• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Отрицание, гнев, торг: как школа принимает «цифру»: теперь это можно измерить благодаря методике Ирины Дворецкой

Как оценивать ход и успешность (или неуспешность) цифровой трансформации школ? Подсчет техники, финансовых вложений и т.д. здесь не подходит — ход трансформации зависит в большей степени от людей, а не от материальных возможностей. Многочисленные концепции оценки, которые уже есть в образовании, не вполне годятся — считает Ирина Дворецкая, научный сотрудник Инобра, и предлагает собственный измерительный инструмент. Это стало темой ее кандидатской диссертации, только что защищенной в Вышке (научный руководитель Александр Уваров).

Отрицание, гнев, торг: как школа принимает «цифру»: теперь это можно измерить благодаря методике Ирины Дворецкой

Проблема тех методик, которые уже существуют, в том, что они мало учитывают особенности этапа цифровой трансформации, на котором находится школа. Кроме того, используемые чаще всего одномерные шкалы имеют ряд ограничений для оценки и их затруднительно использовать для диагностики территориальной системы образования, 

Ирина Дворецкая предложила комбинированный подход, который строится на результатах опросов в школах и статистических данных. В результате многоаспектных измерений, когда качественная оценка сочетается с количественными интерпретациями изменений в процессах образования, школы можно распределить по шести уровням зрелости (чем-то они похожи на знаменитые пять стадий принятия):

— Осознание (инициативные действия отдельных руководителей или учителей)

— Понимание («ядро» коллектива начинает что-то делать в области применения цифры)

— Начало внедрения (большая часть коллектива включается)

— Использование (в процесс включается оценка эффективности)

— Совершенствование (оценка эффективности становится обязательной)

— Распространение (передача лучших практик другим школам).

При помощи этой методики диагностики школы могут оценить, на какой стадии освоения «цифры» они находятся, соотносить себя с некой нормой и другими школами, корректировать свои программы трансформации. Органы управления на основе этой методики могут оценивать цифровую трансформацию школ на уровне территорий, предлагать отстающим меры поддержки и опираться на опыт лидеров.

Поздравляем Ирину Дворецкую с успешной защитой, ознакомиться с диссертацией можно здесь