Эффект Голема школе не грозит – исследование не подтвердило, что успеваемость детей зависит от ожиданий педагога
Ожидания учителя могут отражаться на академических достижениях учеников, и возникает эффект «самоисполняющихся пророчеств». Это явление описано в научной литературе. Учителя формируют свои ожидания об академической успеваемости учеников, опираясь на ту информацию о школьниках, которая у них есть. Считается, что это данные, например, о социально-экономическом статусе семьи, наблюдение за поведением, а также собственные представления педагога о том, насколько развиты у ребенка те или иные навыки.
Чтобы проверить гипотезу о том, что представления учителя повлияют на оценки ученика, психометрики Инобра провели эксперимент, в котором участвовали несколько тысяч первоклассников из 188 школ в одном из российских регионов. Школы были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Школы приняли участие в исследовании СТАРТ. По итогам стартовой диагностики в школы были направлены отчеты с результатами детей. Контрольная выборка получила и работала со стандартными отчетами, как раньше, а экспериментальная дополнительно получила материалы о группах учеников с рекомендациями для более эффективной работы с ними и т.д. То есть педагог мог опереться на дополнительную доказательную базу, а не на свои субъективные представления о почти еще незнакомых детях.
СТАРТ разработали в Центре психометрики и измерений в образовании. Это инструмент, который позволяет измерить уровень когнитивных и некогнитивных навыков ребенка на входе в школу. Выглядит это как компьютерная игра: ребенок садится за компьютер, проходит веселые задания (уровень сложности программа корректирует сама, опираясь на ответы), которые озвучиваются диктором. «Мозг» инструмента позволяет комплексно оценить многое – от умения читать-считать до уровня сформированности социально-эмоциональных навыков, а результат помогает педагогу настроить индивидуальное обучение или работу по группам.
По результатам эксперимента исследователи отметили, что в школе «отсутствует не только положительный эффект учительских ожиданий, но и отрицательный («эффект Голема»). Это особенно важно отметить, поскольку в предложенных учителям дополнительных отчетах была информация о детях из «группы риска», характеризующихся низким уровнем когнитивных и некогнитивных навыков. Проведенные интервью с учителями показывают, что они стараются создавать в классе теплый климат и позитивный настрой, мотивировать детей на учебу вне зависимости от уровня их навыков. Большинство учителей отметили, что стараются не обнаруживать перед детьми свои ожидания и стремятся уделить всем детям одинаковое внимание».
Статью «Связаны ли академические достижения учащихся с ожиданиями их учителей?» можно прочитать здесь.