• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Так наглотался свежести, что стало нестерпимо душно» – Антон Кухарев о том, как программа «Управление образованием» меняет жизнь

Об этом парадоксе на программе «Управление образованием» известно давно. Люди приходят сюда, чтобы продвинуться по карьерной лестнице или вообще прокачаться в профессии. Но благодаря программе обнаруживают (многие из них), что это не их лестница, а может быть, и даже не совсем их профессия – в том виде, в каком они ее знали. Сборник историй выпускников, изданный к 10-летию программы, полон таких неожиданных поворотов, самых разных, но объединяет их одно – люди нашли себя и благодарны магистратуре за такой неожиданный поворот.

Как именно это бывает? Свою историю рассказывает Антон Кухарев, ведущий эксперт Лаборатории управления школой Инобра и преподаватель на программе. На которой, напомним, продолжается набор – подать документы можно до 13 сентября.

«Так наглотался свежести, что стало нестерпимо душно» – Антон Кухарев о том, как программа «Управление образованием» меняет жизнь

ОТ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ДО МОСКВЫ

Все началось со звонка в День Учителя: «Вам не хватает одного балла для поступления, но Ваше мотивационное письмо показалось нам любопытным, и мы готовы дать вам шанс. Напишите апелляционное письмо к завтрашнему утру».

Я работал директором маленькой сельской школы третью неделю и вёз свой коллектив на праздник. А потом закрутилось. Каждая сессия – глоток свежего воздуха: встречи с преподавателями – знаковыми людьми в российском образовании (Фрумин, Каспржак, Ушаков, Болотов, Ясвин, Поливанова и другие), совместная работа с однокурсниками, практика в самых крутых московских школах. До того наглотался свежести, что через два года стало нестерпимо душно – я уволился из школы, стал другими способами зарабатывать на жизнь.

А после невероятная история: в соседнем городе молодой директор – тогда студент второго курса программы «Управление образованием» (теперь он успешный предприниматель) – узнал от преподавателей Вышки, что рядом в Татарстане есть выпускник, непонятно, чем занимается. Я не смог отказаться от предложения: во-первых, свой человек, вышкинский, во-вторых, школа полгода назад открылась. Это же суперинтересно! За почти год совместной работы много было сделано, но главное – мы с Маратом много чему друг у друга научились.

А после защиты ВКР научные руководители и преподаватели предложили переехать в Москву, взять в управление амбициозный проект «Директория». Учеба на программе изменила не только мою карьеру, но и жизнь моей семьи.


НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ – БЫЛ НЕ ПОНЯТ НАЧАЛЬСТВОМ

Что испытывал? Во-первых, растерянность: «Ух ты! А что, так можно было!?» Пробовал, получалось. От этого еще больше растерянности: почему я раньше этого не делал? Почему никто из моих знакомых так не делает?

Например, я узнал, что для реального внедрения инновации недостаточно дать интересную идею коллективу — нужна организационная поддержка. Мы всем коллективом стали изучать и внедрять технологию метода проектов. Для закрепления я ввел обязательные отчетные мероприятия и изменил систему стимулирования труда учителей. Сначала со скрипом, но потом дело пошло и через год дало значимые результаты.

Еще у меня была привычка рапортовать об успехах, а в Вышке открыто обсуждают проблемы, ищут варианты решений. Попробовал, был не понят как начальством, так и коллегами-директорами. Научился аргументированно отстаивать позицию, за что прослыл выскочкой.

До поступления на программу большое количество сил было потрачено на решение несуществующих проблем с непонятным результатом. В Вышке я научился задавать себе важные вопросы: откуда ты это знаешь? какими данными можешь подтвердить? Теперь трачу силы со смыслом :-) 

ПЕРЕСТАЛ ЗАЩИЩАТЬСЯ ОТ НЕУДОБНЫХ ВОПРОСОВ

До Вышки я жил в определенной модели: есть правильное мнение (взгляд на ситуацию, проблему) и неправильное. Правильное, конечно же, мое, а неправильное — чужое.

Теперь все по-другому. В среде преподавателей программы с первых дней мне стало бросаться в глаза уважение к чужому мнению, и не важно, кто его выдвигает, — профессор или студент. Каждое мнение принимается как ценность. Это шло вразрез с моим прошлым опытом. Сейчас, как мне кажется, я научился уважать чужое мнение, что сильно повлияло на отношения на работе и дома.

Перестал защищаться от неудобных вопросов, так как увидел, что эти вопросы реально помогают продвинуться в проекте, развить идею, минимизировать риски при реализации. Я научился видеть ценность критики.

На программе в лице сокурсников и преподавателей я нашёл комфортную для себя среду: людей со схожими ценностями и жизненными установками, но при этом с разным опытом. Людей, с которыми круто поработать и просто пообщаться, у которых я продолжаю учиться. Людей, которые мне по-настоящему интересны.


На программе «Управление образованием» учатся и действующие директора, и учителя, и специалисты разных уровней системы образования, и предприниматели.  Занимаемся в формате проектных мастерских, студенческие команды проходят через тренинги, семинары, деловые игры, стратегические сессии – всё, чтобы погрузиться в проблематику частного и государственного образования. Модульный очно-заочный формат позволяет эффективно совмещать учебу с работой: двухнедельные сессии трижды в год, остальное время учеба по индивидуальному плану при тьюторской поддержке опытных экспертов. Набор продолжается до 13 сентября. Подробнее о программе и о том, как на нее поступить