• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Правовые вызовы мировым системам образования: Что стоит за этим понятием?

13-14 сентября в Университете Vytautas Magnus (г. Каунас, Литва) прошла ежегодная конференция по образовательному праву, организованная Европейской ассоциацией образовательного права и политики (European Association for Education Law and Policy, ELA). Институт образования НИУ ВШЭ выступил соорганизатором конференции.

13-14 сентября в Университете Vytautas Magnus (г. Каунас, Литва) прошла ежегодная конференция по образовательному праву, организованная Европейской ассоциацией образовательного права и политики (European Association for Education Law and Policy, ELA). Институт образования НИУ ВШЭ выступил соорганизатором конференции.

В конференции приняли участие более 100 специалистов  в области образовательного законодательства, права и политики из многих стран мира. Российскую Федерацию представляли сотрудники Центра прикладных правовых разработок Института развития образования НИУ ВШЭ Анна Вавилова, Виталий Матвеев и Артемий Рожков.

Темой конференции в этом году стало решение новых правовых вызовов в системе образования (Coping with New Legal Challenges in Education), с которыми сегодня сталкиваются все страны мирового сообщества.  В ходе трех пленарных заседаний подробно и заинтересованно обсуждались самые «горячие» правовые вопросы:

  • коррупция в образовании и исследованиях,
  • насилие в системе образования,
  • реформирование правового статуса преподавателей.

В рамках второго и третьего пленарных заседаний состоялись выступления наших коллег Анны  Вавиловой и Артемия Рожкова, обрисовавших  ситуацию по исследуемым проблемам в  российских школах.

На конференции обсуждались также вопросы продолжения совместных проектов по сотрудничеству Института образования и Европейской ассоциацией образовательного права и политики. Как считают наши эксперты, наибольший интерес представляет планируемый проект по сопоставительному  анализу многоуровневой системы управления образованием в федеративных государствах Европы и Мира.

Развернутая дискуссия на площадках конференции показала, что эксперты-правоведы в области образования, съехавшиеся со всего мира для обсуждения актуальных проблем, профессионально заинтересованы в международном диалоге, обмене опытом и готовы к сотрудничеству для адекватного ответа тем непростым правовым вызовам системе образования, вал которых сегодня нарастает и грозит принять угрожающие масштабы.

Анна Вавилова,  заместитель директора Центра правовых прикладных разработок:

«Конференция позволила познакомиться с опытом зарубежных коллег по целому ряду актуальных для РФ проблем. В частности, формы проявления и методы борьбы с коррупцией в образовании позволяют оценить российские реалии с точки зрения более широкой перспективы. Международный опыт по борьбе с насилием в образовании был особенно интересен: оказывается, некоторые государства имеют системные программы, рассчитанные на борьбу с этим явлением. Крайне интересно было ознакомиться с опытом регулирования статуса педагогов в различных странах, сопоставить ключевые характеристики такого статуса, проблемы в рамках регулирования академических прав и ответственности, оплаты труда педагогов. Конференция предоставила также широкие возможности для неформального общения и обмена опытом функционирования системы образования в разных странах».

Виталий Матвеев, научный сотрудник Центра правовых прикладных разработок:

«Больше всего на конференции в Каунасе мне запомнились три момента:

  • Травля обучающихся,  доводящая  их до самоубийства, в Европейском пространстве превратилась в настоящую проблему. К счастью,  для нашей страны это не является характерным.

  •  Отличие социального статуса учителей в странах - участниках конференции и в нашей стране не настолько велико, чтобы говорить о  существенно более низком социальном статусе российского учителя по сравнению с европейским.

  • Проводимые в нашей стране образовательные реформы идут в общей логике общеевропейских тенденций».


Programa.pdf