• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Десять лет – и пять перемен – как обновляется программа «Управление образованием», юбилей которой отметим завтра

Магистерской программе «Управление образованием» исполняется десять лет. И это только по скромным подсчетам: столько она существует в Инобре, а до этого была совместная программа Шанинки и Вышки, а до этого – прообраз made in Шанинка & Манчестерский университет. Программа «путешествовала» вместе с Анатолием Каспржаком, ее создателем, который в этом году оставляет капитанский мостик – пост научного руководителя. Анатолий Георгиевич будет руководить специальной программой в рамках аспирантской школы, тоже для управленцев образования, но уже на следующем этапе их работы – вести к защите кандидатской диссертации. В магистратуре академическим руководителем остается Анна Кобцева, выпускница первого набора.

Десять лет – и пять перемен – как обновляется программа «Управление образованием», юбилей которой отметим завтра

Завтра, в пятницу, в 10:00 подключайтесь к трансляции нашего «НЕюбилея» (ссылка в конце текста), а сейчас поговорили с Анатолием Каспржаком и Анной Кобцевой о том, что и почему меняется на программе. Не меняется главное: «Управление образованием» остается, по сути, акселератором для тех амбициозных людей (в школе или вне школы), кто хочет руководить по-новому, сделать свою команду, организацию или проект эффективнее и современнее.


1. БОЛЬШЕ ТРЕКОВ!

Чуть раньше на программе уже выделили отдельный трек для предпринимателей. Совсем недавно появился еще один – в него переформатировалась «Цифровая трансформация образования», в прошлом отдельная магистратура. 

АНАТОЛИЙ КАСПРЖАК: Наша программа давно уже не такая однородная, как вначале. Директоров стало меньше, начали приходить группы управленцев – например, из одной школы директор, завуч и еще кто-нибудь. Кто-то переходит друг к другу во время обучения, то есть, можно сказать, что программа стала своего рода биржей труда в образовании. Всё больше к нам приходит предпринимателей. Когда их количество стало значительным,  мы решили сделать  отдельный трек: какие-то модули программы были адресованы для всей когорты, какие-то только для предпринимателей. Но те самые предприниматели пришли к нам и сказали: «Что вы делаете?! Мы хотим учиться с нашим потенциальным заказчиком, хотим понять, что ему нужно. Мы хотим разобраться, что такое российская школа, познакомиться с ее лидерами и скорректировать содержание прайс-листов». И от жесткого разделения на треки мы тут же отказались.

Примерно так же случилось с новым треком, адресованным управленцам, которые занимаются цифровой трансформацией образования. Здесь задача была очевидна с самого начала: я твердо убежден, что вопрос цифровизации – вопрос не компьютеров, не программ, не платформ, это вопрос головы учителя, его отношения к возможности изменений привычных образовательных практик в эпоху цифровизации. Да, люди, которые занимаются управлением процесса цифровой трансформации в образовательной организации, должны уметь подобрать нужные  инструменты для решения той или иной задачи, но для этого достаточно 2-3 дисциплин. В остальном – они такие же  управленцы, просто их деятельность сфокусированы на одном из аспектов работы школы.

АННА КОБЦЕВА: Одна коллега сказала, что 10 лет – это уже пубертатный период. Дети в этом возрасте заканчивают начальную школу. Если сравнить с «взрослением» программы, то интересная история получается: как в начальной школе есть один учитель – так и на программе был один трек. Переход в среднюю школу – появляется много разных путей, учителей, ученик начинает ходить по кабинетам, в чем-то он уже сам себе предоставлен. С программой сейчас происходит то же самое.

Да, три трека, но в реальной жизни все эти люди – «классические» управленцы, предприниматели, те, кто занят «цифрой» в школе – должны все время взаимодействовать. А тут есть площадка, где можно поучиться этому. Часто можно увидеть предпринимателя, который сделал классный продукт для школы и недоумевает, почему он «не взлетел». А здесь – пожалуйста, вы в одной команде: пообщайтесь с директором, поймите, что у него «болит», проживите какие-то испытания вместе. То же самое – с «цифрой»: столько продуктов и платформ, но давайте посмотрим, сколько из того, что из них школа использует осознанно. А не потому, что им сказали «сегодня Яндекс, завтра Гугл».


2. ВПЕРЕД, К ГИБРИДУ

На программе четко чередовались очные и заочные модули. Теперь, возможно, чередование будет не таким жестким, а акценты очных и дистанционных частей будут меняться. Вместе со всей Вышкой идем к гибридным формам.

АННА КОБЦЕВА: В чем-то я даже благодарна опыту локдаунов. Мы и до них смотрели в сторону гибридов (например, записывались на Курсере), а сейчас хотим больше таких курсов, и наши преподаватели внутренне готовы перевести многое в гибридный формат. Движемся к индивидуализации трека каждого студента.

Всё идёт к тому, что если у нас 40-60 студентов, то по факту появляется 40-60 учебных планов. Сказать, что это легко происходит, не могу, но мы стремимся к этому и пытаемся сделать так, чтобы эта вариативность увеличилась. А новый стандарт ВШЭ означает, что будут распакованы большинство курсов Вышки. Теперь во всем университете акцент на то, что студент обозначает свои образовательные цели – за каким результатом я пришел, как я хочу этого достичь, из чего собрать. Такое возможно только в гибридном формате.

Офлайн останется как ключевая точка сборки. Деловые игры, семинары, встречи с экспертами, где человек может неформально пообщаться, быть в сообществе. В рамках такой схемы студент получает материал из наших ресурсов, сам, а вот что делать с этим материалом, как приложить к своему проекту, исследованию, где взять ресурсы на это – часто можно понять только в живом общении с экспертами, друг с другом. Очная часть превращается в зону коворкинга. 

АНАТОЛИЙ КАСПРЖАК: Мы были готовы к гибридным формам обучения в большей степени, чем другие программы. Не забывайте, что наша программа всегда была очно-заочной, что подразумевало  умение сочетать онлайн и офлайн. Это и оказалось ее конкурентным преимуществом. Да, будущее образования за гибридами, но здесь возникает такая интересная вещь: в тех аспектах, где дистант улучшает программу, преподаватель затрачивает  существенно большего усилий и времени, а учебная нагрузка в системе образования рассчитывается по-старому. 

Мы еще одну вещь почувствовали – что все электронные средства обеспечивают или работу студента, или преподавателя, а вот их совместную деятельность существующие цифровые инструменты не поддерживают. Их появление в образовании будет настоящей революцией, которая откроет путь гибридным формам.


3. МЫ ВСЁ МОЛОЖЕ

АННА КОБЦЕВА: Некоторое время назад наши выпускники, достаточно известные люди в сфере образования, эксперты, директора школ, вернулись на программу в качестве преподавателей. Это Алексей Голубицкий, Наргиз Асадова, Мария Озерова, которая сейчас отвечает за новое направление – сетевые программы.

Сейчас мы делаем проект с партнерами EdCrunch Academy в Казахстане, обучаем команды 52 школ, помогаем готовить программы развития. И как вы думаете, кто это делает? Основной костяк, модераторы, которые «держат» 150 участников – это выпускники нашей программы. О чем это говорит? Когда ты выпустился, если ты этого хочешь, то можешь продолжить жизнь в программе, но в другой роли. Часто выпускники говорят: да, учиться было тяжело, но после выпуска – непонятно, что делать дальше. Остается потребность сохранить себя в этом сообществе, в этом культурном языке, и рады принимать своих выпускников, только в других ролях.

АНАТОЛИЙ КАСПРЖАК: Я жду омоложения преподавательского корпуса – и у нас, и в образовании в целом. Такая тенденция есть. Некоторое время назад, во время командировки в Казань, мы оказались в цифровой школе. В вестибюле мы столкнулись с группой молодых людей, которых я принял за практикантов. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что эти молодые люди – заместители директора.  Цифровому образованию (школе) понадобятся учителя и преподаватели, которые свободно владеют не только  цифровыми средствами обучения, но и английским языком, а это как правило, представители молодых поколений. 


4. ПРОГРАММА РАСКИДЫВАЕТ СЕТЬ

В Дальневосточном федеральном университете уже второй год работает сетевая программа «Управление образованием» – ее выпускники получают два диплома, ДВФУ и Вышки. Ожидаем, что в новом учебном году появятся еще две – в Тихоокеанском и Тюменском университетах. 

АНАТОЛИЙ КАСПРЖАК: Любая программа случается здесь и сейчас, с этими людьми в это время, поэтому даже наша, вроде бы продуманная и «отлаженная» программа каждый год очень разная. И это несмотря на то, что ее «несущая конструкция» – базовые принципы, лежащие в ее основании – сохраняются. Один из таких принципов – ориентация  программы  на возможности студента (университет подстраивается под запрос студента, а не наоборот, происходит инверсия договора присоединения), сделал модель весьма привлекательной в масштабах России. Именно принципы, лежащие в основе программы, и тиражируются: построение программы от результата, инверсия договора присоединения, открытость образовательного пространства и т.д. Под нашим патронажем и/или совместно с нами, что могут себе позволить федеральные университеты, или самостоятельно. Можно создавать свои программы, опираясь на наши материалы, которые мы издаем в ряде научных статей, в новой методической серии Инобра, где в декабре вышла книга «Программа «Управление образованием» как модель прикладной магистратуры»

АННА КОБЦЕВА: Конечно, у университетов разные цели и задачи, и сказать, что это клоны программы, нельзя. Они разные в плане запросов и ожиданий и студентов, в плане представлений, как надо менять систему образования в регионе. Это добавляет специфики. Это не математика, образование – живой организм, у Хабаровска одни проблемы, у Тюмени другие. Но стандарты у нас общие, мы участвуем и в приеме, и в выпуске студентов, работаем в академическом совете сетевой программы.


5. МЕНЯЕМ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

АННА КОБЦЕВА: Когда мы, первый набор, пришли на программу, Анатолий Георгиевич и Кирилл Германович Митрофанов начали первое занятие с того, что сказали: чтобы реально начались изменения в образовании, должна появиться критическая масса управленцев, учителей, мыслящих по-новому. Правда, потом они посчитали, что для достижения этой массы наша программа должна проработать 70 лет, но, считайте, 1/7 пути мы уже прошли. 

А если серьезно, то я не могу заниматься проектом, если в него не верю. Я искренне верю, что достаточно изменений в конкретной школе, городе, регионе, чтобы создавалось пространство, где ребенок счастлив. Что бы мы ни делали в управлении, наши действия отражаются на маленьком человеке, который пришел в школу. Если наши коллеги, партнеры, выпускники делают немножко счастливее этих ребят, то, кажется, все получается.

АНАТОЛИЙ КАСПРЖАК: Надеюсь, что наши выпускники меняют систему управления, как минимум – свой  взгляд на процессы в ней происходящие. Мы с самого начала понимали: выпуская 40 человек в год – трудно рассчитывать на создание критической массы, способной совершить в российском или московском (почти половина наших студентов москвичи) образовании переворот. Потому изначально мы рассматривали программу как модельную, готовую к тиражированию. Рад, что сегодня замысел начал воплощаться. В совместную работу с нами включаются Дальневосточный, Тихоокеанский, Тюменский университеты. Надеюсь, что сеть эта в среднесрочной перспективе станет еще более разветвленной, и тогда... Что-то очень хорошее для системы и, главное, детей обязательно произойдет. Через год или через пять лет – не знаю, но изменения неизбежны.


Присоединяйтесь к нашему празднику – подключайтесь к трансляции юбилейной встречи выпускников, студентов и преподавателей программы «Управление образованием”. Она состоится завтра, в пятницу, в 10:00, трансляция по ссылке.