Тысяча километров в поисках soft skills – новые методики для школы экспедиция Инобра искала в Перми
«Наша гипотеза заключалась в том, что «престижной» школе приходится активнее, чем «обычной», придумывать что-то прикольное, чтобы привлекать детей, конкурировать за них. И это может быть формирование универсальных компетенций, специальные практики, пусть даже и не заявленные, не сформулированные таким образом. Мы выбрали восемь школ по разным основаниям – это были и лицеи, и профильные учебные заведения, и две школы, работающие по системе международного бакалавриата. Они все разные, но делают что-то специальное, что отличает их от других школ и делает их в некотором виде «престижными», и семьи целенаправленно туда хотят попасть», – рассказала Александра Михайлова, младший научный сотрудник Лаборатории проектирования образования – она руководила экспедицией.
Команда Инобра провела 115 глубинных интервью с учителями, учениками, директорами, 57 сеансов наблюдений на уроках. Исследователей интересовало, какой именно в школах видят задачу развивать критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию. А также – как педагоги понимают цели обучения, какую роль отводят школе и себе в процессе формирования универсальных компетентностей и насколько уверенно владеют практиками их развития.
«Я очень рада, что наконец увидела, как работают с «большими идеями» в школах международного бакалавриата. Например, как на уроках естествознания в 3 классе учатся познавать мир при помощи органов чувств, а десятиклассники описывали критерии, по которым искусство можно выделить в отдельную область познания. Всё это связано с развитием soft-skills», — говорит участница экспедиции, аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Надежда Авдеенко.
Результаты исследования еще предстоит проанализировать, однако уже сейчас удалось выделить три типа школ.
Первые – те, которые формируют универсальные компетентности на уроках, сочетая их с углублённым изучением предмета. Учителя в таких школах говорят, что УК необходимы, чтобы ученик смог продвинуться в предмете, понять логические связи между концептами, а не просто «вызубрить» урок.
Вторы – те, которые оставляют уроки более ориентированными на предметные знания и умения, нежели метапредметные. Развитие софт-скиллз некоторые из этих школ выносят на внеурочную активность. «Даже для «престижных» школ характерен подход, что на уроках всё внимание посвящается предмету, а всё классное происходит в рамках внеурочки. Думаю, здесь и различие: в слабых школах в рамках внеурочки не происходит почти ничего, а сильные пытаются что-то проектировать, придумывать, дети принимают самостоятельные решения, для нас это связано с развитием универсальных компетенций», – говорит Александра Михайлова.
Третьи – те, где универсальные компетености заявлены в целях школы наряду с предметными результатами и систематически развиваются и на предмете, и вне его.
Экспедиция закончилась общей встречей с учителями и директорами восьми школ, на которой команда Инобра рассказала о практиках развития soft skills на уроках. За этим последовала дискуссия о способах преодоления барьеров для их внедрения. Следующий этап – расшифровка данных и первичный анализ результатов исследования. В ближайшие полгода планируется подготовить доклады для семинаров и опубликовать статьи в научных журналах.
«Мы уже поделились первыми результатами наших наблюдений со школами-участницами и увидели интерес с их стороны, что кажется очень ценным, в том числе для дальнейшего сотрудничества. Большое спасибо коллективам школ за активную помощь и за доброе отношение к команде исследователей», – рассказала Айнур Кулиева, стажер-исследователь Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании.
Благодарим за помощь в подготовке текста Александру Гетман (Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании)