• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Лаборатория «Психологическое благополучие студентов в российских вузах»

Реализуется в рамках открытого конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ

Аннотация

Российские и международные исследования показывают, что студенты являются одной из наиболее уязвимых социальных групп с точки зрения психологического благополучия. Однако недостаточно изученным как в российском, так и в международном контексте являются вопросы о факторах психологического благополучия студентов, связанных со спецификой их образовательного опыта, связи психологического благополучия и академических достижений студентов. Данное исследование направлено на восполнение этого пробела и фокусируется на изучении связи между психологическим благополучием и вовлеченностью студентов в учебный и внеучебный процесс, образовательной успешностью. Кроме того, в рамках исследования планируется рассмотреть институциональные практики, направленные на поддержание психологического благополучия студентов. Исследование предполагает смешанный дизайн. Для изучения психологического благополучия и его связи с уровнем вовлеченности студентов в учебную и внеучебную активность, а также образовательной успешности будут использованы количественные данные лонгитюдного исследования «Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности», которое запущено в 2022 году в селективных российских университетах в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ  “Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире”. Исследование механизмов связи вовлеченности с психологическим благополучием будет проведено на  данных интервью со студентами. Изучение институциональных практик вузов будет проводиться с использованием данных с сайтов университетов и их программ развития, а также на данных интервью с руководителями психологических служб. Результаты исследования могут быть использованы для разработки мер по поддержанию психологического благополучия студентов как на институциональном (для отдельных университетов), так и на федеральном уровне. Реализация проекта позволит НИУ ВШЭ и ТГУ сформировать исследовательскую и экспертную базу для закрепления национального лидерства в области исследований психологического благополучия и опыта обучения студентов. 

Управленческие решения

Вместе с тем, несмотря на актуальность тематики, проблема психологического благополучия в российских вузах, как правило, изучается локально, на малых выборках, а фокус исследований сосредоточен в основном на изучении отдельных аспектов благополучия, что не позволяет оценить масштаб проблемы в целом. Кроме того, отмечается нехватка исследований, где изучается связь психологического благополучия и характеристик образовательного процесса. Таким образом, сегодня является актуальным изучение психологического благополучия студентов российских вузов, его связи с вовлеченностью в учебную и внеучебную активность, образовательными успехами, а также рассмотрение институциональных практик вуза, направленных на поддержание психологического благополучия студентов и преподавателей. 

Цель исследования

Провести комплексный анализ психологического благополучия студентов российских вузов, оценить масштаб и связанные с ним факторы, выработать предложения по повышению психологического благополучия студентов.

Задачи

Определить наличие или отсутствие связей между различными формами учебной и внеучебной вовлеченности студентов российских университетов и их психологическим благополучием;

Получить представление о механизмах формирования положительной взаимосвязи студенческой вовлеченности студентов во внеучебную деятельность и  психологическим благополучием;

Определить наличие или отсутствие связей между уровнем и различными аспектами психологического благополучия студентов российских университетов и их образовательной успешностью;

Описать ландшафт институциональных практик, используемых российскими университетами для поддержания психологического благополучия студентов;

Разработка методических рекомендаций по развитию системы психологических служб в Российской Федерации (на федеральном и институциональном уровне).

Команда со стороны ВШЭ

Терентьев Евгений Андреевич

Институт образования: Директор

Габдрахманов Нияз Камилевич

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заведующий лабораторией

Жучкова Светлана Васильевна

Центр социологии высшего образования: Научный сотрудник

Груздев Иван Андреевич

Центр социологии высшего образования: Директор центра

Вилкова Ксения Александровна

Центр социологии высшего образования: Научный сотрудник

Щеглова Ирина Александровна

Центр социологии высшего образования: Младший научный сотрудник

Костенко Василий Юрьевич

Департамент психологии: Доцент

Романенко Ксения Романовна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик

Горбунова Елена Васильевна

Центр социологии высшего образования: Аналитик

Смирнов Никита Максимович

Центр социологии высшего образования: Младший научный сотрудник

Маюкова Екатерина Владимировна

Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь

Захаров Илья Александрович

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Столбова Екатерина Олеговна

Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь

Серебренников Павел Николаевич

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Младший научный сотрудник

Тарасова Елена Артёмовна

Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь

Гусейнова Амина Гусейновна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик

Акунеева Татьяна Андреевна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Кудряшов Максим Русланович

Центр психометрики и измерений в образовании: Стажер-исследователь

Павлюк Данила Михайлович

Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь

Крестинин Владимир Сергеевич

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Луликян Анна Айковна

Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь

Маслова Екатерина Александровна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Жильцов Евгений Михайлович

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Воеводина Елена Юрьевна

Департамент психологии: Младший научный сотрудник

Иванов Лев Петрович

Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь

 

Команда со стороны ТГУ

25.10.2024. Круглый стол «Психологическое благополучие в вузах: как измерять и что делать?»

В рамках конференции Исследования высшего образования (ИВО), 25 октября, на круглом столе «Психологическое благополучие в вузах: как измерять и что делать?» собрались представители министерства высшего образования, РАО, психологических служб российских вузов. Всех их объединяет общая задача, которую обозначила во вступительном слова Брайнес Анна Александровна - «создание среды, которая стимулирует психологическое благополучие студентов».

Тихомирова Татьяна Николаевна, научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, академик РАО, доктор психологических наук затронула вопросы того, что сейчас происходит в сфере научных исследований в части оценки психологического благополучия студентов, а также наличия адекватных инструментов для его измерения. С одной стороны, на государственном уровне пристальное внимание уделяется повышению эффективности образования, используются серьезные финансовые и административные ресурсы вузов и Минобрнауки РФ. С другой стороны, нет доказательной базы, подтверждающей эффект проводимой политики. Она представила результаты всероссийского исследования первокурсников, проведенного на базе 27 вузов, в котором были проанализированы психологическое самочувствие, индекс субъективного счастья и уровень тревожности студентов как для всей выборки студентов, так и в разрезе способа поступления в вуз. Объединение интеллектуальных, технологических и административных возможностей открывает возможность для проведения исследований, которые могут использоваться для оценки нормативных показателей благополучия студентов, выявления ранних маркеров возможных нарушений, выработки комплекса мер по сохранению психического здоровья. Эти меры будут способствовать переходу вузовских психологов от экстренной психологических помощи группам риска к профилактике психологического неблагополучия и просвещению студентов в области поддержания их психического здоровья.

Цветкова Лариса Александровна, Заместитель директора по научной деятельности, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, доктор психологических наук, вице-президент РАО рассказала о своем многолетнем опыте изучения психологического благополучия и разработке онлайн реестра психологических служб. Она отметила важность достижения консенсуса психологического сообщества в отношении измерения показателей психологического благополучия. Она предлагает рассматривать этот концепт, во-первых, на индивидуальном уровне, во-вторых, как состояние, а не черту характера, в третьих, как скрытую психологическую переменную, которую нельзя наблюдать напрямую, в-четвертых, как многомерный конструкт, включающий когнитивные, эмоциональные и поведенческие измерения. Она также представила разработанную ею вместе с коллегами уровневую модель критериев эффективности деятельности психологических служб вузов. Сбор данных для мониторинга оценки работы  психологических служб может быть осуществлен на двух уровнях: во-первых, релевантных кратких шкалы депрессии, тревоги, психологического благополучия, во-вторых, на данных статистических источников системы здравоохранения и правоохранительных органов на уровне территориальной общности.

Макарова Ирина Вилориевна, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ отметила, что психологические службы – один из элементов психологического благополучия, не единственный. Одним из важным критериев работы психологической службы она считает доступность для студентов.

По результатам проведенного незадолго до проведения конференции опроса сотрудников психологических служб российских вузов, существует огромное разнообразие психодиагностических методик, используемых в работе психологических служб для оценки состояния студента. При этом, при выборе психодиагностической методики сотрудники психологических служб в первую очередь руководствуются ее признанностью в профессиональном сообществе, а также тем, есть ли она в списке рекомендованных к использованию. И реже всего используют такие критерии как соответствие цели диагностики, а также исследовательские данные о ее качестве. Это актуализирует задачу обсуждения профессиональным сообществом такой методики и ее разработке.

Юдина Татьяна Олеговна, руководитель психологической службы МФТИ, отметила, что психологическое благополучие – многофакторный конструкт. И предложила сфокусироваться вузу на таком его аспекте как автономность, самостоятельность, зрелость, ответственность, субъектность, агентность студента. Также важно изучать средовые переменные, которые влияют на психологическое благополучие обучающегося. И начать комплексное межвузовское исследование средовых переменных, влияющих на формирование субъектности – в частности, учебного процесса (выбор образовательной нагрузки, траектории обучения и т.д.), внеучебной активности и организационной культуры.

Хломов Кирилл Даниилович, руководитель психологической службы РАНХиГС, рассказал о том, как проходит оценка работы деятельности психологической службы этого вуза, а также предложил инициировать в рамках БРИКС обсуждение вопросов психологического благополучия.

В заключении круглого стола, Евгений Терентьев предложил наладить межвузовское взаимодействие по вопросам обсуждения методики измерения благополучия, проведения совместных исследований и обсуждения критериев оценки результатов работы психологических служб.

3.10.2024. Открытая дискуссия «От сессии до сессии. Дискуссия о психологическом благополучии студентов».

3 октября 2024 года в рамках лектория «Учи учёного» прошла открытая дискуссия «От сессии до сессии. Дискуссия о психологическом благополучии студентов» в Некрасовской библиотеке. В сессии участвовали Жучкова Светлана, заместитель директора Института Образования НИУ ВШЭ, Бочавер Александра, директор Центра исследований современного детства Института Образования НИУ ВШЭ, Кожанов Андрей, директор Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ и Макарова Ирина, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ. В рамках этой дискуссии поднимались следующие вопросы: 

  • что такое студенческое благополучие и что исследования говорят об уровне благополучия учащихся 
  • какие существуют направления в изучении благополучия и неблагополучия учащихся 
  • как университет может способствовать ментальному здоровью и психологическому благополучию 
  • как организовать своё обучение в университете, чтобы это не привело к депрессии и выгоранию

 

Бочавер Александра отметила, что на благополучие студентов влияет много факторов. Среди них - то, как складывались их отношения в школе, семейные характеристики, интеграция в социальную и академическую среду вуза. Важным фактором является то, за какие деньги учится студент – бюджет или платное, оплачивают ли его обучение родители. Например, в НИУ ВШЭ скидка на обучение зависит от рейтинга студента. И в случае, когда студент не оплачивает свое обучение самостоятельно, конкуренция в академической среде, поддерживаемая рейтингованием, создает дополнительный стресс для него. На психологическое благополучие также влияет то, насколько студент является гибким, будет ли он искать выход в ситуации, когда встретил препятствие на своем пути, или признает, что не может справиться с возникшей проблемой. Жучкова Светлана рассказала об особенностях психологического благополучия в аспирантуре. Она отметила, что по результатам проведенных исследований, те аспиранты, которые включены в реальное исследование в аспирантуре, имеют более высокий уровень академической интеграции и, как следствие, психологического благополучия. Ирина Макарова упомянула, что существуют практики самопомощи студентов на сторонних площадках, например yasno.live, zigmund.onlive. Важна роль и тьюторских служб, которые также помогают студентам осваивать и внедрять навыки саморегуляции в процесс обучения, чтобы более осознанно осваивать учебный материал. Была поднят важный вопрос об ответственности университета, в частности, психологических служб и преподавателей в обеспечении психологического благополучия студента.

27.06.2024. Доклад Марии Абрамовой на Летней школе исследователей благополучия в образовании

27 июня В Институте образования НИУ ВШЭ на Летней школе исследователей благополучия в образовании Мария Абрамова, директор Центра социологии образования Томского государственного университета, представила доклад на тему «Опыт исследования (не)благополучия студентов». 

Мария в докладе обозначила актуальность исследований психологического (не)благополучия студентов. Студенты находятся в группе риска с точки зрения подверженности стрессовым, тревожным и депрессивным состояниям, о чем свидетельствуют исследования в разных странах. Среди причин психологического благополучия исследователи называют высокую степень неопределенности социального и экономического положения, финансовые трудности, слабые социальные связи и необходимость планировать карьеру после обучения. Также, психологическое неблагополучие выступает важным предиктором образовательных результатов студентов  - оно связано со сложностями с обучением и повышенным риском отсева. Интерес к студенческому благополучию вырос в период пандемии Covid-19. Было показано, что переход на дистанционное обучение стал дополнительным фактором стресса для студентов и был связан со снижением психологического благополучия. 

Мария рассказала о результатах исследования «Психологическое (не)благополучие студентов российских вузов в условиях пандемии COVID-19: уязвимые группы и связь с характеристиками образовательного опыта», проведенного вместе с Евгением Терентьевым, директором Института образования. В нем исследовании было показано, что чаще признаки психологического неблагополучия демонстрируют студенты, обучающиеся на гибридном формате (онлайн и очное обучение). Также авторы исследования выявили, что признаки психологического благополучия чаще испытывали девушки, студенты из семей с низким СЭС, а также студенты, обучающиеся на младших курсах. Оценка ментального благополучия производилась с помощью опросника PHQ-8 для оценки тяжести депрессивных симптомов.

Также Мария показала результаты исследования «Что дает студентам участие во внеучебной деятельности: успеваемость, желание продолжить обучение и психологическое благополучие», проведенного вместе с сотрудниками Института образования, Ксенией Вилковой и Ирины Щегловой. Оно было посвящено связи психологического благополучия и участия во внеучебной деятельности. В этом исследовании было показано, что у тех, кто вовлечен во внеучебную деятельность, выраженность симптомов депрессии меньше, чем у тех, кто не занимается внеучебной деятельностью. Если говорить про типы внеучебной деятельности, то у студентов, вовлеченных в научную деятельность, ниже риск наличия депрессии.

Мария рассказала об исследовании «Трансформация практики ДПО в российских университетах: переход к сопровождению развития потенциала человека: Научно-методические рекомендации». В этом исследовании было показано, что тьюторское сопровождение связано с увеличением показателей удовлетворенности жизни у участников программ ДПО. 

Также Мария в докладе обозначила будущие направления исследований Зеркальной лаборатории. Приоритетными направлениями работы стали поиск факторов психологического благополучия в университетах, анализ университетских моделей, обеспечивающих благополучие, вклад внеучебной деятельности в разные типы благополучия, анализ стратегий российских университетов и работа психологических служб.

29.05.2024. Круглый стол «Факторы академической успешности и психологического благополучия студентов»

29 мая 2024 года прошел круглый стол на тему «Факторы академической успешности и психологического благополучия студентов» в рамках совместного научного исследовательского проекта Зеркальная лаборатория НИУ ВШЭ и Томского государственного университета «Психологическое благополучие студентов в российских вузах». Круглый стол проходил в рамках X Международного форума по педагогическому образованию (IFTE-2024) в Казанском федеральном университете.

Модератором выступил Терентьев Евгений, директор Института Образования НИУ ВШЭ, а дискуссантами – Гаете Сепулведа Магдалена, заведующая проектно-учебной лабораторией управления репутацией в образовании Санкт-Петербургской школы социальных наук НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, а также Габдрахманов Нияз, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института Образования НИУ ВШЭ.

На круглом столе были представлены несколько выступлений участников Зеркальной лаборатории по теме психологического благополучия студентов. Первым выступил Груздев Иван, директор Центра социологии высшего образования Института Образования НИУ ВШЭ. Он представил результаты опроса «Экономическое поведение домохозяйств», проведенного НИУ ВШЭ, касающиеся психологического благополучия жителей РФ в возрасте от 18 до 35 лет. В докладе было показано, что индивиды в возрасте от 18 до 24 лет в среднем оценивают выше удовлетворенность жизнью по сравнению с представителями следующей возрастной группы (от 25 до 35 лет). Помимо возрастных, были отмечены различия в уровне психологического благополучия в зависимости от пола индивида, региона его проживания и уровня образования. Чем выше уровень образования, тем выше доля тех, кто считает свою жизнь интересной.

Второй доклад был представлен Абрамовой Марией, директором Центра социологии образования Института Образования Томского государственного университета. Он был посвящен результатам проведенных Зеркальной лабораторией исследований неблагополучия студентов. Был выявлена связь показателей неблагополучия студентов российских вузов с их полом, социально-экономическим статусом, формой и курсом обучения, вовлеченностью в учебный процесс и внеучебной активностью. Было установлена отрицательная связь неблагополучия студентов с внеучебной деятельностью, особенно занятие наукой и спортом. 

Третий доклад был сделан Терентьевым Евгением, директором Института Образования НИУ ВШЭ. В нем были освещены результаты анализа связи психологического неблагополучия аспирантов российских вузов и их оценкой качества научного руководства. Выводы базировались на данных онлайн-опроса аспирантов российских университетов и научных институтов в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» 2022 года. Было показано, что качество научного руководства связано не только с эффективностью аспирантской подготовки, но и с психологическим неблагополучием аспирантов. Таким образом, повышение качества научного руководства требует усилий как на институциональном, так и на системном уровне. 

Завершило круглый стол выступление Филькиной Александры и Ларионовой Анастасии, научных сотрудников Института Образования Томского государственного университета. Их доклад был посвящен инструментам поддержания психологического благополучия в вузах, в том числе типам интервенций и вопросам оценивания их эффективности. Докладчики начали свое выступление с указания на многообразие тематик и теорий рассмотрения психологического благополучия и здоровья студентов. Они показали, что в вузах существует огромное количество направлений поддержания психологического благополучия студентов, среди них: курсы повышения психологической грамотности, адресная психологическая помощь, создание цифровых инструментов, психолого-образовательные интервенции, встроенные в образовательную систему, создание экосистемы поддержки внутри вуза/системы и т.д. Анастасия и Александра также показали, какие интервенции уже существуют в Томском государственном университете и обсудили возможности оценивания их эффективности. 

После представления докладов завязалась дискуссия об особенностях измерения и концептуализации психологического благополучия и были намечены шаги по дальнейшему изучению данной темы в рамках проекта Зеркальной лаборатории. 

 

24.04.2024. Круглый стол «Развитие человеческого потенциала: образование» в рамках пятилетия проекта «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ»

В корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре 24 апреля прошел круглый стол «Развитие человеческого потенциала: образование», посвященный пятилетию проекта «Зеркальные лаборатории». На круглом столе было представлено два доклада, выполненных в рамках совместной зеркальной лаборатории Центра социологии высшего образования и Томского государственного университета.

С презентацией исследования «Связь формата обучения и психологического благополучия студентов» выступал Евгений Андреевич Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ. Исследование посвящено выявлению взаимосвязи субъективной оценки удовлетворенности студентов качеством образования с возможностью выбора курсов и опытом их прохождения. Одним из ключевых выводов по итогам исследования стало то, что предоставление возможности выбора учебных курсов именно по направлению подготовки может повышать удовлетворенность студентов своим образовательным опытом. С другой стороны, не было обнаружено свидетельств связи наличия курсов по выбору, находящихся за рамками направления подготовки с удовлетворенностью учащихся. Потенциальными причинами этого явления могут являться: низкий уровень качества подобных курсов и неспособность университетов доносить студентам ценность подобного выбора.

Заключительным докладом стало выступление Марии Олеговны Абрамовой, директора Центра социологии образования Томского государственного университета,  по теме «Связь внеучебной деятельности студентов в университете, их образовательных результатов и психологического благополучия». В анализе были использованы данные опроса первокурсников и рассматривались такие переменные, как вовлеченность студентов во внеучебную деятельность, желание студентов отчислиться, психологическое (не)благополучие и успеваемость студентов. В ходе исследования было выявлено, что внеучебная деятельность положительно связана с успеваемостью, снижает желание отчислиться из университета и уменьшает риски психологического неблагополучия. Более того, научная и социальная деятельность демонстрирует положительную связь со средним баллом студентов за обе сессии и снижает шансы появления мыслей об отчислении. А именно научная деятельность, при прочих равных условиях, значимо и положительно коррелирует с психологическим благополучием.

17.11.2023. Специальная сессия «Исследования психологического благополучия студентов: строим план совместной деятельности»

17 ноября на томском форуме «Преобразование образования» состоялась встреча проектной группы на тему «Исследования психологического благополучия студентов: строим план совместной деятельности». В ходе встречи был обсужден опыт работы Зеркальной лаборатории ВШЭ и ТГУ «Образовательная успешность студентов российских вузов». 

Одним из ключевых моментов в ходе встречи стал переход от понятия «успешность» к «психологическому благополучию». Участники выразили общее мнение о необходимости уделения внимания не только результатам учебы, но и эмоциональному и психологическому состоянию студентов.

На встрече также были затронуты вопросы, связанные с определением и измерением психологического благополучия, а также его роли в образовательной успешности. Участники обсудили, из чего состоит психологическое благополучие студентов, какие факторы на него влияют, и какие инструменты могут быть использованы для его измерения.

Важным моментом стал обмен опытом между участниками, особенно в контексте работы Зеркальной лаборатории ВШЭ и ТГУ. Проанализированы успешные практики и результаты исследований, что станет основой для разработки плана совместной деятельности по исследованию психологического благополучия студентов в вузах.

27.10.2023. Специальная сессия «Факторы образовательной успешности студентов российских вузов»

На специальной секции Конференции исследователей высшего образования «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника», прошедшей 27 октября 2023 года, были представлены несколько докладов по результатам работы Зеркальной лаборатории «Образовательная успешность студентов». Один из докладов был посвящен созданию прогнозной модели отчисления студентов, в ходе которого была представлена модель студенческого отсева. Второй – про то, как индивидуализация учебного процесса (в частности, возможность и факт выбора курсов) связана с удовлетворенностью студентов своим обучением. В ходе доклада было показано, что отсутствие возможности выбора курса негативно связано с удовлетворенностью обучением студентом, а наличие возможности выбора курса в рамках своей специальности связано положительно. В третьем докладе было показано, что участие студентов во внеучебной деятельности положительно связано с образовательной успешностью, в частности с высокими образовательными результатами, удержанием в университете и психологическим благополучием. Четвертый доклад был посвящен связи между миграционным статусом и успеваемостью студентов. В работе было выявлено, что приезжие студенты на бюджетной форме обучения имеют более высокую успеваемость, чем местные студенты. Запись специальной секции можно просмотреть по ссылке.

27.10.2023. Подкаст «Чем заняться после пар: внеучебная деятельность»

Недавно был записан подкаст с участием директора Центра социологии образования ТГУ, Марии Абрамовой, о внеучебной деятельности в университете и ее роли в образовательной успешности. В ходе беседы Мария отметила, что университет не только играет роль центра профессионального развития, но также является средой для развития мягких навыков. Например, критического мышления, командной работы и лидерства, которые могут развиваться через внеучебную активность, создаваемую университетом.

Внеучебная деятельность, по словам Марии, отличается от хобби тем, что ее тоже создает университет, она включена в дополнительную активность внутри университета. Мария также подчеркнула, что любой вид деятельности может быть формой внеучебной активности, включая научную деятельность, поскольку она не входит в образовательный процесс.

Эксперт подчеркнула, что внеучебная активность имеет существенное влияние на образовательные результаты студентов. Студенты, занятые внеучебной деятельностью, обычно показывают лучшую успеваемость, меньше склонны к желанию отчислиться и имеют более высокое психологическое благополучие. Анализируя различные виды внеучебной деятельности, Мария указала, что социальная деятельность (участие в профкоме, студенческом совете) влияет на средний балл, в то время как занятия спортивной деятельностью уменьшают вероятность мыслей об отчислении. Научная деятельность, согласно эксперту, влияет на все аспекты: средний балл, желание отчислиться и даже психологическое благополучие.

Однако Мария подчеркнула, что первокурсникам сложно включиться в научную деятельность, а факультетам трудно создать условия для нее. Несмотря на это, эксперт отметила, что первом курсе студентам полезно начинать участие в мероприятиях научной направленности, например, посещать конференции. 

Подкаст можно послушать по ссылке.

12.10.2023. Тематическая дискуссия «Персонал, где он? Какой он? Проблемы с кадрами в Томске»

Мария Абрамова, директор Центра социологии образования Института образования ТГУ, выступила с докладом на тематической дискуссии в томском клубе предпринимателей «Люди дела». На основе исследований в рамках Зеркальной лаборатории, Мария рассказала о траекториях студентов от университета к работодателю, поднятла вопросы участия работодателей в процессе обучения и оценке результативности. В течение выступления слушатели задавали множество вопросов относительно позиции студентов на рынке труда и взаимодействия с университетами, были вопросы относительно инфантильности студентов и их отношению к работе и трудовым обязанностям, о подходе сегодняшнего поколения студентов к поиску работы и трудоустройству. Доклад вызвал большой интерес и множество откликов, тема доклада оказалась полезной для работодателей.

20.04.2023. Круглый стол «Психологическое благополучие в образовательной среде: от школы до аспирантуры»

Сотрудники Института образования ТГУ Мария Абрамова и Анастасия Ларионова провели обсуждение на круглом столе о психологическом благополучии в образовательной среде на XXIV Ясинской конференции по развитию экономики и общества в НИУ ВШЭ. Исследователи представили результаты своей работы, проведенной в сотрудничестве с НИУ ВШЭ, в рамках зеркальной лаборатории "Образовательная успешность российских студентов". В исследовании было обнаружено, что проблема психологического благополучия среди студентов весьма актуальна – три четверти студентов проявляют симптомы депрессивного состояния, особенно девушки и студенты из семей с низким социально-экономическим статусом.

Исследование также обратило внимание на влияние формата обучения – очного, дистанционного и смешанного – на психологическое благополучие студентов. Оказалось, что смешанный формат обучения связан с увеличением вероятности симптомов психологического неблагополучия у студентов. Исследователи предположили, что это может быть связано с организацией форматов и сложностью переходов между ними. Исходя из этих результатов, исследователи пришли к выводу, что университеты должны создавать комфортные условия для обучения студентов, особенно в периоды, когда психологическое благополучие оказывает влияние на их учебу.

30.11.2022. От построения модели – к расширению возможностей самореализации

Мария Абрамова, канд. филос. наук, директор Центра социологии образования Института образования ТГУ, доцент кафедры социологии ФсФ ТГУ, рассказывает об исследованиях образовательной успешности студентов, проводимых в рамках Программы развития ТГУ «Приоритет-2030»:

<…> Совместная работа позволила собрать базу о поступлении абитуриентов, текущих оценках студентов за несколько лет. Анализ базы административных данных, цифровых следов студентов позволит выстроить нужные взаимосвязи, выявить предикторы образовательной успешности, понять, какие факторы влияют в большей степени. Тем самым, мы получим модель успешности студента. Конечно, мы ориентируемся и на практическую значимость. Например, многие вузы волнует проблема отчисления – кто уходит, как, почему? В целом в российском поле исследований образования это тема изучена явно недостаточно, поэтому нет понимания – как удержать студентов.

<…> Сейчас мы активно работаем с полученными данными, выстраиваем корреляции, ищем причинно-следственные связи, делаем выводы. Например, уже видим, что для первокурсников самоорганизация оказалась одной из базовых трудностей. В то время как боязнь не наладить отношения с одногруппниками и преподавателями по итогам года для многих не оправдалась. Баллы за ЕГЭ повлияли на оценки в первую сессию больше, чем настрой учиться или самооценка. Получается, как человек привык учиться до поступления, так он и учится в университете – значит, есть резон привлекать студентов с высокими баллами ЕГЭ.

Источник

  

20.11.2022. Доклад на форуме «Преобразование образования»

17-19 ноября 2022 года состоялся форум «Преобразование образования» в Томском государственном университете. На секциях форума участники Зеркальной лаборатории представили доклады по тематике образовательной успешности студентов. 

Один из докладов представил Терентьев Евгений Андреевич на пленарной экспертной панели «Результаты междисциплинарных исследований для трансформации образования». Евгений Андреевич поделился опытом исследования внеучебного опыта студентов и его влияния на образовательную успешность учащихся. Цель исследования – понять, как внеучебный опыт студентов способствует или не способствует профессиональной успешности будущих выпускников. 

Евгений Андреевич в своем докладе отметил, что на текущий момент 70% студентов вообще не участвуют во внеучебной деятельности. Встает вопрос: почему имеющиеся возможности не используются студентами? Изучение данного вопроса, по словам Евгения Андреевича, требует междисциплинарного подхода: использования инструментов цифровых следов, активности в социальных сетях, психометрики. Видео-запись сессии доступна по ссылке.

Мы трезвоним об этом из каждого утюга, про важность внеучебной деятельности. Проректоров по молодежной политике сейчас везде создаем. При этом, данные наши показывают, что 70% студентов вообще не вовлечены в эту деятельность никак: ни в формате научных проектов, ни в формате клубов. Вопрос: почему так? Почему классные возможности, которые есть, не используются студентами? – Терентьев Евгений Андреевич

В ходе форума также состоялся круглый стол «Данные для аналитики об успешности студентов: дефициты, ограничения и возможности», на котором были представлены доклады, подготовленные на данных Зеркальной лаборатории. Участники Зеркальной лаборатории обсудили и текущие задачи, а также дальнешие планы по реализации исследования на рабочем семинаре участников проекта во время форума.  

  

28.10.2022. Специальная сессия «Роль первого года обучения в успехе студентов»

В рамках конференции ИВО-2022 состоялась специальная сессия «Роль первого года обучения в успехе студентов» по результатам проекта Зеркальной лаборатории. В секции были представлены результаты исследований, нацеленных на изучение опыта студентов первого курса в российских университетах, трудностей, с которыми они сталкиваются, и возможностей их преодоления.

Первый курс — это самое сложное время, которое характеризуется наиболее высоким уровнем отсева, где закладываются основы интеграции академической и социальной среды университета, и, если что-то идет не так, это имеет долгоиграющие последствия — Терентьев Евгений Андреевич

В ходе сессии коллеги представили три доклада. О том, как происходила адаптация студентов на первом году обучения в условиях пандемии, и какие управленческие решения исходя из этого можно предпринять, рассказали Вилкова Ксения Александровна (Высшая школа экономики), Щеглова Ирина Александровна (Высшая школа экономики), Дремова Оксана Викторовна (Высшая школа экономики) в рамках доклада «Пока у меня не было настоящей учебы: чувство принадлежности у первокурсников во время пандемии».

Какой опыт студенты получают на первом курсе, и как можно повлиять на этот опыт, рассказали Абрамова Мария Олеговна (Томский государственный университет), Фещенко Артем Викторович (Томский государственный университет) в докладе «Первый год обучения в университете: совпадают ли ожидания с реальностью?».

С какими трудностями сталкиваются первокурсники, и к каким последствиям с точки зрения образовательной успешности они приводят, рассказали Терентьев Евгений Андреевич (Высшая школа экономики), Груздев Иван Андреевич (Высшая школа экономики), Габдрахманов Нияз Камилевич (Высшая школа экономики), Лешуков Олег Валерьевич (Высшая школа экономики) в докладе «Самооценка эффективности обучения и типы трудностей первокурсников в период коронавирусных ограничений».

Модератором сессии выступил Габдрахманов Нияз Камилевич (Высшая школа экономики). Видео-запись круглого стола доступна по ссылке.

       

14.10.2022. Круглый стол «Большие данные в анализе образовательной успешности российских университетов»

14 октября на III Международной научно-практической конференции «Большие данные в образовании: Data-anthropo для политики и практик развития» Российской академии образования был организован круглый стол по результатам реализации проекта Зеркальной лаборатории.

В ходе круглого стола были обсуждены преимущества и ограничения использования больших данных для изучения качества образования. В частности, было отмечено, что главным преимуществом больших данных в виде цифровых следов является максимальный охват целевой аудитории, которую необходимо изучить. В то же время, высокое влияние цифрового неравенства, отсутствие заранее разработанной схемы кодирования текста, нарушение приватности были обозначены в качестве весомых ограничений использования больших данных для целей изучения образовательной успешности.

Социология и социологические исследования иногда наводят респондента на определенное поведение. В цифровых следах такое тоже может быть, но в меньшей степени. В них мы видим то, что уже произошло — Габдрахманов Нияз Камилевич

На круглом столе также было представлено несколько докладов. Юлия Константиновна Александрова (ТГУ) и Вячеслав Леонидович Гойко (ТГУ) представили доклад «Анализ мнений студентов о качестве образования в постпандемию в социальных сетях», в котором были проанализированы аспекты качества образования в вузе, такие как взаимодействие студентов и преподавателей, финансовые условия (стипендии) студентов, социально-бытовые условия (общежития и т.д.) в университете и другие.

Елена Анатольевна Суханова, директор Института образования ТГУ, представила доклад «Новое представление об образовательной успешности российских университетов», в котором описала потенциал инструмента анализа больших данных.

Модератором круглого стола выступил научный сотрудник лаборатории «Развитие университетов» Габдрахманов Нияз Камилевич. Запись мероприятия доступна по ссылке.

     

27.05.2022. Доклад на Международном форуме по педагогическому образованию

27 мая на VIII Международном форуме по педагогическому образованию «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» в Казанском федеральном университете состоялся доклад «Что говорят большие данные об академической этике в университетах России?».  

Доклад представили Е.Д. Шмелева, К.А. Вилкова, О.В. Дремова, С.В. Жучкова (Высшая школа экономики). В рамках работы исследователи изучили, какова связь масштаба некорректных заимствований с ресурсными показателями вуза, показателями результативности, другими показателями образовательной деятельности университета. При этом, тема рассматривалась в контексте вопросов качества образования и успешности студентов.

Преподаватели строже относятся к списыванию в тех вузах, где выше ресурсность с точки зрения объема финансирования на одного студента, и меньше соотношение числа студентов и преподавателей — Шмелева Евгения Дмитриевна

   

19.05.2022. Круглый стол «Большие данные в анализе образовательной успешности студентов российских вузов»

19 мая состоялся Круглый стол «Большие данные в анализе образовательной успешности студентов российских вузов» на Международном весеннем конгрессе ВятГУ. В рамках круглого стола на базе данных, полученных в ходе проекта, были обсуждены возможности анализа и прогнозирования успешности студентов по цифровым следам.

Тема не нова, но вместе с тем реальных успехов, которые действительно показывают 100%-ю вероятность прогнозирования и образовательных результатов, и построения трудовой траектории выпускников, пока не существует — Гадбрахманов Нияз Камилевич

Артем Фещенко, заместитель директора Института дистанционного образования ТГУ, в докладе «Как контент социальных сетей влияет на образовательную успешность?» отметил, что содержание информации, к которой ученик подключается в социальной сети, связано с его успешностью. При этом, условия, которые влияют на этот результат, пока еще неизвестны.

Евгения Шмелева, Ксения Вилкова, Оксана Дремова и Светлана Жучкова рассказали, как показатели академической этики в российских университетах связаны с институциональными показателями образовательной среды, в докладе «Что говорят большие данные об академической этике в университетах России?». Коллеги поделились, как соотносится процент плагиата среди работ студентов с показателями качества образования в вузе.

Чем выше качество студенческого контингента в университете, тем меньший процент плагиата мы наблюдаем — Шмелева Евгения Дмитриевна

Елена Суханова, заместитель проректора по образовательной деятельности Томского государственного университета, прокомментировала, какое будущее у цифровых следов с точки зрения выстраивания решений на уровне руководства для повышения качества, вовлеченности, академической успешности студентов, а также поделилась, какова практика анализа академического мошенничества в университетах.

Модератором круглого стола выступил научный сотрудник лаборатории «Развитие университетов» Габдрахманов Нияз Камилевич. Запись Круглого стола доступна по ссылке.