• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

О старте сотрудничества проектов «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов» (Институт образования НИУ ВШЭ) и NEPS (Германия)

3-5 июня в немецком городе Бамберг прошел воркшоп, положивший начало сотрудничеству двух проектов, посвященных образовательным лонгитюдам.

3-5 июня в немецком городе Бамберг прошел воркшоп, положивший начало сотрудничеству в рамках проектов «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников» школ и вузов» (ИО НИУ ВШЭ) и “National Educational Panel Study” (NEPS, Германия).

«Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов» - первый в России масштабный проект лонгитюдного исследования жизненных траекторий учащихся и оценки роли образования в их формировании. С целью поднять исследования на уровень   качества международного исследовательского сообщества команда нашего проекта начала сотрудничество в рамках аналогичных зарубежных проектов, таких как eduLIFE, NEPS и др.

Германское Национальное Образовательное Панельное Исследование  NEPS – это, вероятно, самый  масштабный европейский образовательный лонгитюд. Первые опросы стартовали, как и в нашем исследовании, в 2009 году. Им предшествовал длительный процесс разработки программы и структуры обследования, результатом чего стала книга “Education as a Lifelong Process: The German National Educational Panel Study” (2011), целиком посвященная описанию концепции исследования и позиционированию проекта в исследовательском поле.

Воркшоп проводился с участием руководителя проекта NEPS профессора Ханса-Гюнтера Росбаха (Prof. Dr. Hans-Günther Roßbach ), исполнительного директора Ютты фон Мауритц (Dr. Jutta von Maurice ), а также ключевых сотрудников. В числе последних - отвечающие за координацию исследований  Мишаэла Сикст (Dr. Michaela Sixt), Андре Муллер-Кюллера (André Müller-Kuller ); отвечающие за управление данными: Ян Скопек (Dr. Jan Skopek), Франк Рейхерт (Dr. Frank Reichert)  и др. В  мероприятии приняли участие руководитель проекта Мониторинга Дмитрий Куракин и сотрудники Института образования ВШЭ - заместитель руководителя проекта Валерия Малик и Екатерина Павленко.


Слева направо: Ханс-Гюнтер Росбах, Ютта вон Мауритц, Дмитрий Куракин, Мишаэла Сикст, Валерия Малик, Франк Рейкхерт, Екатерина ПавленкоСлева направо: Ханс-Гюнтер Росбах, Ютта вон Мауритц, Дмитрий Куракин, Мишаэла Сикст, 
Валерия Малик, Франк Рейкхерт, Екатерина Павленко

Воршоп в первую очередь был посвящен обмену опытом. Нам было интересно все: как исследование NEPS устроено «изнутри», как организована подготовка опросников, поддержание панелей и проведение полевых этапов,  как налажена работа с данными. Сегодня в проекте  NEPS занято более 200 ученых по всей Германии, а «штаб-квартира» исследования,  объединяющая  усилия около 90 исследователей,  расположена в «сердце» проекта - Университете Отто-Фридриха в Бамберге.

В настоящий момент структура NEPS имеет следующий вид:



«Колонны» отвечают за тематические блоки анкеты, а «Ступени» жизненного цикла – за блоки вопросов, необходимые именно на этом этапе жизни,  и за адаптацию тематических блоков к возрастным условиям. Над каждой «колонной» и «ступенью» работает небольшая группа  из 3 - 5 человек. Регулярно проводятся встречи как внутри групп, так и совместные – в зависимости от задачи. К примеру, если идет этап разработки опросного инструмента для младших школьников, то организуются рабочие встречи участников  всех «колонн» и «ступеней» 2 и 3. Работа «колонн», «ступеней» и «методического центра данных» координируется специальным подразделением.

Сбор данных в рамках NEPS в 2009 - 2011 гг. включал ежегодный опрос  пяти, а с 2012 –  шести панелей респондентов, которые охватывают все возрастные ступени, начиная с младенчества. 

Опрошено

Категория

Малыши

3000

дети

3000

матери

Детский сад

2996

ученики

2845

родители

831

учителя

237

директора

Средняя школа (5 класс)

6112

ученики

4753

родители

680

учителя

205

директора

Старшая школа (9 класс)

16425

ученики

11097

родители

1651

учители

493

директора

Студенты

18099

первокурсники

Взрослые 25-64 лет

11932

взрослые

84356

ВСЕГО

Поскольку младенцев невозможно опросить, процесс прохождения компетентностных тестов по специальным методикам снимают на видео. Так, на данный момент  в NEPS накопилось около  9000 видео-записей, которые кодируются в базы данных, пригодные для анализа. Опрос малышей является одной из  инновационных находок, применяемых в NEPS, хотя исследование во многом также строилось «с нуля». 

В качестве основной задачи NEPS формулирует предоставление данных для пользования исследовательским сообществом. С момента непосредственного сбора данных до формирования того, что в NEPS называют базой данных «Scientific Use File»,  проходит от года до полутора лет. В течение этого времени  данные вычищаются, форматируются, приводятся в соответствие со стандартами анонимизации для каждого уровня допуска. Каждая база данных имеет свой DOI (Digital Object Identifier) - уникальный международный идентификационный номер;  подобные номера присваиваются, к примеру, и всем научным статьям.

По итогам воркшопа с NEPS мы выработали несколько особенно полезных для нашего проекта рекомендаций. К примеру, NEPS принимает активное участие в полевом этапе в качестве наблюдателя, координатора и оптимизатора работы подрядчика и интервьюеров. Это необходимо не только для контроля качества работы подрядчика, но и, в большей степени,  для своевременного реагирования  на возникающие сложности:  ведь установить доверительный контакт с респондентом и поддерживать этот контакт с регулярностью раз в год – весьма сложная задача. Кроме того, NEPS очень скрупулезно работает с различными группами опрашиваемых, изобретательно используя акции, подарки, условия работы,  чтобы в каждом случае получение данных было наиболее эффективно и безболезненно для респондента.

NEPS – большое и интересное исследование, которое реализуется амбициозной и находчивой командой. Мы надеемся, что сотрудничество в рамках наших проектов продолжится и укрепится. Мы ждем, что команда этого проекта в ближайшей перспективе нанесет нам ответный визит.