• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Пятерки больше не нужны? Молодежь ставит личное счастье выше оценок и карьерных успехов, и это повод менять подходы в образовании

Молодежь по-новому смотрит на успех: личное счастье и самореализация для них важнее оценок и карьерных достижений. Они стремятся жить в гармонии с собой, а высокие баллы и престижные должности уже не считаются основными мерилами успеха. Эти изменения стали темой обсуждения на форуме «Москва 2030», где эксперты размышляли о том, как это повлияет на образование и почему школам и вузам нужно адаптироваться.

Пятерки больше не нужны? Молодежь ставит личное счастье выше оценок и карьерных успехов, и это повод менять подходы в образовании

Дарья Соколова

Дети и подростки все реже ориентируются на мнение родителей и учителей. Их больше волнует собственное развитие и личные достижения. Это ставит перед образованием новые задачи. «Раньше думали, что к 30 надо семью, к 40 — руководящую должность. Сейчас все иначе. Можно начать с нуля в любом возрасте», — говорит Катерина Поливанова, научный руководитель Центра исследований современного детства.

Когда технологии и взгляды на жизнь меняются, образование становится площадкой для экспериментов. Здесь важны не только успехи, но и возможность пробовать новое и менять карьерные пути. Ефим Рачевский подчеркивает, что даже компьютерные игры развивают навыки, нужные для адаптации. Геймификация и среднее профессиональное образование дают подросткам шанс ближе познакомиться с реальной жизнью и научиться принимать самостоятельные решения.

Тем не менее, успех требует усилий. Дмитрий Ливанов отметил, что обществу нужны люди, которые умеют ставить цели и добиваться их, а не только стремятся к удовольствиям. Образование должно предоставлять этот опыт, формируя навыки целеполагания и преодоления трудностей.

Эксперты пришли к выводу, что хотя образование не может гарантировать успех, оно должно создавать условия для раскрытия потенциала. Самореализация возможна только в условиях свободы от жёстких рамок и требований. Без строгих учебных планов, внешнего давления и навязанных стандартов, таких как баллы за ЕГЭ, молодежь получает возможность найти свое истинное «я» и реализовать свои уникальные способности.

Смотреть дискуссию >