• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Летняя школа «Impact assessment of education policy an international perspective»: наши в Маастрихте

8-19 июля 2013 года в Университете Маастрихта (Нидерланды) состоялась летняя школа "Impact assessment of education policy an international perspective", в которой приняли участие молодые сотрудники Института образования НИУ ВШЭ

8-19 июля 2013 года в Университете Маастрихта (Нидерланды) состоялась летняя школа "Impact assessment of education policy an international perspective", в которой приняли участие молодые сотрудники Института образования НИУ ВШЭ: Екатерина Енчикова, Олег Лешуков, Михаил Лисюткин.

Школа была посвящена изучению методов и инструментов оценки влияния образовательной политики на эффективность функционирования сферы образования. Программа школы состояла из двух частей. Первая неделя занятий включала преимущественно лекции, нацеленные на изучение образовательной политики с различных позиций: влияние образования на экономику, инновации, социальное обеспечение населения и т.д. Вторая неделя занятий была полностью посвящена изучению инструментов статистического анализа данных и последующей интерпретации в контексте эффективности реализации образовательной политики.

Участники школы с положительной стороны отмечали практику чередования лекций и семинарских занятий, упор на которых делался непосредственно на работу с компьютерной программой Stata. Студенты применяли полученные во время лекций знания о различных методах статистического анализа на собственных базах данных, тем самым используя полученные знания для решения конкретных задач и реализации личных исследовательских проектов.



Школа проводилась на базе университета Маастрихта – одного из ведущих университетов Нидерландов и Европы. Чтобы не быть голословными, напомним, что в международном рейтинге университетов
Times Higher Education среди университетов младше 50 лет это образовательное учреждение занимает 6-е, а в сопоставимом рейтинге молодых вузов « QS » - 7-е место. Университет Маастрихта является самым интернационализированным вузом Нидерландов – здесь учатся и работают представители более 100 различных национальностей. Эта особенность сохранилась и в рамках летней школы – среди студентов были колумбийцы, немцы, итальянцы, турки, перуанцы и многие другие. Студенты из разных стран мира в ходе разнообразных - формальных и неформальных - мероприятий обменивались мнениями, делились личным и специфическим национальным опытом организации образования, методами оценки эффективности образования и другими кейсами национальных исследований.

Отдельного внимания заслуживает преподавательский корпус летней школы, который составляли и молодые амбициозные исследователи образования, и безоговорочно авторитетные в академической среде профессора. Например, среди лекторов был один из ведущих мировых экспертов в области образования – профессор Джо Ритцен,  в свое время бывший министром образования и науки Нидерландов, президентом университета Маастрихта.

Итогом летней школы стала подготовка финальных проектов, при разработке которых участники должны были продемонстрировать степень усвоения теоретической базы и навыки использования программ для обработки статистической информации. Участники школы Олег Лешуков и Михаил Лисюткин в качестве темы итогового проекта выбрали оценку эффективности государственной программы поддержки ведущих вузов, способствующей их вхождению в верхние позиции мировых академических рейтингов. Учитывая, что эта программа только стартует, слушателями был предложен драфт исследовательского проекта, целью которого является определение влияния государственных субсидий на улучшение публикационной активности ведущих российских университетов. Екатерина Енчикова в итоговом проекте рассматривала тему влияния характеристик образовательной среды на результаты обучения в начальной школе. Это исследование проводится на основании данных тестирования SAM , которое проходило в Новгородской области весной 2012 года. В ходе летней школы были рассмотрены методы, которые могут быть применены для оценки связей между характеристиками образовательной среды и результатами школьников. При этом рассматривались квазиэкспериментальные методы, используемые для обнаружения причинно-следственных связей. 


Олег Лешуков, аналитик Департамента исследований и разработок Института образования

«Школа действительно оказалась очень полезной. Для меня было очень важно, что мы не просто изучали методы статистической обработки массивов данных, но и рассматривали вопросы интерпретации этой информации в контексте сферы образования. Я уверен, что эти знания будут крайне важны и полезны при реализации текущих проектов, которые ведутся в Департаменте исследований и разработок (ПУЛ «Развитие университетов»). Самым же запоминающимся событием лично для меня явилась, несомненно, лекция по оценке связи образования и программ социальной защиты населения. В качестве примера оценивания образовательной программы рассматривалась практика предоставления в некоторых африканских странах школьной формы, бесплатной еды или бесплатной вакцинация детям, которые учились в школах. При этом сравнительные исследования демонстрировали, что уровень охвата образованием выше в тех городах и селах, где в школах действуют социальные программы поддержки, направленные на удовлетворение базовых потребностей. Конечно, подобные «страшные» примеры заставляют по-новому смотреть на образовательную политику и в целом на всю сферу образования».

Екатерина Енчикова, стажер-исследователь Международной  лаборатории анализа образовательной политики Института образования

«Мне понравилось, что в течение второй недели мы рассматривали статистические методы работы с данными и квазиэкспериментальные планы проведения исследований в сфере образования. Подробно разобрать, что и как работает, было на самом деле полезно. Особенно ценным для меня было то, что мы использовали программу Stata. До этого времени я работала только с программой SPSS, но по сравнению с ней Stata имеет более широкий и гибкий набор методов статистического анализа данных. Мне очень  понравилась эта программа, и я буду осваивать ее дальше, чтобы расширить свои возможности в работе над исследовательскими проектами лаборатории».