• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Почему в эпоху формирования глобального рынка образовательных услуг доля России на этом рынке каждый год сокращается? И другие не менее важные вопросы

В очередном номере журнала «Отечественные записки» опубликована блестящая статья «Незавершенный переход: от госплана к мастер-плану», написанная Исаком  Фруминым, Ярославом Кузьминовым и  Дмитрием Семеновым, - авторами, не нуждающимися в представлении. Перед нами научная работа, отличительными чертами которой являются глубина исследования, оперирование огромным количеством фактического материала, неоспоримая аргументация и логика. И при всей серьезности материала это захватывающее чтение! В острый момент нашей истории, когда все общество, охваченное бурным обсуждением реформы образования, разделилось на ее горячих сторонников и непримиримых врагов, когда градус дискуссий по этой теме все время растет, - своевременность появления такой статья высока как никогда прежде. 

Развитие системы высшего образования в стране показано на широком историческом промежутке, включившем ряд переломных моментов, по сути, точек бифуркации системы, в которые с неумолимостью должен был осуществляться выбор пути: это период с 1917 года и до наших дней. К концу 1980-х годов машина высшего образования, в основе своей сформированная процессами индустриализации и милитаризации страны при изоляции от глобальной экономики, перестала обеспечивать пространство для инициативы и инноваций. Особенно остро это проявилось в период бурной смены технологий и культурных укладов. В результате система высшего образования не только потеряла способность быть важнейшим двигателем инновационного развития экономики, но и, более того, стала отставать от нее с довольно существенным разрывом.
 
  • Что происходит с системой высшего образования в нашей стране сегодня?
  • Почему в эпоху инноваций и открытости университеты остаются закрытыми и отсталыми организациями?
  • Почему в эпоху формирования глобального рынка образовательных услуг доля России на этом рынке каждый год сокращается?
  • Что на деле произошло с основными группами вузов, которые достались новой России в качестве советского наследия? 
  • И главный вопрос: в чем же могут состоять ключевые направления российского мастер-плана? 

Ответы – в статье И.  Фрумина, Я. Кузьминова и  Д. Семенова «Незавершенный переход: от госплана к мастер-плану».

Заметим, что ссылка на статью, сделанная на страничке Института образования НИУ ВШЭ в Facebook, принесла урожай откликов. Особенно отрадны слова благодарности от людей, по роду своей деятельности далеких от проблем в образовательной сфере, но неравнодушных к этой затрагивающей всех и каждого теме. Статья дала им возможность разобраться во множестве  непростых вопросов, касающихся реформы системы образования.

Невозможно не сказать об издании, в котором опубликована статья. Российский общественно-политический журнал «Отечественные записки», выходящий с 2001 года в Москве, освещает актуальные проблемы развития современного общества, его культурной, литературной, политической и экономической жизни. Издание, выпускаемое под  девизом «Журнал для медленного чтения», апеллирует к серьезному и вдумчивому читателю, имеющему своей целью «докопаться до истины» в злободневных вопросах современности, – независимо от сферы его, читателя, профессиональной специализации. С 2012 года выпуск журнала осуществляется под патронажем Высшей школы экономики и Фонда "Отечественные записки".

«Отечественные записки» продолжают традиции влиятельнейшего русского литературного журнала, выходившего под одноименным названием в Санкт-Петербурге в 1818—1884 годах XIX века и оказавшего значительное влияние на развитие общественной мысли в России. Как правило, бо́льшая часть статей в каждом номере посвящена единой теме, будь то социальная мобильность в ее многочисленных аспектах, осмысление памяти с ее опорными точками и связующими нитями или картина мира глазами россиянина. Редакция намеренно приглашает не просто журналистов, а экспертов, чье глубокое знание проблемы способствует возникновению на страницах журнала дискуссии профессионалов, разностороннему  анализу обсуждаемого вопроса, явления. Среди авторов нередко можно встретить и наших коллег, сотрудников Института образования НИУ ВШЭ. Вот и в очередном томе, обращенном к теме высшего образования в нашей стране, слово предоставлено стратегам, участникам и наблюдателям битвы на полях реформы системы образования. В рубрике «Университет в поисках общества» напечатана статья Ирины и Татьяны Абанкиных «Место вузов в новой экономике: стратегии и угрозы», в рубрике «Мировой класс» - статья Ларисы Тарадиной «Рейтингование университетов». Можно сказать, что читателям предлагаются сводки с передовой. А такая информация, как известно, бесценна.

И в заключение несколько слов про личное впечатление о журнале. На мой взгляд, это одно из тех немногочисленных современных изданий, взяв в руки том которого и едва взглянув на оглавление и список авторов, начинаешь ощущать бесконечный голод разума, диктующий немедленно наброситься и читать! читать! читать! - без перерыва на обед и очередную порцию воздуха. В нынешнем потоке безликой и неинтересной периодики, которая ловко стряпается в расчете на «современные модели продвижения», этот журнал, кажется, целиком сотворен «в ручном режиме» и в очень личном качестве. Приходит на ум параллель с «колбасой ручной вязки», по вкусу которой мы неизменно скучаем, всегда выделяя его среди всех остальных…

                                                                                                                   Илина Гумерова,
редактор сайта Института образования НИУ ВШЭ