О старте сотрудничества проектов «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов» (Институт образования НИУ ВШЭ) и NEPS (Германия)
3-5 июня в немецком городе Бамберг прошел воркшоп, положивший начало сотрудничеству в рамках проектов «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников» школ и вузов» (ИО НИУ ВШЭ) и “National Educational Panel Study” (NEPS, Германия).
«Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов» - первый в России масштабный проект лонгитюдного исследования жизненных траекторий учащихся и оценки роли образования в их формировании. С целью поднять исследования на уровень качества международного исследовательского сообщества команда нашего проекта начала сотрудничество в рамках аналогичных зарубежных проектов, таких как eduLIFE, NEPS и др.
Германское Национальное Образовательное Панельное Исследование NEPS – это, вероятно, самый масштабный европейский образовательный лонгитюд. Первые опросы стартовали, как и в нашем исследовании, в 2009 году. Им предшествовал длительный процесс разработки программы и структуры обследования, результатом чего стала книга “Education as a Lifelong Process: The German National Educational Panel Study” (2011), целиком посвященная описанию концепции исследования и позиционированию проекта в исследовательском поле.
Воркшоп проводился с участием руководителя проекта NEPS профессора Ханса-Гюнтера Росбаха (Prof. Dr. Hans-Günther Roßbach ), исполнительного директора Ютты фон Мауритц (Dr. Jutta von Maurice ), а также ключевых сотрудников. В числе последних - отвечающие за координацию исследований Мишаэла Сикст (Dr. Michaela Sixt), Андре Муллер-Кюллера (André Müller-Kuller ); отвечающие за управление данными: Ян Скопек (Dr. Jan Skopek), Франк Рейхерт (Dr. Frank Reichert) и др. В мероприятии приняли участие руководитель проекта Мониторинга Дмитрий Куракин и сотрудники Института образования ВШЭ - заместитель руководителя проекта Валерия Малик и Екатерина Павленко.
Слева направо: Ханс-Гюнтер Росбах, Ютта вон Мауритц, Дмитрий Куракин, Мишаэла Сикст,
Валерия Малик, Франк Рейкхерт, Екатерина Павленко
Воршоп в первую очередь был посвящен обмену опытом. Нам было интересно все: как исследование NEPS устроено «изнутри», как организована подготовка опросников, поддержание панелей и проведение полевых этапов, как налажена работа с данными. Сегодня в проекте NEPS занято более 200 ученых по всей Германии, а «штаб-квартира» исследования, объединяющая усилия около 90 исследователей, расположена в «сердце» проекта - Университете Отто-Фридриха в Бамберге.
В настоящий момент структура NEPS имеет следующий вид:
«Колонны» отвечают за тематические блоки анкеты, а «Ступени» жизненного цикла – за блоки вопросов, необходимые именно на этом этапе жизни, и за адаптацию тематических блоков к возрастным условиям. Над каждой «колонной» и «ступенью» работает небольшая группа из 3 - 5 человек. Регулярно проводятся встречи как внутри групп, так и совместные – в зависимости от задачи. К примеру, если идет этап разработки опросного инструмента для младших школьников, то организуются рабочие встречи участников всех «колонн» и «ступеней» 2 и 3. Работа «колонн», «ступеней» и «методического центра данных» координируется специальным подразделением.
Сбор данных в рамках NEPS в 2009 - 2011 гг. включал ежегодный опрос пяти, а с 2012 – шести панелей респондентов, которые охватывают все возрастные ступени, начиная с младенчества.
Опрошено |
Категория |
Малыши | |
3000 |
дети |
3000 |
матери |
Детский сад | |
2996 |
ученики |
2845 |
родители |
831 |
учителя |
237 |
директора |
Средняя школа (5 класс) | |
6112 |
ученики |
4753 |
родители |
680 |
учителя |
205 |
директора |
Старшая школа (9 класс) | |
16425 |
ученики |
11097 |
родители |
1651 |
учители |
493 |
директора |
Студенты | |
18099 |
первокурсники |
Взрослые 25-64 лет | |
11932 |
взрослые |
84356 |
ВСЕГО |
Поскольку младенцев невозможно опросить, процесс прохождения компетентностных тестов по специальным методикам снимают на видео. Так, на данный момент в NEPS накопилось около 9000 видео-записей, которые кодируются в базы данных, пригодные для анализа. Опрос малышей является одной из инновационных находок, применяемых в NEPS, хотя исследование во многом также строилось «с нуля».
В качестве основной задачи NEPS формулирует предоставление данных для пользования исследовательским сообществом. С момента непосредственного сбора данных до формирования того, что в NEPS называют базой данных «Scientific Use File», проходит от года до полутора лет. В течение этого времени данные вычищаются, форматируются, приводятся в соответствие со стандартами анонимизации для каждого уровня допуска. Каждая база данных имеет свой DOI (Digital Object Identifier) - уникальный международный идентификационный номер; подобные номера присваиваются, к примеру, и всем научным статьям.
По итогам воркшопа с NEPS мы выработали несколько особенно полезных для нашего проекта рекомендаций. К примеру, NEPS принимает активное участие в полевом этапе в качестве наблюдателя, координатора и оптимизатора работы подрядчика и интервьюеров. Это необходимо не только для контроля качества работы подрядчика, но и, в большей степени, для своевременного реагирования на возникающие сложности: ведь установить доверительный контакт с респондентом и поддерживать этот контакт с регулярностью раз в год – весьма сложная задача. Кроме того, NEPS очень скрупулезно работает с различными группами опрашиваемых, изобретательно используя акции, подарки, условия работы, чтобы в каждом случае получение данных было наиболее эффективно и безболезненно для респондента.
NEPS – большое и интересное исследование, которое реализуется амбициозной и находчивой командой. Мы надеемся, что сотрудничество в рамках наших проектов продолжится и укрепится. Мы ждем, что команда этого проекта в ближайшей перспективе нанесет нам ответный визит.