Учителя вот-вот уйдут из школы: системе общего образования нужны не только деньги, но и «предохранитель» от выгорания
Денег все меньше
Исследования показали, что материальное обеспечение учителей за два года не увеличилось: и молодые, и опытные педагоги отмечают, что их материальный статус остался без изменений или ухудшился. 34% молодых и 40% возрастных учителей говорят, что денег хватает только на еду и одежду, у трети значительно снизилась возможность посещать культурные мероприятия. Школьные педагоги уже не могут отнести себя к среднему классу, только около 20% проходят по показателем его нижней границы.
Учителя недовольны не только зарплатой, но и принципами ее начисления: о недовольстве системой стимулирующих выплат говорят 30–40% педагогов (в зависимости от возрастной группы). Возможно, именно это удастся исправить — предстоит реформа системы оплаты труда, но станут ли педагоги богаче от этого, большой вопрос. Как ни перекраивай, без денежных вложений государства проблему не решить.
Нагрузки все больше
По правилам продолжительность рабочей недели педагога — 36 часов, но это только на бумаге. В реальности нагрузка значительно выше, либо по основному месту работы, либо учителя подрабатывают репетиторами или преподавателями онлайн-школ.
Одна из причин этого расхождения нормативов и реальности — то, что работа, которую педагог фактически ведет в своей школе, не признается совместительством. 18 часов аудиторной нагрузки (еще одна норма закона) — это еще и неучтенные часы подготовки к занятиям, проверки тетрадей и т.д. Фактически эта скрытая нагрузка не нормирована. «Будучи некорректным с позиции трудового законодательства, на практике это приводит к неучтенным перегрузкам», — пишут авторы исследования. В результате треть учителей говорит о значительном снижении возможности уделять время своей семье.
Проблемы решаемы, но не все
Учителей можно удержать в школе, если ввести другие, более четкие принципы ограничения нагрузки. Разрешенным максимумом нагрузки стоило бы признать 27 часов (1,5 ставки), а главное — нужно учесть все виды педагогического труда. Это поможет хотя бы в общих чертах упорядочить трудозатраты. Также авторы исследования предлагают изучить мотивы педагога «соглашаться на более высокую нагрузку в школе», потому что нехваткой денег причины переработок не исчерпываются.
Если система общего образования этого не сделает, ей не избежать кадрового голода. Альтернативы все привлекательнее — можно заниматься развитием и просвещением детей и вне педагогической должности, или же преподавать на онлайн-платформах, там хотя бы нет такого вала отчетности, квалификационных требований (они у государства тоже все время растут) и такой, как в школе, ответственности за жизнь и здоровье детей. Да, минусов тоже много, они связаны с меньшей стабильностью. Но перевешивает ли стабильность школы ее остальные недостатки, если эти недостатки растут?