• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Проектам в школе не хватает времени: развивать креативность мешает перегруженность программы

Креативность не очень развивается в школе, потому что задача этого института — передавать знания, а не поощрять оригинальные идеи. Но что делать, если это качество необходимо в жизни, а теперь и в школе — судя и по действующим ФГОСам, и по последней версии международного исследования PISA. Надежда Авдеенко описывает один из способов развивать креативность — обучение через проекты. На материале фокус-групп со 144 учителями Московской области она выяснила, что мешает школе перейти на «проектные» рельсы. Эмпирическое исследование проводилось под руководством Марии Добряковой.

Проектам в школе не хватает времени: развивать креативность мешает перегруженность программы

© AI

«Работа над проектом посвящена претворению в жизнь некоего замысла. В случае прохождения полного цикла проектирования учащиеся следуют за этапами решения нестандартных проблем. А педагог меньше регламентирует действия учеников, чем в случае фронтального обучения — он лишь мягко направляет процесс постановки задачи и поиск средств для ее решения», — так Надежда Авдеенко объясняет, как проектная работа помогает развить креативность у школьников.

Плюсы такого подхода подтвердили в интервью большинство педагогов, которые участвовали в исследовании. И даже не только для развития креативности: одна из учительниц рассказала, что проект со спектральными измерениями в классе показал, что «у нас вообще везде неправильное освещение, невозможно заниматься, мы вышли на директора и на мэра города». 

О минусах проектного обучения, мешающих его внедрять, учителя говорили подробно. Это отсутствие адекватных учебных материалов и квалификации, сложности с оцениванием, стандарты экзаменов, но в первую очередь — отсутствие времени в плотном школьном расписании и перегруженность учебной программы. «Не хочу этим заниматься, потому что это глубокая, серьезная работа. И с 36 часами в неделю мне, например, вести какие-то проекты — это нереально». «Времени не хватает. Только не успеваешь один проект проверить, как другой. Понимаете, дети ведь не осилят. Им надо всё это осмыслить, а они не успевают даже нарабатывать навык». «А мне кажется, что для проектов в школе должен быть отдельный человек. Штатная единица, с нужной научной основой, определенным образованием. Мы не можем расслаиваться. Распыляться. И проекты, и уроки, и классное руководство».

Надежда Авдеенко предлагает системный разбор развития креативности через проекты, предполагая, что в будущем это поможет «предложить более эффективные способы поддержки этого процесса». Пока не разгрузим учителей и не предложим им достаточное количество заданий проектного типа по каждому предмету — вряд ли что-то изменится.

Подробнее