• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

20-21 февраля 2013 года в Москве, в стенах Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН), прошла Х Ежегодная конференция "Тенденции развития образования"

Институт образования НИУ ВШЭ традиционно выступил соорганизатором конференции, наряду с МВШСЭН и Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС). Участие в организации конференции  приняли также Институт управления образованием РАО, Центр международного сотрудничества по развитию образования CICED, Евразийская ассоциация оценки качества образования   и издательская фирма «Сентябрь». Генеральным информационным партнером стал проект РИА Новости «Социальный навигатор».

Каждый год конференция "Тенденции развития образованиястановится событием в среде образовательного сообщества, привлекая внимание как ведущих российских экспертов в области образования, так и зарубежных коллег,  - ведь проблемы образования в настоящее время актуальны не только для России, но и для всего мира. Вот и на этот раз для участия в мероприятии съехались около 500 человек, представляющих 44 региона России и 11 стран мира.

В этом году конференция была посвящена проблемам подготовки педагогических кадров и разработке профессиональных стандартов для учителей. Эксперты обсудили вопросы кадрового обеспечения с позиции меняющейся роли учителя, воспитателя, преподавателя вуза, новых компетенций, которые потребуются в образовании для подготовки будущего поколения к вызовам современности и обеспечения возможности качественного образования для каждого учащегося.

Отрадно отметить, что  в подготовке и проведении форума заметная роль принадлежала Институту образования НИУ ВШЭ. На пленарном заседании, открывающем конференцию, первым прозвучал эмоционально насыщенный доклад директора Института образования И.Д. Фрумина под названием «Учитель, которого не будет». (Здесь должна быть гиперссылка на презентацию доклада) Не случайно это концептуальное выступление, во многом провокационное, но, что называется, выстраданное, носило подзаголовок «Страсти по профессиональному стандарту».

 

Исследователи и эксперты Института образования активно участвовали в малых пленумах с чрезвычайно интересной тематикой, вызывавшей оживленную дискуссию, а также в круглых столах, на которых анализировалась ситуация,  рождались неожиданные ракурсы для обсуждения и вырабатывались практические предложения  по развитию кадрового обеспечения системы.

 

Специалисты Института образования НИУ ВШЭ руководили тремя круглыми столами:

  1. «Социальное партнёрство в образовании: "непрофессионалы" как кадровый ресурс образования» вел директор Центра социально-экономического развития школы  С.Г.Косарецкий;
  2. «Качество педагогического образования» - профессор  Департамента образовательных программ К.М. Ушаков;
  3. "Разные учителя для разных детей" - ведущий научный сотрудник  Центра социально-экономического развития школы  М.А.Пинская.



Темы докладов, с которыми выступили эксперты Института образования на малых пленарных заседаниях и круглых столах:

 

  • "Интеграция и кооперация образовательных учреждений и организаций социально-культурной сферы"- Т.В. Абанкина, профессор, директор  Центра прикладных экономических исследований и разработок; И.В. Абанкина, профессор, директор Института развития образования; Л.М. Филатова, ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок  (малый пленум «Социальное партнерство в образовании: проблемы кадрового обеспечения»
  • «Какой должна быть контрольно-оценочная деятельность педагога начальной школы, чтобы индивидуальный прогресс учащегося был реальностью?»- М.И. Кузнецова,научный сотрудник Центра мониторинга качества образования(круглый стол «Профессиональное и непрофессиональное управление: почувствуйте разницу»)
  • "Кадры учреждений дополнительного образования детей: результаты опроса руководителей учреждений дополнительного образования детей в рамках Мониторинга экономики образования" – С.Г. Косарецкий;  Б.В. Куприянов, ведущий научный сотрудник Центра  социально-экономического развития школы  (малый пленум «Социальное партнерство в образовании: проблемы кадрового обеспечения»);
  • «Как учителя оценивают учеников: некоторые факторы смещения оценок образовательных достижений учащихся в ожиданиях учителей» - А.Б. Захаров, старший научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики (малый пленум «Состояние профессионального развития специалистов в области оценки качества образования: дефициты и «профициты»);
  •  «Подготовка учителей и руководителей образовательных учреждений к дистанционному обучению одарённых детей" – Л.А. Борисова, старший научный сотрудник  Центра развития лидерства в образовании, Н.В. Бысик, научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании; Д.Т. Рудакова (малый пленум  «Разные учителя для разных детей»)
  •  «Перспективы персонифицированного финансирования повышения квалификации учителей» -П.В. Деркачев, ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок (малый пленум «Качество педагогического образования»);
  • «Профессиональные обучающиеся сообщества (Professionallearningcommunities). Концепции и практика» - И.Г. Груничева, научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы.

 

Каждое выступление наших коллег открывало новые интересные перспективы в изучении проблем кадрового обеспечения образования, вызывая  живой отклик участников конференции. Остановимся вкратце на содержании представленных работ.

 

В докладе Т.В. и И.В. Абанкиных и Л.М. Филатовой «Интеграция и кооперация образовательных учреждений и организаций социально-культурной сферы» были предложены конкретные рекомендации по внедрению интегрированных структур и взаимодействию образовательных и социально-культурных учреждений, которые  способствовали бы развитию уже сложившегося и поиску нового сотрудничества разных учреждений системы образования, культуры и спорта с целью расширения образовательных стратегий и успешной социализации учащихся.

 

Выступление М.И. Кузнецовой «Какой должна быть контрольно-оценочная деятельность педагога начальной школы, чтобы индивидуальный прогресс учащегося был реальностью?»содержало анализ актуальных проблем в этой области работы педагогов. Были предложены такие виды контрольно-оценочной деятельности, которые бы позволяли оценить степень успешности достижения поставленной цели, разработать действенную программу необходимой коррекционно-развивающей работы.  Перспективными видами автор считает педагогическую диагностику,  разноуровневые предметные работы и стандартизированные работы.

Исследование  С.Г. Косарецкогои Б.В. Куприянова"Кадры учреждений дополнительного образования детей: результаты опроса руководителей учреждений дополнительного образования детей в рамках Мониторинга экономики образования" выявило  результаты опроса руководителей учреждений дополнительного образования детей в рамках  указанного мониторинга, характеризующие: возрастной, гендерный состав, уровень и тип образования педагогов и руководителей учреждений различной ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, структуру штатов, актуальную и желаемую заработную плату, представление об основных изменениях  ситуации с кадрами в УДОД.

В докладе Л.А. Борисовой, Н.В. Бысик и Д.Т. Рудаковой «Подготовка учителей и руководителей образовательных учреждений к дистанционному обучению одарённых детей»проблема рассматривается в разных аспектах: дается  анализ особенностей одаренных детей, описывается проектирование соответствующей образовательной среды на основе использования современных информационных технологий. Большое внимание уделено вопросам обучения и постоянной дистанционной поддержки учителей и организаторов процесса дистанционного обучения.

Выступление П.В. Деркачева «Перспективы персонифицированного финансирования повышения квалификации учителей»было посвящено рассмотрению разработанных в 2010 г. рекомендаций   регионам о персонифицированном (ваучерном) финансировании повышения квалификации школьных учителей. Коллега предложил  участникам круглого стола обсудить следующие важные аспекты: какие модели были внедрены в регионах; повлияло ли внедрение персонифицированного финансирования на повышение качества и разнообразия программ повышения квалификации; с какими трудностями столкнулись регионы при внедрении такого финансирования? Затронутые темы не оставили присутствующих равнодушными и стали предметом заинтересованного обсуждения.

В выступлении И.Г. Груничевой«Профессиональные обучающиеся сообщества (Professional learning communities). Концепции и практика»речь шла об опыте работы, направленной на социализацию учащихся 1 - 4-х классов гимназии, о необходимости   формирования педагогами школы первой ступени гимназии персональных стратегий усвоения младшими школьниками системы знаний, норм и ценностей . Особо подчеркивалось, что персональные стратегии должны учитывать  индивидуальные особенности, интересы и возможности педагогов.

В целом, на форуме была предпринята попытка определить основные дефициты подготовки кадров на разных уровнях образовательной системы, разобраться в том, что препятствует  проведению реформы педагогического образования, и наметить задачи и пути запуска этой реформы. В этой связи хочется вспомнить мысль, высказанную директором Института образования И.Д. Фруминым накануне открытия конференции:"У нас слишком фрагментировано сообщество, мы очень мало знаем о системе образования в целом и обсуждаем зачастую локальные кейсы, которые не представляют картину в целом. Было бы прекрасно, если бы конференция стала не просто разговором, но и прологом к конкретным предложениям по изменению образовательной политики" (http://www.kgimo.ru/index.php?limitstart=28). Похоже, конференции это удалось. И заметный вклад в повышение активности обсуждения поднимаемых насущных вопросов,  в разработку проблем  и конкретных рекомендаций по их преодолению внесли выступления и доклады экспертов Института образования НИУ ВШЭ.