Лаборатория "Образовательная успешность студентов российских вузов"
Реализуется в рамках открытого конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ
Аннотация
Дискуссии на тему (не)успешности студентов активно ведутся в экспертных и академических кругах в России, тем не менее нет четкого понимания того, как университет может способствовать успеху студента. Традиционные методы сбора данных, в основном базирующиеся на опросных методиках, не всегда позволяют выявлять студентов, находящихся “в зоне риска” и оказывать им адресную поддержку. Они могут “поймать” фактический неуспех студента, когда ему/ей уже нет возможности помочь - предотвратить выбытие или оказать своевременную психологическую поддержку, вовлечь в учебный процесс. Коллаборация команд зеркальной лаборатории видит важную задачу в фокусировке и теоретико-методологической проработке понятия успешности студентов, определении возможных факторов образовательной успешности и неуспешности, выявлении закономерностей получения продуктивного учебного и внеучебного опыта. Одним из ключевых результатов проекта станет расширение возможностей персонализации образовательного опыта без существенной дополнительной нагрузки на сбор и хранение административных данных.
Управленческие решения
Со стороны же административного регулирования на текущий момент в университетах не выстроена система работы с гетерогенным студенческим контингентом для обеспечения успешности и прогресса каждого студента. Это приводит к тому, что к основным группам риска с точки зрения отчисления или добровольного выбытия относятся группы наиболее «сильных» и наиболее «слабых» на входе студентов. Не получая адресной поддержки для развития своих образовательных траекторий, студенты теряют мотивацию к обучению (в случае группы наиболее подготовленных), либо не справляются с предъявляемыми универсальными требованиями (в случае наименее подготовленных).
Цель исследования
Провести комплексный анализ образовательной (не)успешности студентов российских вузов c точки зрения оценки масштабов успешности и неуспешности и связанных с ней факторов, выработать предложения по повышению образовательной успешности студентов.
Задачи
Разработать перечень сопоставимых индикаторов и инструмент для комплексной оценки образовательной (не)успешности студентов в российских университетах;
Оценить масштаб и выявить факторы образовательной (не)успешности студентов российских вузов;
Провести сравнительный анализ образовательной (не)успешности студентов- мигрантов и не мигрантов (внутрироссийских);
Провести анализ образовательной (не)успешности студентов-первокурсников, выявить факторы, способствующие и препятствующие академической и социальной интеграции, адаптации студентов;
Разработать прогностические модели с использованием данных цифровых следов (в частности, данных социальных сетей) для предсказания образовательной (не)успешности студентов;
Разработать инструменты, комбинирующие традиционные реактивные социологические методики (опросы) и данные цифровых следов, позволяющие выявлять студентов, которым требуется адресная поддержка;
Разработать механизмы повышения вовлеченности разных групп студентов в учебный процесс и их активной самостоятельности.
Команда со стороны ВШЭ

Габдрахманов Нияз Камилевич
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заведующий лабораторией
Малиновский Сергей Сергеевич
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заместитель заведующего лабораторией

Серебренников Павел Николаевич
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Младший научный сотрудник
Маслова Екатерина Александровна
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Акунеева Татьяна Андреевна
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь
Команда со стороны ТГУ
Новости
17.11.2023. Специальная сессия «Исследования психологического благополучия студентов: строим план совместной деятельности»
17 ноября на томском форуме «Преобразование образования» состоялась встреча проектной группы на тему «Исследования психологического благополучия студентов: строим план совместной деятельности». В ходе встречи был обсужден опыт работы Зеркальной лаборатории ВШЭ и ТГУ «Образовательная успешность студентов российских вузов».
Одним из ключевых моментов в ходе встречи стал переход от понятия «успешность» к «психологическому благополучию». Участники выразили общее мнение о необходимости уделения внимания не только результатам учебы, но и эмоциональному и психологическому состоянию студентов.
На встрече также были затронуты вопросы, связанные с определением и измерением психологического благополучия, а также его роли в образовательной успешности. Участники обсудили, из чего состоит психологическое благополучие студентов, какие факторы на него влияют, и какие инструменты могут быть использованы для его измерения.
Важным моментом стал обмен опытом между участниками, особенно в контексте работы Зеркальной лаборатории ВШЭ и ТГУ. Проанализированы успешные практики и результаты исследований, что станет основой для разработки плана совместной деятельности по исследованию психологического благополучия студентов в вузах.
27.10.2023. Специальная сессия «Факторы образовательной успешности студентов российских вузов»
На специальной секции Конференции исследователей высшего образования «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника», прошедшей 27 октября 2023 года, были представлены несколько докладов по результатам работы Зеркальной лаборатории «Образовательная успешность студентов». Один из докладов был посвящен созданию прогнозной модели отчисления студентов, в ходе которого была представлена модель студенческого отсева. Второй – про то, как индивидуализация учебного процесса (в частности, возможность и факт выбора курсов) связана с удовлетворенностью студентов своим обучением. В ходе доклада было показано, что отсутствие возможности выбора курса негативно связано с удовлетворенностью обучением студентом, а наличие возможности выбора курса в рамках своей специальности связано положительно. В третьем докладе было показано, что участие студентов во внеучебной деятельности положительно связано с образовательной успешностью, в частности с высокими образовательными результатами, удержанием в университете и психологическим благополучием. Четвертый доклад был посвящен связи между миграционным статусом и успеваемостью студентов. В работе было выявлено, что приезжие студенты на бюджетной форме обучения имеют более высокую успеваемость, чем местные студенты. Запись специальной секции можно просмотреть по ссылке.
27.10.2023. Подкаст «Чем заняться после пар: внеучебная деятельность»
Недавно был записан подкаст с участием директора Центра социологии образования ТГУ, Марии Абрамовой, о внеучебной деятельности в университете и ее роли в образовательной успешности. В ходе беседы Мария отметила, что университет не только играет роль центра профессионального развития, но также является средой для развития мягких навыков. Например, критического мышления, командной работы и лидерства, которые могут развиваться через внеучебную активность, создаваемую университетом.
Внеучебная деятельность, по словам Марии, отличается от хобби тем, что ее тоже создает университет, она включена в дополнительную активность внутри университета. Мария также подчеркнула, что любой вид деятельности может быть формой внеучебной активности, включая научную деятельность, поскольку она не входит в образовательный процесс.
Эксперт подчеркнула, что внеучебная активность имеет существенное влияние на образовательные результаты студентов. Студенты, занятые внеучебной деятельностью, обычно показывают лучшую успеваемость, меньше склонны к желанию отчислиться и имеют более высокое психологическое благополучие. Анализируя различные виды внеучебной деятельности, Мария указала, что социальная деятельность (участие в профкоме, студенческом совете) влияет на средний балл, в то время как занятия спортивной деятельностью уменьшают вероятность мыслей об отчислении. Научная деятельность, согласно эксперту, влияет на все аспекты: средний балл, желание отчислиться и даже психологическое благополучие.
Однако Мария подчеркнула, что первокурсникам сложно включиться в научную деятельность, а факультетам трудно создать условия для нее. Несмотря на это, эксперт отметила, что первом курсе студентам полезно начинать участие в мероприятиях научной направленности, например, посещать конференции.
Подкаст можно послушать по ссылке.
12.10.2023. Тематическая дискуссия «Персонал, где он? Какой он? Проблемы с кадрами в Томске»
Мария Абрамова, директор Центра социологии образования Института образования ТГУ, выступила с докладом на тематической дискуссии в томском клубе предпринимателей «Люди дела». На основе исследований в рамках Зеркальной лаборатории, Мария рассказала о траекториях студентов от университета к работодателю, поднятла вопросы участия работодателей в процессе обучения и оценке результативности. В течение выступления слушатели задавали множество вопросов относительно позиции студентов на рынке труда и взаимодействия с университетами, были вопросы относительно инфантильности студентов и их отношению к работе и трудовым обязанностям, о подходе сегодняшнего поколения студентов к поиску работы и трудоустройству. Доклад вызвал большой интерес и множество откликов, тема доклада оказалась полезной для работодателей.
20.04.2023. Круглый стол «Психологическое благополучие в образовательной среде: от школы до аспирантуры»
Сотрудники Института образования ТГУ Мария Абрамова и Анастасия Ларионова провели обсуждение на круглом столе о психологическом благополучии в образовательной среде на XXIV Ясинской конференции по развитию экономики и общества в НИУ ВШЭ. Исследователи представили результаты своей работы, проведенной в сотрудничестве с НИУ ВШЭ, в рамках зеркальной лаборатории "Образовательная успешность российских студентов". В исследовании было обнаружено, что проблема психологического благополучия среди студентов весьма актуальна – три четверти студентов проявляют симптомы депрессивного состояния, особенно девушки и студенты из семей с низким социально-экономическим статусом.
Исследование также обратило внимание на влияние формата обучения – очного, дистанционного и смешанного – на психологическое благополучие студентов. Оказалось, что смешанный формат обучения связан с увеличением вероятности симптомов психологического неблагополучия у студентов. Исследователи предположили, что это может быть связано с организацией форматов и сложностью переходов между ними. Исходя из этих результатов, исследователи пришли к выводу, что университеты должны создавать комфортные условия для обучения студентов, особенно в периоды, когда психологическое благополучие оказывает влияние на их учебу.
30.11.2022. От построения модели – к расширению возможностей самореализации
Мария Абрамова, канд. филос. наук, директор Центра социологии образования Института образования ТГУ, доцент кафедры социологии ФсФ ТГУ, рассказывает об исследованиях образовательной успешности студентов, проводимых в рамках Программы развития ТГУ «Приоритет-2030»:
<…> Совместная работа позволила собрать базу о поступлении абитуриентов, текущих оценках студентов за несколько лет. Анализ базы административных данных, цифровых следов студентов позволит выстроить нужные взаимосвязи, выявить предикторы образовательной успешности, понять, какие факторы влияют в большей степени. Тем самым, мы получим модель успешности студента. Конечно, мы ориентируемся и на практическую значимость. Например, многие вузы волнует проблема отчисления – кто уходит, как, почему? В целом в российском поле исследований образования это тема изучена явно недостаточно, поэтому нет понимания – как удержать студентов.
<…> Сейчас мы активно работаем с полученными данными, выстраиваем корреляции, ищем причинно-следственные связи, делаем выводы. Например, уже видим, что для первокурсников самоорганизация оказалась одной из базовых трудностей. В то время как боязнь не наладить отношения с одногруппниками и преподавателями по итогам года для многих не оправдалась. Баллы за ЕГЭ повлияли на оценки в первую сессию больше, чем настрой учиться или самооценка. Получается, как человек привык учиться до поступления, так он и учится в университете – значит, есть резон привлекать студентов с высокими баллами ЕГЭ.
20.11.2022. Доклад на форуме «Преобразование образования»
17-19 ноября 2022 года состоялся форум «Преобразование образования» в Томском государственном университете. На секциях форума участники Зеркальной лаборатории представили доклады по тематике образовательной успешности студентов.
Один из докладов представил Терентьев Евгений Андреевич на пленарной экспертной панели «Результаты междисциплинарных исследований для трансформации образования». Евгений Андреевич поделился опытом исследования внеучебного опыта студентов и его влияния на образовательную успешность учащихся. Цель исследования – понять, как внеучебный опыт студентов способствует или не способствует профессиональной успешности будущих выпускников.
Евгений Андреевич в своем докладе отметил, что на текущий момент 70% студентов вообще не участвуют во внеучебной деятельности. Встает вопрос: почему имеющиеся возможности не используются студентами? Изучение данного вопроса, по словам Евгения Андреевича, требует междисциплинарного подхода: использования инструментов цифровых следов, активности в социальных сетях, психометрики. Видео-запись сессии доступна по ссылке.
Мы трезвоним об этом из каждого утюга, про важность внеучебной деятельности. Проректоров по молодежной политике сейчас везде создаем. При этом, данные наши показывают, что 70% студентов вообще не вовлечены в эту деятельность никак: ни в формате научных проектов, ни в формате клубов. Вопрос: почему так? Почему классные возможности, которые есть, не используются студентами? – Терентьев Евгений Андреевич
В ходе форума также состоялся круглый стол «Данные для аналитики об успешности студентов: дефициты, ограничения и возможности», на котором были представлены доклады, подготовленные на данных Зеркальной лаборатории. Участники Зеркальной лаборатории обсудили и текущие задачи, а также дальнешие планы по реализации исследования на рабочем семинаре участников проекта во время форума.
28.10.2022. Специальная сессия «Роль первого года обучения в успехе студентов»
В рамках конференции ИВО-2022 состоялась специальная сессия «Роль первого года обучения в успехе студентов» по результатам проекта Зеркальной лаборатории. В секции были представлены результаты исследований, нацеленных на изучение опыта студентов первого курса в российских университетах, трудностей, с которыми они сталкиваются, и возможностей их преодоления.
Первый курс — это самое сложное время, которое характеризуется наиболее высоким уровнем отсева, где закладываются основы интеграции академической и социальной среды университета, и, если что-то идет не так, это имеет долгоиграющие последствия — Терентьев Евгений Андреевич
В ходе сессии коллеги представили три доклада. О том, как происходила адаптация студентов на первом году обучения в условиях пандемии, и какие управленческие решения исходя из этого можно предпринять, рассказали Вилкова Ксения Александровна (Высшая школа экономики), Щеглова Ирина Александровна (Высшая школа экономики), Дремова Оксана Викторовна (Высшая школа экономики) в рамках доклада «Пока у меня не было настоящей учебы: чувство принадлежности у первокурсников во время пандемии».
Какой опыт студенты получают на первом курсе, и как можно повлиять на этот опыт, рассказали Абрамова Мария Олеговна (Томский государственный университет), Фещенко Артем Викторович (Томский государственный университет) в докладе «Первый год обучения в университете: совпадают ли ожидания с реальностью?».
С какими трудностями сталкиваются первокурсники, и к каким последствиям с точки зрения образовательной успешности они приводят, рассказали Терентьев Евгений Андреевич (Высшая школа экономики), Груздев Иван Андреевич (Высшая школа экономики), Габдрахманов Нияз Камилевич (Высшая школа экономики), Лешуков Олег Валерьевич (Высшая школа экономики) в докладе «Самооценка эффективности обучения и типы трудностей первокурсников в период коронавирусных ограничений».
Модератором сессии выступил Габдрахманов Нияз Камилевич (Высшая школа экономики). Видео-запись круглого стола доступна по ссылке.
14.10.2022. Круглый стол «Большие данные в анализе образовательной успешности российских университетов»
14 октября на III Международной научно-практической конференции «Большие данные в образовании: Data-anthropo для политики и практик развития» Российской академии образования был организован круглый стол по результатам реализации проекта Зеркальной лаборатории.
В ходе круглого стола были обсуждены преимущества и ограничения использования больших данных для изучения качества образования. В частности, было отмечено, что главным преимуществом больших данных в виде цифровых следов является максимальный охват целевой аудитории, которую необходимо изучить. В то же время, высокое влияние цифрового неравенства, отсутствие заранее разработанной схемы кодирования текста, нарушение приватности были обозначены в качестве весомых ограничений использования больших данных для целей изучения образовательной успешности.
Социология и социологические исследования иногда наводят респондента на определенное поведение. В цифровых следах такое тоже может быть, но в меньшей степени. В них мы видим то, что уже произошло — Габдрахманов Нияз Камилевич
На круглом столе также было представлено несколько докладов. Юлия Константиновна Александрова (ТГУ) и Вячеслав Леонидович Гойко (ТГУ) представили доклад «Анализ мнений студентов о качестве образования в постпандемию в социальных сетях», в котором были проанализированы аспекты качества образования в вузе, такие как взаимодействие студентов и преподавателей, финансовые условия (стипендии) студентов, социально-бытовые условия (общежития и т.д.) в университете и другие.
Елена Анатольевна Суханова, директор Института образования ТГУ, представила доклад «Новое представление об образовательной успешности российских университетов», в котором описала потенциал инструмента анализа больших данных.
Модератором круглого стола выступил научный сотрудник лаборатории «Развитие университетов» Габдрахманов Нияз Камилевич. Запись мероприятия доступна по ссылке.
27.05.2022. Доклад на Международном форуме по педагогическому образованию
27 мая на VIII Международном форуме по педагогическому образованию «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» в Казанском федеральном университете состоялся доклад «Что говорят большие данные об академической этике в университетах России?».
Доклад представили Е.Д. Шмелева, К.А. Вилкова, О.В. Дремова, С.В. Жучкова (Высшая школа экономики). В рамках работы исследователи изучили, какова связь масштаба некорректных заимствований с ресурсными показателями вуза, показателями результативности, другими показателями образовательной деятельности университета. При этом, тема рассматривалась в контексте вопросов качества образования и успешности студентов.
Преподаватели строже относятся к списыванию в тех вузах, где выше ресурсность с точки зрения объема финансирования на одного студента, и меньше соотношение числа студентов и преподавателей — Шмелева Евгения Дмитриевна
19.05.2022. Круглый стол «Большие данные в анализе образовательной успешности студентов российских вузов»
19 мая состоялся Круглый стол «Большие данные в анализе образовательной успешности студентов российских вузов» на Международном весеннем конгрессе ВятГУ. В рамках круглого стола на базе данных, полученных в ходе проекта, были обсуждены возможности анализа и прогнозирования успешности студентов по цифровым следам.
Тема не нова, но вместе с тем реальных успехов, которые действительно показывают 100%-ю вероятность прогнозирования и образовательных результатов, и построения трудовой траектории выпускников, пока не существует — Гадбрахманов Нияз Камилевич
Артем Фещенко, заместитель директора Института дистанционного образования ТГУ, в докладе «Как контент социальных сетей влияет на образовательную успешность?» отметил, что содержание информации, к которой ученик подключается в социальной сети, связано с его успешностью. При этом, условия, которые влияют на этот результат, пока еще неизвестны.
Евгения Шмелева, Ксения Вилкова, Оксана Дремова и Светлана Жучкова рассказали, как показатели академической этики в российских университетах связаны с институциональными показателями образовательной среды, в докладе «Что говорят большие данные об академической этике в университетах России?». Коллеги поделились, как соотносится процент плагиата среди работ студентов с показателями качества образования в вузе.
Чем выше качество студенческого контингента в университете, тем меньший процент плагиата мы наблюдаем — Шмелева Евгения Дмитриевна
Елена Суханова, заместитель проректора по образовательной деятельности Томского государственного университета, прокомментировала, какое будущее у цифровых следов с точки зрения выстраивания решений на уровне руководства для повышения качества, вовлеченности, академической успешности студентов, а также поделилась, какова практика анализа академического мошенничества в университетах.
Модератором круглого стола выступил научный сотрудник лаборатории «Развитие университетов» Габдрахманов Нияз Камилевич. Запись Круглого стола доступна по ссылке.