• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Доплатим за исследования самого интересного – Инобр учредил гранты для будущих аспирантов по пяти направлениям


Счастье – это когда занимаешься интересной работой, а полное счастье – когда получаешь за это достойное вознаграждение. Аспирантская школа по образованию Вышки учредила специальные гранты для тех, кто поступает в этом году. Грант выплачивается как зарплата, чтобы аспирант мог войти в научный коллектив и сосредоточиться на своем исследовании, не отвлекаясь на подработку на стороне.

Доплатим за исследования самого интересного – Инобр учредил гранты для будущих аспирантов по пяти направлениям

Гранты получат те, кто выберет одно из пяти научных направлений, которые мы считаем самыми перспективными. Вообще, приоритетных направлений для исследований в Инобре гораздо больше (полный список можно посмотреть здесь), но эта пятерка обещает, на наш взгляд, самые интересные открытия и прорывные научные работы. 

Развитие самостоятельности и новые возможности укрепления человека в образовании. Это стратегический проект Вышки, связанный с развитием человеческого потенциала для российской экономики и общества в целом. Всё, что связано с самостоятельностью, называют по-разному – агентностью, проактивностью, автономией и т.д. – и это, пожалуй, самый серьезный дефицит в образовании. Школа, вуз и все остальные готовят специалиста со знаниями и умениями в конкретной области, но все больше потребность в том, кто умеет учиться, способен осваивать новое на протяжении всей жизни, умеет принимать решения и действовать в быстро меняющемся мире. Куратор направления - директор Института образования Евгений Терентьев.

Анализ трансформации систем образования в постсоциалистических странах. В бывшем СССР сложился уникальный естественный эксперимент, когда части одной образовательной системы начали развиваться совершенно по-разному. Сопоставление, поиск закономерностей, причин тех или иных эффектов может быть очень перспективным – разные центры Инобра исследуют с этой точки зрения и вузы, и школы, и дополнительное образование. Этот «естественный эксперимент» можно понимать и шире – охватывая весь бывший социалистический блок, от Восточной Европы до Китая. Куратор направления – главный научный сотрудник Инобра, заслуженный профессор Вышки Исак Фрумин.

Эмпирические исследования трансформаций высшего образования. В этой системе за последние годы и десятилетия было столько изменений, что здесь огромные возможности для наблюдений и выводов. И сегодня она продолжает меняться (у всех на слуху дискуссии о Болонской системе), а в недавнем прошлом были «Проект 5-100», создание федеральных и опорных университетов, вынужденный переход на дистант, который капитально изменил высшее образование, от гибридных форм учебы до моды на сетевые программы. Куратор направления – руководитель лаборатории «Развитие университетов» Олег Лешуков.

Признание, различение и действие: культурно-символическое измерение социальной мобильности. Это свежий взгляд на проблему неравенства в образовании, которое привыкли понимать только в социально-экономическом ключе. Исследования показывают, что корни проблемы глубже и связаны с картиной мира, усвоенными культурными образцами и способами действий человека. Важна не только доступность социальных лифтов в образовании, но и готовность ими воспользоваться. Куратор направления – директор Центра социологии культуры Дмитрий Куракин, исследования ведутся на грант Российского научного фонда.

Постпандемический ландшафт образования: новые акторы и тренды. После ковида всё изменилось, хотя и не только из-за него: в образовании, как и в других сферах, в последнее время бурно развивалась «уберизация» от платформ и вообще расширение границ. Учатся сегодня не только в школе и вузе, учатся в городских пространствах и корпорациях, и учатся по-новому. Эта новую реальность предстоит описать и осмыслить, составить ее картографию и прогнозы развития, найти те практики, которые помогут развиваться и «традиционной части» образования. Исследования также ведутся на грант РНФ, куратор – заведующая Лабораторией инноваций в образовании Диана Королёва.

Чтобы получить грант, нужно пройти вступительные испытания в аспирантскую школу по образованию и согласовать свой план-проспект диссертации с руководителем исследовательского направления. Алгоритм подачи заявки на грант:

— Выбор тематического направления,

—Обсуждение и согласование темы исследования с куратором направления и потенциальным научным руководителем

— Подача пакета документов для поступления в аспирантуру

— Мотивационное письмо, в котором нужно сообщить о желании участвовать в конкурсе на получение гранта.

Все дополнительные вопросы можно задать директору аспирантской школы Татьяне Канонир :tkanonir@hse.ru

Аспирантская школа по образованию Вышки – единственная в России, где созданы все условия для междисциплинарных исследований в образовании. Здесь учатся и готовят диссертации те, кто получил педагогическую, социальную, гуманитарную, экономическую специальность – и это не исчерпывающий список профилей. Если вам интересно изучать образование с разных точек зрения, вы хотите начать научную карьеру, то добро пожаловать в нашу аспирантуру. А чтобы узнать больше, присоединяйтесь к вебинару 12 июля в 18:00. Регистрация по ссылке