• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Эксперты предупреждают: быстрых изменений в системе образования ждать не стоит

Обзор основных тем  свежих исследований в области образования, представленных на страницах двух экспертных изданий — журнала «Вопросы образования» и интернет-портала «Открытая экономика» (OpEc.ru),  – в  статье Ольги Соболевской «Игра по правилам» (журнал «Отечественные записки»,  № 4 (55) за 2013).

Обзор основных тем  свежих исследований в области образования, представленных на страницах двух экспертных изданий — журнала «Вопросы образования» и интернет-портала «Открытая экономика» (OpEc.ru),  – в  статье Ольги Соболевской «Игра по правилам» (журнал «Отечественные записки»,  № 4 (55) за 2013). 

Среди авторов опубликованных  статей  много сотрудников Института образования НИУ ВШЭ. Остановимся кратко на проблематике упомянутых в обзоре статей наших коллег.

Вопрос о том, насколько успешно учит детей школа, рассматривается в исследовании Юлии Тюменевой и Юлии Кузьминой («Что дает год обучения российскому школьнику»,  Вопросы образования, № 1 за 2013 г.). Эксперты проанализировали развитие читательской грамотности у 15-летних школьников, опираясь на международный образовательный мониторинг PISA-2009.

Статьи экспертов о высшей школе  дают точную диагностику этого организма, пытающегося омолодиться, избавиться от рудиментов, технологически перевооружиться и снискать мировой успех. Обновление идет непросто. «Высшая школа европеизируется неравномерно» — вот один из диагнозов, поставленных экспертами. Ход  европеизации отечественных вузов  анализируют Ирина Абанкина, Татьяна Абанкина, Людмила Филатова и Елена Николаенко в докладе «Тенденции развития научно-педагогических кадров в России», сделанном на XIV Апрельской конференции Высшей школы экономики.

Второй диагноз экспертов касается оценки рынка образовательных услуг. В целом  его можно сравнить с шагреневой кожей, которая сжимается. Процесс «усадки» рынка объясняется демографическим спадом 1990-х, сокращением платежеспособного спроса, неудовлетворенностью работодателей качеством образования и снижением мотивации студентов к продолжению образования, пишут Ирина и Татьяна Абанкины, Людмила Филатова и Елена Николаенко в статье «Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в современной России» (Вопросы образования, № 3  за 2012 г.).

Социализация в вузе анализируется Иваном Груздевым, Еленой Горбуновой и Исаком Фруминым («Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы». Вопросы образования, № 2 за 2013 г.). Авторы сравнивают выбытие из иностранного университета (например, Гарварда), как правило, добровольное, и отсев из отечественных вузов — принудительный.

Конкурентоспособность российских вузов в мире  еще один глобальный сюжет образовательной реформы. В статье «Оценка результативности университетов с помощью оболочечного анализа данных» Ирина Абанкина, Фуад Алескеров, Вероника Белоусова, Кирилл Зиньковский и Всеволод Петрущенко пытаются оценить научно-образовательную результативность университетов с помощью международного метода DEA (Data Envelopment Analysis) (Вопросы образования, № 2 за 2013 г.). Решить эту задачу помогает ранжирование вузов по различным критериям. Среди них эффективность по издержкам и ресурсам, численность преподавателей, выпускников и обладателей ученых степеней, рейтинг публикационной активности, ранжирование качества абитуриентов, расходы на науку и т. д.  

Исак Фрумин и Джамил Салми предлагают рецепт превращения вузов в университеты мирового класса в статье «Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России» (Вопросы образования, № 1 за 2013 г.).

Большинство экспертов предупреждают: быстрых изменений в системе образования ждать не стоит. И не только в силу ее собственной инерционности. И обществу, и педагогам, и ученым, и учащимся нужно полностью освоиться в новой образовательной реальности и научиться жить по ее законам.