• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Межрегиональный научно-методический семинар «Школы, работающие в сложных социальных контекстах: от культуры изоляции к культуре сотрудничества»

21-22 мая 2013 года Центр социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ в партнерстве с Министерством образования Республики Карелия провел в г. Петрозаводске межрегиональный научно-методический семинар «Школы, работающие в сложных социальных контекстах: от культуры изоляции к культуре сотрудничества». Семинар стал логическим продолжением проекта «Разработка и сопровождение программ улучшения образовательных результатов в школах, работающих в сложных социальных контекстах», который с 2009 года реализуется Центром в пилотных школах Ярославской области и Республики Карелия.

21-22 мая 2013 года Центр социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ (руководитель - С.Г. Косарецкий) в партнерстве с Министерством образования Республики Карелия провел в г. Петрозаводске межрегиональный научно-методический семинар «Школы, работающие в сложных социальных контекстах: от культуры изоляции к культуре сотрудничества». Семинар стал логическим продолжением проекта «Разработка и сопровождение программ улучшения образовательных результатов в школах, работающих в сложных социальных контекстах», который с 2009 года реализуется Центром в пилотных школах Ярославской области и Республики Карелия.

Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты и работающих в сложных социальных контекстах, с 2013 года официально является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики (Государственная программа  Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»»), поэтому   к участию в мероприятии были приглашены и представители субъектов Российской Федерации, которые изначально не являлись пилотными для данного проекта.

Участниками семинара стали более 150 представителей из 7 регионов России (Республики Карелия, Ярославской, Томской, Тверской, Белгородской, Ивановской, Московской областей) – руководители и представители региональных и муниципальных органов управления образованием, директора школ и школьные команды.

Основными спикерами семинара выступили профессор Лондонского университета Альма Харрис и советник Правительства Уэльса по вопросам развития образования Мишель Джонс (Великобритания), признанные мировые эксперты в области школьной эффективности, импрувмента и лидерства в организации и руководители весьма успешных проектов по данной тематике, реализованных в Великобритании и Австралии. В настоящее время Альма Харрис является руководителем, а Мишель Джонс - заместителем руководителя Института Лидерства Университета Малайя (Куала Лумпур, Малазия); с 2013 года они также работают в качестве приглашенных преподавателей НИУ ВШЭ.

Аспекты эффективного управления школой, которые Альма Харрис и Мишель Джонс в тренинговой форме обсуждали с участниками семинара в первый день работы, касались развития моделей профессиональных обучающихся сообществ (Professional Learning Communities) и формирующего оценивания (Assessment for Learning).

Во второй день работы семинара у всех участников была возможность посетить две пилотные школы проекта  в Петрозаводске – СОШ № 36 (директор О.С. Середкина) и СОШ № 2 (директор С.Ф. Макаренко). Уровень прогресса, который школам удалось достичь на пути их перевода из стагнирующего в эффективный режим работы, был высоко оценен международными экспертами. В подтверждение этой высокой оценки описание практик школ будет использовано в качестве успешных  кейсов как в исследованиях Института образования НИУ ВШЭ, так и при подготовке международных научных публикаций по вопросам школьной эффективности, импрувмента и лидерства.

Продолжая в дальнейшем работу по проекту в пилотных регионах, Центр социально-экономического развития школы также готов оказывать консультативную поддержку субъектам Российской Федерации по вопросам разработки программ поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах. В частности, для практического использования школам будут предложены руководства по их переводу в эффективный режим работы и развитию в них профессиональных обучающихся сообществ. Данные руководства подготовлены специалистами Центра на основе инструктивно-методических материалов, созданных специалистами Великобритании, США, Австралии, Канады и адаптированных к реалиям современной российской школы.

В ближайшее время Центр социально-экономического развития школы планирует проведение научно-методического семинара с региональными и муниципальными тренерами-координаторами проекта с целью организации более эффективной работы по данному направлению на всех уровнях управления региональными системами образования.