• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Тысяча километров в поисках soft skills – новые методики для школы экспедиция Инобра искала в Перми

Кто виноват? Что делать? К этим «вечным вопросам» можно, пожалуй, прибавить еще один – как развивать гибкие навыки в школе? Поиск рецептов продолжается очень давно: развитие soft skills заявлено одной из главных целей образования, а в рамках содержания предметов, методик и практик им по-прежнему находится мало места. Экспедиция из девяти студентов, аспирантов и сотрудников Инобра отправилась в Пермь. На примере нескольких пермских школ они хотели определить: как выглядят практики формирования универсальных компетентностей на уроке и в школе в целом? Чем отличается понимание важности развития таких результатов у директоров, учителей и самих школьников?

«Наша гипотеза заключалась в том, что «престижной» школе приходится активнее, чем «обычной», придумывать что-то прикольное, чтобы привлекать детей, конкурировать за них. И это может быть формирование универсальных компетенций, специальные практики, пусть даже и не заявленные, не сформулированные таким образом. Мы выбрали восемь школ по разным основаниям – это были и лицеи, и профильные учебные заведения, и две школы, работающие по системе международного бакалавриата. Они все разные, но делают что-то специальное, что отличает их от других школ и делает их в некотором виде «престижными», и семьи целенаправленно туда хотят попасть», – рассказала Александра Михайлова, младший научный сотрудник Лаборатории проектирования образования – она руководила экспедицией.

Команда Инобра провела 115 глубинных интервью с учителями, учениками, директорами, 57 сеансов наблюдений на уроках. Исследователей интересовало, какой именно в школах видят задачу развивать критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию. А также – как педагоги понимают цели обучения, какую роль отводят школе и себе в процессе формирования универсальных компетентностей и насколько уверенно владеют практиками их развития. 

«Я очень рада, что наконец увидела, как работают с «большими идеями» в школах международного бакалавриата. Например, как на уроках естествознания в 3 классе учатся познавать мир при помощи органов чувств, а десятиклассники описывали критерии, по которым искусство можно выделить в отдельную область познания. Всё это связано с развитием soft-skills», — говорит участница экспедиции, аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Надежда Авдеенко.

Результаты исследования еще предстоит проанализировать, однако уже сейчас удалось выделить три типа школ.

Первые – те, которые формируют универсальные компетентности на уроках, сочетая их с углублённым изучением предмета. Учителя в таких школах говорят, что УК необходимы, чтобы ученик смог продвинуться в предмете, понять логические связи между концептами, а не просто «вызубрить» урок. 

Вторы – те, которые оставляют уроки более ориентированными на предметные знания и умения, нежели метапредметные. Развитие софт-скиллз некоторые из этих школ выносят на внеурочную активность. «Даже для «престижных» школ характерен подход, что на уроках всё внимание посвящается предмету, а всё классное происходит в рамках внеурочки. Думаю, здесь и различие: в слабых школах в рамках внеурочки не происходит почти ничего, а сильные пытаются что-то проектировать, придумывать, дети принимают самостоятельные решения, для нас это связано с развитием универсальных компетенций», – говорит Александра Михайлова.

Третьи – те, где универсальные компетености заявлены в целях школы наряду с предметными результатами и систематически развиваются и на предмете, и вне его.

Экспедиция закончилась общей встречей с учителями и директорами восьми школ, на которой команда Инобра рассказала о практиках развития soft skills на уроках. За этим последовала дискуссия о способах преодоления барьеров для их внедрения. Следующий этап – расшифровка данных и первичный анализ результатов исследования. В ближайшие полгода планируется подготовить доклады для семинаров и опубликовать статьи в научных журналах. 

«Мы уже поделились первыми результатами наших наблюдений со школами-участницами и увидели интерес с их стороны, что кажется очень ценным, в том числе для дальнейшего сотрудничества. Большое спасибо коллективам школ за активную помощь и за доброе отношение к команде исследователей», – рассказала Айнур Кулиева, стажер-исследователь Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании. 

Благодарим за помощь в подготовке текста Александру Гетман (Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании)