каспржак. Поясню, как будет устроен этот трек – это не совсем аспирантура, но неформально его можно назвать как раз «профессиональной аспирантурой» в полном смысле слова.

Есть люди, которые уже многого добились в сфере образования, хотят развиваться дальше, но уже нет времени, возможности учиться в аспирантуре. Мы предлагаем им программу профессиональной переподготовки – за это время поможем выстроить исследовательскую повестку и методологию, подготовить статьи. И когда человек заканчивает эту программу, он может поступить на соискательство и выйти на защиту. В сумме срок такой же, как в аспирантуре, но более гибкий график с учетом особенностей работы человека, его запросов, пробелов. Ведь из аспирантуры отчисляют, если человек не выполняет определенный набор требований каждый год, – а на новом треке всё более индивидуально. Подробнее о нем мы расскажем позже, когда будут согласованы все формальности.


4⃣ Занятий станет меньше

Некоторые правила меняются под общие новые порядки аспирантур: например, мы должны сократить обязательную образовательную программу. У нас исторически сложился большой пул курсов (больше 15), это продиктовано самим междисциплинарным характером образования, тем, что очень разный бэкграунд у всех, кто к нам поступает. Сейчас мы будем вынуждены сокращать в среднем до 3 курсов, помимо обязательного. Это будет трудный выбор, потому что в нашей сфере нет ярко выраженных «самых важных». Но, во-первых, появляется больше времени на работу над своим диссертационным исследованием, а во-вторых, все интересные и нужные аспиранту курсы он может прослушать сверх обязательной программы как факультативные.


5⃣ Укрепляем семинар

В новом году наш научно-исследовательский семинар будет называться аспирантским, но это не столько создание нового, сколько укрепление замечательной традиции. У нас сложился классный семинар, за несколько лет мы убедились, что это оптимальный формат. У аспиранта на протяжении всего срока обучения есть возможность выступать многократно – показывать прогресс по диссертации, учиться научной коммуникации – как комментировать, чтобы не обидеть другого, как принимать замечания и советы… А главное, получать обратную связь и от тех, кто ведет семинар, сейчас это восемь ведущих научных сотрудников Инобра, и от научных руководителей, и от приглашенных экспертов по конкретным темам. В том числе – от ведущих мировых ученых: так, например, участвовать в наших семинарах согласился Саймон Марджинсон, профессор Оксфорда, директор Центра изучения глобального высшего образования. Он поработает на семинаре с теми аспирантами, чьи исследования связаны с высшим образованием.


6⃣ Больше общения и поддержки

Проблема всей российской аспирантуры – высокий отсев. Стараемся решить ее плотной коммуникацией аспиранта и с нами, и с научным руководителем, чтобы вовремя понимать, что не получается. Мы понимаем, что отсев бывает разный: кто-то понимает, что не хочет заниматься наукой, и в этом нет ничего плохого, ведь вовремя понять и уйти – тоже важная вещь. А есть случаи, когда, наоборот, вовремя не выходят на защиту из-за высокого качества работы – например, хорошая статья достойна публикации в Q1, а этой публикации надо долго ждать. Чтобы сократить такой формальный отсев, мы пришли к идее составлять для каждого аспиранта ранний план публикаций. Максимально содействуем публикациях – консультируем по журналам, по стратегиям. В феврале начинаем беседы с аспирантами, чтобы свериться, какая помощь нужна. Стараемся поддерживать их на протяжении всего пути.


Подробнее об аспирантской школе по образованию можно узнать здесь. В понедельник, 7 февраля, в 17:00 проводим вебинар для поступающих в аспирантуру, где расскажем обо всем подробнее и ответим на вопросы. Чтобы участвовать в вебинаре, зарегистрируйтесь по ссылке.