Отрицание, гнев, торг: как школа принимает «цифру»: теперь это можно измерить благодаря методике Ирины Дворецкой
Проблема тех методик, которые уже существуют, в том, что они мало учитывают особенности этапа цифровой трансформации, на котором находится школа. Кроме того, используемые чаще всего одномерные шкалы имеют ряд ограничений для оценки и их затруднительно использовать для диагностики территориальной системы образования,
Ирина Дворецкая предложила комбинированный подход, который строится на результатах опросов в школах и статистических данных. В результате многоаспектных измерений, когда качественная оценка сочетается с количественными интерпретациями изменений в процессах образования, школы можно распределить по шести уровням зрелости (чем-то они похожи на знаменитые пять стадий принятия):
— Осознание (инициативные действия отдельных руководителей или учителей)
— Понимание («ядро» коллектива начинает что-то делать в области применения цифры)
— Начало внедрения (большая часть коллектива включается)
— Использование (в процесс включается оценка эффективности)
— Совершенствование (оценка эффективности становится обязательной)
— Распространение (передача лучших практик другим школам).
При помощи этой методики диагностики школы могут оценить, на какой стадии освоения «цифры» они находятся, соотносить себя с некой нормой и другими школами, корректировать свои программы трансформации. Органы управления на основе этой методики могут оценивать цифровую трансформацию школ на уровне территорий, предлагать отстающим меры поддержки и опираться на опыт лидеров.
Поздравляем Ирину Дворецкую с успешной защитой, ознакомиться с диссертацией можно здесь