• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Лаборатория «Психологическое благополучие студентов в российских вузах»

Реализуется в рамках открытого конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ

Аннотация

Российские и международные исследования показывают, что студенты являются одной из наиболее уязвимых социальных групп с точки зрения психологического благополучия. Однако недостаточно изученным как в российском, так и в международном контексте являются вопросы о факторах психологического благополучия студентов, связанных со спецификой их образовательного опыта, связи психологического благополучия и академических достижений студентов. Данное исследование направлено на восполнение этого пробела и фокусируется на изучении связи между психологическим благополучием и вовлеченностью студентов в учебный и внеучебный процесс, образовательной успешностью. Кроме того, в рамках исследования планируется рассмотреть институциональные практики, направленные на поддержание психологического благополучия студентов. Исследование предполагает смешанный дизайн. Для изучения психологического благополучия и его связи с уровнем вовлеченности студентов в учебную и внеучебную активность, а также образовательной успешности будут использованы количественные данные лонгитюдного исследования «Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности», которое запущено в 2022 году в селективных российских университетах в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ  “Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире”. Исследование механизмов связи вовлеченности с психологическим благополучием будет проведено на  данных интервью со студентами. Изучение институциональных практик вузов будет проводиться с использованием данных с сайтов университетов и их программ развития, а также на данных интервью с руководителями психологических служб. Результаты исследования могут быть использованы для разработки мер по поддержанию психологического благополучия студентов как на институциональном (для отдельных университетов), так и на федеральном уровне. Реализация проекта позволит НИУ ВШЭ и ТГУ сформировать исследовательскую и экспертную базу для закрепления национального лидерства в области исследований психологического благополучия и опыта обучения студентов. 

Управленческие решения

Вместе с тем, несмотря на актуальность тематики, проблема психологического благополучия в российских вузах, как правило, изучается локально, на малых выборках, а фокус исследований сосредоточен в основном на изучении отдельных аспектов благополучия, что не позволяет оценить масштаб проблемы в целом. Кроме того, отмечается нехватка исследований, где изучается связь психологического благополучия и характеристик образовательного процесса. Таким образом, сегодня является актуальным изучение психологического благополучия студентов российских вузов, его связи с вовлеченностью в учебную и внеучебную активность, образовательными успехами, а также рассмотрение институциональных практик вуза, направленных на поддержание психологического благополучия студентов и преподавателей. 

Цель исследования

Провести комплексный анализ психологического благополучия студентов российских вузов, оценить масштаб и связанные с ним факторы, выработать предложения по повышению психологического благополучия студентов.

Задачи

Определить наличие или отсутствие связей между различными формами учебной и внеучебной вовлеченности студентов российских университетов и их психологическим благополучием;

Получить представление о механизмах формирования положительной взаимосвязи студенческой вовлеченности студентов во внеучебную деятельность и  психологическим благополучием;

Определить наличие или отсутствие связей между уровнем и различными аспектами психологического благополучия студентов российских университетов и их образовательной успешностью;

Описать ландшафт институциональных практик, используемых российскими университетами для поддержания психологического благополучия студентов;

Разработка методических рекомендаций по развитию системы психологических служб в Российской Федерации (на федеральном и институциональном уровне).

Команда со стороны ВШЭ

Терентьев Евгений Андреевич

Институт образования: Директор

Габдрахманов Нияз Камилевич

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заведующий лабораторией

Жучкова Светлана Васильевна

Центр социологии высшего образования: Научный сотрудник

Груздев Иван Андреевич

Центр социологии высшего образования: Директор центра

Вилкова Ксения Александровна

Центр социологии высшего образования: Научный сотрудник

Щеглова Ирина Александровна

Центр социологии высшего образования: Младший научный сотрудник

Костенко Василий Юрьевич

Департамент психологии: Доцент

Романенко Ксения Романовна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик

Смирнов Никита Максимович

Центр социологии высшего образования: Младший научный сотрудник

Маюкова Екатерина Владимировна

Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь

Захаров Илья Александрович

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Столбова Екатерина Олеговна

Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь

Серебренников Павел Николаевич

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Младший научный сотрудник

Тарасова Елена Артёмовна

Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь

Гусейнова Амина Гусейновна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик

Акунеева Татьяна Андреевна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Кудряшов Максим Русланович

Центр психометрики и измерений в образовании: Стажер-исследователь

Павлюк Данила Михайлович

Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь

Маслова Екатерина Александровна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Дроздов Данила Сергеевич

Департамент психологии: Стажер-исследователь

Горбунова Елена Васильевна

Департамент образовательных программ: Старший преподаватель

Кокорева Софья Олеговна

Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь

Заграничный Антон Игоревич

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Научный сотрудник

Крестинин Владимир Сергеевич

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Лепихов Сергей Петрович

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

Ледяева Александра Юрьевна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь

 

Команда со стороны ТГУ

Доклад участников лаборатории на Европейской конференции исследователей образования (ECER2025) в Белграде, Сербия

С 9 по 12 сентября в Белграде состоялась конференция исследователей образования — European Conference on Educational Research (ECER2025). Конференцию организует Европейская ассоциация исследований в образовании (EERA; European Educational Research Association). Ассоциация, основанная в 1994 году и базирующаяся в Берлине, объединяет более 40 национальных и региональных ассоциаций, чтобы развивать качественные исследования в образовании для блага общества. Ассоциация поддерживает международное сотрудничество, проводит конференции, школы для молодых исследователей, издает публикации и организует работу в тематических сетях. Цель EERA — укреплять связи между исследователями, ассоциациями и международными организациями (ЕС, OECD, ЮНЕСКО), продвигать междисциплинарный диалог, повышать качество исследований и распространять их результаты для улучшения образовательной политики и практики.

Доклад «Practices to Support Students' Mental Health and Well-being in Higher Education: Trends and Challenges», подготовленный межуниверситетской командой, был представлен доцентом, страшим научным сотрудником департамента психологии Василием Костенко. Авторы доклада, участники проекта «Зеркальные лаборатории» — «Психологическое благополучие студентов в российских вузах» — Александра Филькина (ТГУ), Данила Дроздов (НИУ ВШЭ), Анастасия Ларионова (ТГУ) и Василий Костенко (НИУ ВШЭ) рассмотрели вопросы психологической поддержки студентов. Психологическое неблагополучие негативно влияет на учебную успеваемость студентов и повышает риск отчисления, что делает университетские программы поддержки крайне актуальными. В исследовании проведен обзор литературы и анализ сайтов 100 ведущих университетов, чтобы систематизировать практики в сфере психического здоровья. Выделены три типа интервенций: психотерапевтические (чаще всего при депрессии, тревожности и стрессе, на основе CBT, ACT, mindfulness и PPI), психолого-образовательные (развитие навыков саморегуляции, управления временем, эмоциями, коммуникации, постановки целей) и цифровые (онлайн-ресурсы, приложения, соцсети). Университеты используют комплексный подход, расширяя поддержку на финансовое, физическое и социальное благополучие, а также уделяя внимание уязвимым группам (студенты с психологическими трудностями, иностранные студенты и др.). Кроме традиционных методов применяются альтернативные практики (пет-терапия, арт-пространства, коучинг). В целом ведущие университеты выстраивают устойчивые системы поддержки, где акцент на профилактике и образовательных программах снижает нагрузку на психотерапевтические службы, а peer-to-peer проекты повышают доступность помощи. Такой опыт может стать моделью для более широкого внедрения в университетах.

Публичная дискуссия о внеучебной активности и студенческой жизни “Не для зачетки”

16 сентября в рамках зеркальной лаборатории “Психологическое благополучие студентов в российских вузах” и XVI Международной конференции исследователей высшего образования (конференция ИВО) состоялась публичная дискуссия, посвященная внеучебной активности и студенческой жизни под названием “Не для зачетки”. В качестве спикеров выступили сразу несколько экспертов: Иван Груздев, директоро по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ, директором Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ; Ксения Романенко, эксперт проектно-учебной лаборатории “Развитие университетов” Института образования НИУ ВШЭ; Татьяна Акунеева, стажер-исследователь проектно-учебной лаборатории “Развитие университетов” Института образования НИУ ВШЭ. Модератором дискуссии выступила Екатерина Столбова, стажер-исследователь Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ.

Иван Груздев продемонстрировал различные показатели благополучия студентов и их вовлеченности во внеучебную активность, используя данные из лонгитюдного исследовательского проекта «Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности», который проводится в нескольких российских вузах с 2022 года. Ксения Романенко и Татьяна Акунеева рассказали о конкретных практиках участия студентов во внеучебной деятельности, а также о том, как эти практики связаны с общим благополучием обучающихся, на примерах как селективных, так и неселективных университетов.

Кроме того, в рамках публичной дискуссии спикерам и другим участникам мероприятия удалось глубоко обсудить, насколько сегодня молодые люди действительно вовлечены в студенческую жизнь за пределами обязательной учебной программы. Рассматривались самые разнообразные аспекты, начиная от участия в студенческих клубах и творческих проектах, и заканчивая волонтерством, спортом и деятельностью в университетском самоуправлении. Более того, участники обсудили значимый вопрос о том, может ли студенческая жизнь за рамками учебы действительно стать подлинным ресурсом для личностного развития, поддержки и успешной самореализации. Рассмотрение ярких примеров успешных инициатив, реализованных в университетах по всей стране, позволило всесторонне обсудить, каким образом внеучебная жизнь, основанная на интересе и инициативе со стороны студентов, способна улучшить их качество жизни. В ходе дискуссии были сопоставлены различные практики, выявлены общие трудности и ключевые точки роста как для самих студентов, так и для администрации вузов, что согласуется с современными тенденциями в высшем образовании.

11.04.2025 Доклад Ксении Романенко на XXIII Международной конференции «Векторы — 2025»

11 апреля Ксения Романенко, эксперт проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» и участница зеркальной лаборатории «Психологическое благополучие студентов в российских вузах», в качестве докладчика приняла участие в XXIII Международной конференции «Векторы — 2025», прошедшей в Москве.​ Разнообразные секции «Векторов» были традиционно посвящены социальным и политическим наукам, философии и антропологии, истории и культурологии, а также психологии и современным критическим теориям. Широкая тематика конференции позволила молодым и опытным исследователям представить свои исследования в различных областях научного знания и обменяться опытом.

В рамках секции «Психотерапевтический поворот и его влияние» Ксения представила доклад под названием «От адаптации к самоопределению: разнообразные роли университетских консультационных служб», подготовленный в соавторстве со стажерами-исследователями проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Татьяной Акунеевой и Екатериной Масловой. Доклад был посвящен рассмотрению развития институтов психологической поддержки в контексте высшего образования. Интерес к данной теме обусловлен тем, что в современных условиях в университете все чаще от преподавателя ожидается проявление сочувствия, отзывчивости и эмоциональной вовлеченности в своих студентов. Таким образом, университеты трансформируются в пространство, где наряду с передачей знаний важным аспектом становится обеспечение психологического комфорта и благополучия обучающихся.

В рамках своего выступления Ксения Романенко представила результаты реализации исследовательского проекта, отвечающего на два значимых вопроса. Во-первых, было установлено, какие роли выполняют университетские психологические службы в университетах, функционирующих в различных контекстах. Во-вторых, авторы определили, как именно специфика университетских психологических служб отражает отличительные характеристики и социальный вклад различных типов университетов. Полученные результаты имеют важное практическое и теоретическое значение в контексте исследований высшего образования, а выступление Ксении Романенко внесло вклад в обсуждение актуальных проблем психологического благополучия студентов и развития университетских консультационных служб.

27.02.2025 Секция о психологическом благополучии студентов  в рамках ХХI Международной конференции по развитию образования Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка).

В рамках работы Зеркальной лаборатории «Психологическое благополучие студентов в российских вузах» на ХХI Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: образовательная политика и качество образования» состоялась секция докладов, посвящённая актуальным вопросам психологического благополучия в сфере высшего образования. Организатором и модератором секции выступила Елена Горбунова, участница проекта Зеркальной лаборатории. Мероприятие собрало исследователей, занимающихся разносторонним рассмотрением проблематики психологического благополучия в образовательной среде Докладчики представили результаты исследований, посвящённых ключевым аспектам психологического благополучия студентов, а обсуждение затронуло как проблемы концептуализации благополучия, так и практические меры его поддержания в контексте высшего образования. Спикерами были представлены следующие научные работы:

«Факторы психологического благополучия студентов: систематический обзор» – Екатерина Маюкова, Максим Кудряшов, Анна Кобзева, Елена Горбунова;

«Буллинг в российских вузах» – О.А. Абрамова, Е.В. Горбунова, А. Борзых, Д.С. Виноградова (НИУ ВШЭ), С.В. Захарова (ЦРНПО НИУ ВШЭ), А.Г. Сипкина (ТГУ), Е.А. Скольцова (Университет Тренто, Италия);

«Институциональные практики поддержки психологического благополучия студентов в российских вузах» – Е.В. Горбунова, И.А. Захаров (НИУ ВШЭ).

Исследователи, выступившие с докладами в рамках данной секции, подчеркнули особенную значимость системного и комплексного подхода к решению таких проблем в сфере благополучия студентов, как буллинг и трудности с регуляцией стресса. Работа секции продемонстрировала значимую роль междисциплинарного диалога в процессе поиска эффективных стратегий, направленных на повышение качества образовательной среды в контексте высшего образования и подчеркнула необходимость дальнейшего развития исследований в области психологического благополучия студентов. Результаты обсуждения могут послужить основой для разработки новых стратегий поддержки студентов в вузах, а материалы секции также создают основу для дальнейших междисциплинарных исследований в сфере психологического благополучия учащихся и способствуют развитию профессионального сообщества специалистов, работающих в этой области.

 

25.10.2024. Круглый стол «Психологическое благополучие в вузах: как измерять и что делать?»

В рамках конференции Исследования высшего образования (ИВО), 25 октября, на круглом столе «Психологическое благополучие в вузах: как измерять и что делать?» собрались представители министерства высшего образования, РАО, психологических служб российских вузов. Всех их объединяет общая задача, которую обозначила во вступительном слова Брайнес Анна Александровна - «создание среды, которая стимулирует психологическое благополучие студентов».

Тихомирова Татьяна Николаевна, научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, академик РАО, доктор психологических наук затронула вопросы того, что сейчас происходит в сфере научных исследований в части оценки психологического благополучия студентов, а также наличия адекватных инструментов для его измерения. С одной стороны, на государственном уровне пристальное внимание уделяется повышению эффективности образования, используются серьезные финансовые и административные ресурсы вузов и Минобрнауки РФ. С другой стороны, нет доказательной базы, подтверждающей эффект проводимой политики. Она представила результаты всероссийского исследования первокурсников, проведенного на базе 27 вузов, в котором были проанализированы психологическое самочувствие, индекс субъективного счастья и уровень тревожности студентов как для всей выборки студентов, так и в разрезе способа поступления в вуз. Объединение интеллектуальных, технологических и административных возможностей открывает возможность для проведения исследований, которые могут использоваться для оценки нормативных показателей благополучия студентов, выявления ранних маркеров возможных нарушений, выработки комплекса мер по сохранению психического здоровья. Эти меры будут способствовать переходу вузовских психологов от экстренной психологических помощи группам риска к профилактике психологического неблагополучия и просвещению студентов в области поддержания их психического здоровья.

Цветкова Лариса Александровна, Заместитель директора по научной деятельности, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, доктор психологических наук, вице-президент РАО рассказала о своем многолетнем опыте изучения психологического благополучия и разработке онлайн реестра психологических служб. Она отметила важность достижения консенсуса психологического сообщества в отношении измерения показателей психологического благополучия. Она предлагает рассматривать этот концепт, во-первых, на индивидуальном уровне, во-вторых, как состояние, а не черту характера, в третьих, как скрытую психологическую переменную, которую нельзя наблюдать напрямую, в-четвертых, как многомерный конструкт, включающий когнитивные, эмоциональные и поведенческие измерения. Она также представила разработанную ею вместе с коллегами уровневую модель критериев эффективности деятельности психологических служб вузов. Сбор данных для мониторинга оценки работы  психологических служб может быть осуществлен на двух уровнях: во-первых, релевантных кратких шкалы депрессии, тревоги, психологического благополучия, во-вторых, на данных статистических источников системы здравоохранения и правоохранительных органов на уровне территориальной общности.

Макарова Ирина Вилориевна, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ отметила, что психологические службы – один из элементов психологического благополучия, не единственный. Одним из важным критериев работы психологической службы она считает доступность для студентов.

По результатам проведенного незадолго до проведения конференции опроса сотрудников психологических служб российских вузов, существует огромное разнообразие психодиагностических методик, используемых в работе психологических служб для оценки состояния студента. При этом, при выборе психодиагностической методики сотрудники психологических служб в первую очередь руководствуются ее признанностью в профессиональном сообществе, а также тем, есть ли она в списке рекомендованных к использованию. И реже всего используют такие критерии как соответствие цели диагностики, а также исследовательские данные о ее качестве. Это актуализирует задачу обсуждения профессиональным сообществом такой методики и ее разработке.

Юдина Татьяна Олеговна, руководитель психологической службы МФТИ, отметила, что психологическое благополучие – многофакторный конструкт. И предложила сфокусироваться вузу на таком его аспекте как автономность, самостоятельность, зрелость, ответственность, субъектность, агентность студента. Также важно изучать средовые переменные, которые влияют на психологическое благополучие обучающегося. И начать комплексное межвузовское исследование средовых переменных, влияющих на формирование субъектности – в частности, учебного процесса (выбор образовательной нагрузки, траектории обучения и т.д.), внеучебной активности и организационной культуры.

Хломов Кирилл Даниилович, руководитель психологической службы РАНХиГС, рассказал о том, как проходит оценка работы деятельности психологической службы этого вуза, а также предложил инициировать в рамках БРИКС обсуждение вопросов психологического благополучия.

В заключении круглого стола, Евгений Терентьев предложил наладить межвузовское взаимодействие по вопросам обсуждения методики измерения благополучия, проведения совместных исследований и обсуждения критериев оценки результатов работы психологических служб.

3.10.2024. Открытая дискуссия «От сессии до сессии. Дискуссия о психологическом благополучии студентов».

3 октября 2024 года в рамках лектория «Учи учёного» прошла открытая дискуссия «От сессии до сессии. Дискуссия о психологическом благополучии студентов» в Некрасовской библиотеке. В сессии участвовали Жучкова Светлана, заместитель директора Института Образования НИУ ВШЭ, Бочавер Александра, директор Центра исследований современного детства Института Образования НИУ ВШЭ, Кожанов Андрей, директор Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ и Макарова Ирина, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ. В рамках этой дискуссии поднимались следующие вопросы: 

  • что такое студенческое благополучие и что исследования говорят об уровне благополучия учащихся 
  • какие существуют направления в изучении благополучия и неблагополучия учащихся 
  • как университет может способствовать ментальному здоровью и психологическому благополучию 
  • как организовать своё обучение в университете, чтобы это не привело к депрессии и выгоранию

 

Бочавер Александра отметила, что на благополучие студентов влияет много факторов. Среди них - то, как складывались их отношения в школе, семейные характеристики, интеграция в социальную и академическую среду вуза. Важным фактором является то, за какие деньги учится студент – бюджет или платное, оплачивают ли его обучение родители. Например, в НИУ ВШЭ скидка на обучение зависит от рейтинга студента. И в случае, когда студент не оплачивает свое обучение самостоятельно, конкуренция в академической среде, поддерживаемая рейтингованием, создает дополнительный стресс для него. На психологическое благополучие также влияет то, насколько студент является гибким, будет ли он искать выход в ситуации, когда встретил препятствие на своем пути, или признает, что не может справиться с возникшей проблемой. Жучкова Светлана рассказала об особенностях психологического благополучия в аспирантуре. Она отметила, что по результатам проведенных исследований, те аспиранты, которые включены в реальное исследование в аспирантуре, имеют более высокий уровень академической интеграции и, как следствие, психологического благополучия. Ирина Макарова упомянула, что существуют практики самопомощи студентов на сторонних площадках, например yasno.live, zigmund.onlive. Важна роль и тьюторских служб, которые также помогают студентам осваивать и внедрять навыки саморегуляции в процесс обучения, чтобы более осознанно осваивать учебный материал. Была поднят важный вопрос об ответственности университета, в частности, психологических служб и преподавателей в обеспечении психологического благополучия студента.

27.06.2024. Доклад Марии Абрамовой на Летней школе исследователей благополучия в образовании

27 июня В Институте образования НИУ ВШЭ на Летней школе исследователей благополучия в образовании Мария Абрамова, директор Центра социологии образования Томского государственного университета, представила доклад на тему «Опыт исследования (не)благополучия студентов». 

Мария в докладе обозначила актуальность исследований психологического (не)благополучия студентов. Студенты находятся в группе риска с точки зрения подверженности стрессовым, тревожным и депрессивным состояниям, о чем свидетельствуют исследования в разных странах. Среди причин психологического благополучия исследователи называют высокую степень неопределенности социального и экономического положения, финансовые трудности, слабые социальные связи и необходимость планировать карьеру после обучения. Также, психологическое неблагополучие выступает важным предиктором образовательных результатов студентов  - оно связано со сложностями с обучением и повышенным риском отсева. Интерес к студенческому благополучию вырос в период пандемии Covid-19. Было показано, что переход на дистанционное обучение стал дополнительным фактором стресса для студентов и был связан со снижением психологического благополучия. 

Мария рассказала о результатах исследования «Психологическое (не)благополучие студентов российских вузов в условиях пандемии COVID-19: уязвимые группы и связь с характеристиками образовательного опыта», проведенного вместе с Евгением Терентьевым, директором Института образования. В нем исследовании было показано, что чаще признаки психологического неблагополучия демонстрируют студенты, обучающиеся на гибридном формате (онлайн и очное обучение). Также авторы исследования выявили, что признаки психологического благополучия чаще испытывали девушки, студенты из семей с низким СЭС, а также студенты, обучающиеся на младших курсах. Оценка ментального благополучия производилась с помощью опросника PHQ-8 для оценки тяжести депрессивных симптомов.

Также Мария показала результаты исследования «Что дает студентам участие во внеучебной деятельности: успеваемость, желание продолжить обучение и психологическое благополучие», проведенного вместе с сотрудниками Института образования, Ксенией Вилковой и Ирины Щегловой. Оно было посвящено связи психологического благополучия и участия во внеучебной деятельности. В этом исследовании было показано, что у тех, кто вовлечен во внеучебную деятельность, выраженность симптомов депрессии меньше, чем у тех, кто не занимается внеучебной деятельностью. Если говорить про типы внеучебной деятельности, то у студентов, вовлеченных в научную деятельность, ниже риск наличия депрессии.

Мария рассказала об исследовании «Трансформация практики ДПО в российских университетах: переход к сопровождению развития потенциала человека: Научно-методические рекомендации». В этом исследовании было показано, что тьюторское сопровождение связано с увеличением показателей удовлетворенности жизни у участников программ ДПО. 

Также Мария в докладе обозначила будущие направления исследований Зеркальной лаборатории. Приоритетными направлениями работы стали поиск факторов психологического благополучия в университетах, анализ университетских моделей, обеспечивающих благополучие, вклад внеучебной деятельности в разные типы благополучия, анализ стратегий российских университетов и работа психологических служб.

29.05.2024. Круглый стол «Факторы академической успешности и психологического благополучия студентов»

29 мая 2024 года прошел круглый стол на тему «Факторы академической успешности и психологического благополучия студентов» в рамках совместного научного исследовательского проекта Зеркальная лаборатория НИУ ВШЭ и Томского государственного университета «Психологическое благополучие студентов в российских вузах». Круглый стол проходил в рамках X Международного форума по педагогическому образованию (IFTE-2024) в Казанском федеральном университете.

Модератором выступил Терентьев Евгений, директор Института Образования НИУ ВШЭ, а дискуссантами – Гаете Сепулведа Магдалена, заведующая проектно-учебной лабораторией управления репутацией в образовании Санкт-Петербургской школы социальных наук НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, а также Габдрахманов Нияз, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института Образования НИУ ВШЭ.

На круглом столе были представлены несколько выступлений участников Зеркальной лаборатории по теме психологического благополучия студентов. Первым выступил Груздев Иван, директор Центра социологии высшего образования Института Образования НИУ ВШЭ. Он представил результаты опроса «Экономическое поведение домохозяйств», проведенного НИУ ВШЭ, касающиеся психологического благополучия жителей РФ в возрасте от 18 до 35 лет. В докладе было показано, что индивиды в возрасте от 18 до 24 лет в среднем оценивают выше удовлетворенность жизнью по сравнению с представителями следующей возрастной группы (от 25 до 35 лет). Помимо возрастных, были отмечены различия в уровне психологического благополучия в зависимости от пола индивида, региона его проживания и уровня образования. Чем выше уровень образования, тем выше доля тех, кто считает свою жизнь интересной.

Второй доклад был представлен Абрамовой Марией, директором Центра социологии образования Института Образования Томского государственного университета. Он был посвящен результатам проведенных Зеркальной лабораторией исследований неблагополучия студентов. Был выявлена связь показателей неблагополучия студентов российских вузов с их полом, социально-экономическим статусом, формой и курсом обучения, вовлеченностью в учебный процесс и внеучебной активностью. Было установлена отрицательная связь неблагополучия студентов с внеучебной деятельностью, особенно занятие наукой и спортом. 

Третий доклад был сделан Терентьевым Евгением, директором Института Образования НИУ ВШЭ. В нем были освещены результаты анализа связи психологического неблагополучия аспирантов российских вузов и их оценкой качества научного руководства. Выводы базировались на данных онлайн-опроса аспирантов российских университетов и научных институтов в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» 2022 года. Было показано, что качество научного руководства связано не только с эффективностью аспирантской подготовки, но и с психологическим неблагополучием аспирантов. Таким образом, повышение качества научного руководства требует усилий как на институциональном, так и на системном уровне. 

Завершило круглый стол выступление Филькиной Александры и Ларионовой Анастасии, научных сотрудников Института Образования Томского государственного университета. Их доклад был посвящен инструментам поддержания психологического благополучия в вузах, в том числе типам интервенций и вопросам оценивания их эффективности. Докладчики начали свое выступление с указания на многообразие тематик и теорий рассмотрения психологического благополучия и здоровья студентов. Они показали, что в вузах существует огромное количество направлений поддержания психологического благополучия студентов, среди них: курсы повышения психологической грамотности, адресная психологическая помощь, создание цифровых инструментов, психолого-образовательные интервенции, встроенные в образовательную систему, создание экосистемы поддержки внутри вуза/системы и т.д. Анастасия и Александра также показали, какие интервенции уже существуют в Томском государственном университете и обсудили возможности оценивания их эффективности. 

После представления докладов завязалась дискуссия об особенностях измерения и концептуализации психологического благополучия и были намечены шаги по дальнейшему изучению данной темы в рамках проекта Зеркальной лаборатории. 

 

24.04.2024. Круглый стол «Развитие человеческого потенциала: образование» в рамках пятилетия проекта «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ»

В корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре 24 апреля прошел круглый стол «Развитие человеческого потенциала: образование», посвященный пятилетию проекта «Зеркальные лаборатории». На круглом столе было представлено два доклада, выполненных в рамках совместной зеркальной лаборатории Центра социологии высшего образования и Томского государственного университета.

С презентацией исследования «Связь формата обучения и психологического благополучия студентов» выступал Евгений Андреевич Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ. Исследование посвящено выявлению взаимосвязи субъективной оценки удовлетворенности студентов качеством образования с возможностью выбора курсов и опытом их прохождения. Одним из ключевых выводов по итогам исследования стало то, что предоставление возможности выбора учебных курсов именно по направлению подготовки может повышать удовлетворенность студентов своим образовательным опытом. С другой стороны, не было обнаружено свидетельств связи наличия курсов по выбору, находящихся за рамками направления подготовки с удовлетворенностью учащихся. Потенциальными причинами этого явления могут являться: низкий уровень качества подобных курсов и неспособность университетов доносить студентам ценность подобного выбора.

Заключительным докладом стало выступление Марии Олеговны Абрамовой, директора Центра социологии образования Томского государственного университета,  по теме «Связь внеучебной деятельности студентов в университете, их образовательных результатов и психологического благополучия». В анализе были использованы данные опроса первокурсников и рассматривались такие переменные, как вовлеченность студентов во внеучебную деятельность, желание студентов отчислиться, психологическое (не)благополучие и успеваемость студентов. В ходе исследования было выявлено, что внеучебная деятельность положительно связана с успеваемостью, снижает желание отчислиться из университета и уменьшает риски психологического неблагополучия. Более того, научная и социальная деятельность демонстрирует положительную связь со средним баллом студентов за обе сессии и снижает шансы появления мыслей об отчислении. А именно научная деятельность, при прочих равных условиях, значимо и положительно коррелирует с психологическим благополучием.

17.11.2023. Специальная сессия «Исследования психологического благополучия студентов: строим план совместной деятельности»

17 ноября в рамках томского форума «Преобразование образования», который собрал ведущих экспертов, исследователей и практиков в сфере высшего образования, состоялась встреча проектной группы совместной Зеркальной лаборатории Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Томского государственного университета. Мероприятие было посвящено актуальной теме «Исследования психологического благополучия студентов: строим план совместной деятельности». В ходе данной встречи участники детально обсудили накопленный опыт работы Зеркальной лаборатории ВШЭ и ТГУ «Образовательная успешность студентов российских вузов». Дискуссия проходила в атмосфере активного обмена мнениями и профессионального диалога.

Одним из наиболее значимых и принципиальных моментов в ходе встречи стал переход от понятия «успешность» к более широкому и глубокому понятию «психологическое благополучие». Участники, представлявшие различные образовательные учреждения, единодушно выразили общее мнение о необходимости уделения внимания не только академическим результатам и показателям успеваемости студентов, но и их эмоциональному состоянию, психологическому здоровью и общему самочувствию в процессе обучения.

В ходе продуктивного обсуждения на встрече были всесторонне рассмотрены вопросы, связанные с определением и измерением психологического благополучия, а также с изучением его ключевой роли в обеспечении образовательной успешности. Участники детально обсудили структурные компоненты психологического благополучия студентов, проанализировали многочисленные факторы, которые оказывают существенное влияние на это состояние, и рассмотрели широкий спектр современных инструментов и методик, которые могут быть эффективно использованы для его объективного измерения.

Особо важным и результативным стал профессиональный обмен опытом между участниками встречи, особенно в контексте успешной работы Зеркальной лаборатории ВШЭ и ТГУ. В ходе конструктивного диалога были тщательно проанализированы наиболее эффективные практики и впечатляющие результаты проведённых исследований. Всё это, без сомнения, послужит надёжной основой для дальнейшей разработки детального плана совместной деятельности, направленной на всестороннее исследование психологического благополучия студентов в высших учебных заведениях.

27.10.2023. Специальная сессия «Факторы образовательной успешности студентов российских вузов»

27 октября 2023 года в рамках XIV Международной конференции исследователей высшего образования состоялась специальная секция «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В ходе работы секции были представлены несколько докладов по результатам работы Зеркальной лаборатории «Образовательная успешность студентов». 

Первый доклад был посвящен созданию прогнозной модели отчисления студентов. Авторы представили модель студенческого отсева, основанную на комплексном анализе академических и социальных факторов. Модель позволяет прогнозировать вероятность отчисления, что дает возможность своевременно принимать меры по поддержке студентов.

Второй доклад был посвящен исследованию влияния индивидуализации учебного процесса на удовлетворенность студентов. Исследователи продемонстрировали, как возможность выбора курсов и фактическое использование этой возможности связаны с удовлетворенностью обучением. В ходе доклада было показано, что отсутствие возможности выбора курсов негативно влияет на удовлетворенность студентов, в то время как наличие выбора в рамках специальности способствует повышению удовлетворенности образовательным процессом.

Третий доклад представил результаты исследования взаимосвязи внеучебной деятельности с образовательной успешностью студентов. Исследователи продемонстрировали, что активное участие в студенческой жизни положительно коррелирует с академическими достижениями, удержанием в университете и психологическим благополучием студентов. 

Четвертый доклад был посвящен связи между миграционным статусом и успеваемостью студентов. Исследование показало, что студенты-иммигранты, обучающиеся на бюджетной форме, демонстрируют более высокие академические результаты по сравнению с неиммигрировавшими студентами. Авторы доклада представили возможные объяснения этого феномена и его значение для образовательной политики университетов.

Результаты исследований, представленные на секции, вносят существенный вклад в понимание факторов, влияющих на успешность студентов в современном высшем образовании, и могут быть использованы для совершенствования образовательной политики университетов. Все представленные доклады вызвали живой интерес участников секции и активное обсуждение. Исследователи обменялись мнениями о перспективах дальнейших исследований в данных направлениях. Запись специальной секции также доступна для просмотра по ссылке.

27.10.2023. Подкаст «Чем заняться после пар: внеучебная деятельность»

В рамках недавнего выпуска подкаста “Качай нейрон” состоялось интервью с Марией Абрамовой, директором Центра социологии образования Томского государственного университета. Центральной темой обсуждения стала внеучебная деятельность в высшем учебном заведении и её влияние на успешность образовательного процесса.

В ходе беседы Мария Абрамова акцентировала внимание на многогранной роли современного университета. По её мнению, высшее учебное заведение выступает не только как площадка профессиональной подготовки, но и как инкубатор развития так называемых мягких навыков. К ним относятся критическое мышление, навыки командной работы и лидерские качества, которые эффективно формируются посредством внеучебной активности, организуемой университетом.

Эксперт провела чёткое разграничение между внеучебной деятельностью и личными хобби студентов. Ключевое отличие заключается в том, что внеучебная активность организуется и поддерживается университетом как часть дополнительной образовательной программы. Примечательно, что к данной категории относится и научная деятельность, поскольку она выходит за рамки стандартного учебного процесса.

Исследование влияния внеучебной активности на образовательный процесс показало существенные результаты. Студенты, вовлечённые во внеучебную деятельность, демонстрируют более высокую академическую успеваемость, пониженную вероятность быть отчисленными из университета и повышенный уровень психологического благополучия. 

Анализ различных направлений внеучебной деятельности выявил следующие закономерности. Социальная активность (участие в работе профкома, студенческого совета) оказывает положительное влияние на средний балл успеваемости. Спортивная деятельность способствует снижению вероятности принятия решения об отчислении из университета. В свою очередь, вовлеченность в научную работу демонстрирует комплексное положительное влияние на все аспекты: успеваемость, желание продолжать обучение и психологическое состояние студентов

Особое внимание было уделено вопросам вовлечения первокурсников в научную деятельность. По мнению эксперта, существует ряд объективных трудностей как для студентов, так и для учебных подразделений. Тем не менее, Мария Абрамова рекомендует начинающим студентам начинать с участия в научных мероприятиях, например, с посещения конференций.

Для ознакомления с полным содержанием интервью приглашаем прослушать подкаст по предоставленной ссылке.

12.10.2023. Тематическая дискуссия «Персонал, где он? Какой он? Проблемы с кадрами в Томске»

Мария Абрамова, занимающая пост директора Центра социологии образования Института образования Томского государственного университета, недавно выступила с весьма интересным и актуальным докладом на тематической дискуссии, которая проходила в томском клубе предпринимателей «Люди дела». Это мероприятие, организованное при поддержке ведущих образовательных учреждений региона, привлекло внимание многих участников профессионального сообщества, заинтересованных в вопросах образования и трудоустройства.

В ходе своего выступления Мария, опираясь на результаты разнообразных исследований, проведённых в рамках работы Зеркальной лаборатории Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Томского государственного университета, подробно рассказала о различных траекториях движения студентов от университетской скамьи к работодателю. Особое внимание в докладе было уделено вопросам активного участия работодателей в образовательном процессе, а также методам оценки эффективности такого взаимодействия.

Стоит отметить, что выступление вызвало живой интерес у присутствующих. В течение всего доклада слушатели активно задавали вопросы, касающиеся различных аспектов взаимодействия студентов и рынка труда. Многие из них интересовались позицией современных студентов на рынке труда, их взаимоотношениями с университетами и работодателями.

Особый интерес вызвали вопросы, связанные с так называемой инфантильностью студентов и их отношением к трудовым обязанностям. Предпринимателей также волновали особенности подхода нынешнего поколения студентов к поиску работы и процессу трудоустройства. В ходе оживлённой дискуссии были затронуты и такие важные темы, как адаптация молодых специалистов в профессиональной среде и формирование у них необходимых компетенций.

Доклад, без сомнения, оказался чрезвычайно полезным для работодателей. Он позволил им лучше понять современные тенденции в сфере образования и трудоустройства, а также выработать более эффективные стратегии взаимодействия с будущими специалистами. Множество откликов и положительных отзывов, полученных после выступления, свидетельствуют о высокой актуальности поднятых вопросов и профессионализме докладчика. Участники мероприятия выразили искреннюю благодарность Марии Абрамовой за глубокий анализ ситуации и ценные рекомендации.
 

20.04.2023. Круглый стол «Психологическое благополучие в образовательной среде: от школы до аспирантуры»

Сотрудники Института образования Томского государственного университета Мария Абрамова и Анастасия Ларионова приняли активное участие в работе круглого стола, который был посвящен вопросам психологического благополучия в образовательной среде. Мероприятие состоялось в рамках XXIV Ясинской международной конференции по развитию экономики и общества, которая была организована Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».

Исследователи представили значимые результаты своей совместной работы с НИУ ВШЭ в рамках деятельности зеркальной лаборатории «Образовательная успешность российских студентов». Проведенное исследование выявило серьезную проблему: три четверти опрошенных студентов демонстрируют признаки депрессивного состояния. Особенно тревожной оказалась ситуация среди девушек и юношей, происходящих из семей с относительно низким социально-экономическим статусом.

В ходе исследования особое внимание было уделено анализу влияния различных форматов обучения на психологическое состояние студентов. Ученые рассмотрели три основных формата: очный, дистанционный и смешанный. Полученные данные показали, что именно смешанный формат обучения коррелирует с повышенным риском возникновения симптомов психологического неблагополучия у студентов. Исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой такая ситуация может быть связана с особенностями организации образовательного процесса и сложностями адаптации при переходе между различными форматами обучения.

На основе полученных результатов авторы исследования сделали важный вывод о необходимости создания оптимальных условий для обучения студентов в высших учебных заведениях. Особое внимание следует уделять периодам, когда психологическое состояние учащихся может негативно влиять на их успеваемость и вовлеченность в образовательный процесс. Это требует от университетов разработки специальных программ поддержки и адаптации студентов, а также совершенствования подходов к организации учебного процесса с учетом психологических аспектов.

Результаты данного исследования имеют высокую практическую значимость и могут быть использованы для улучшения качества образовательного процесса в российских вузах, что особенно актуально в современных условиях развития высшего образования.

30.11.2022. От построения модели – к расширению возможностей самореализации

Мария Абрамова, канд. филос. наук, директор Центра социологии образования Института образования Томского государственного университета, доцент кафедры социологии ФсФ Томского государственного университета, рассказывает об исследованиях образовательной успешности студентов, проводимых в рамках Программы развития Томского государственного университета«Приоритет-2030»:

<…> Совместная работа позволила собрать базу о поступлении абитуриентов, текущих оценках студентов за несколько лет. Анализ базы административных данных, цифровых следов студентов позволит выстроить нужные взаимосвязи, выявить предикторы образовательной успешности, понять, какие факторы влияют в большей степени. Тем самым, мы получим модель успешности студента. Конечно, мы ориентируемся и на практическую значимость. Например, многие вузы волнует проблема отчисления – кто уходит, как, почему? В целом в российском поле исследований образования это тема изучена явно недостаточно, поэтому нет понимания – как удержать студентов.

<…> Сейчас мы активно работаем с полученными данными, выстраиваем корреляции, ищем причинно-следственные связи, делаем выводы. Например, уже видим, что для первокурсников самоорганизация оказалась одной из базовых трудностей. В то время как боязнь не наладить отношения с одногруппниками и преподавателями по итогам года для многих не оправдалась. Баллы за ЕГЭ повлияли на оценки в первую сессию больше, чем настрой учиться или самооценка. Получается, как человек привык учиться до поступления, так он и учится в университете – значит, есть резон привлекать студентов с высокими баллами ЕГЭ.

Таким образом, проведенные исследования в рамках Программы развития Томского государственного университета «Приоритет-2030» демонстрируют важность комплексного подхода к изучению образовательной успешности студентов. Системный анализ административных данных и цифровых следов обучающихся позволил выявить ключевые факторы, влияющие на успеваемость и психологическое благополучие студентов.

Перспективы дальнейших исследований связаны с углубленным изучением факторов, влияющих на отток студентов, а также с разработкой практических рекомендаций для вузов по оптимизации образовательного процесса. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования системы приема абитуриентов, адаптации первокурсников и поддержки студентов на всех этапах обучения.

Проведенное исследование не только расширяет теоретическую базу изучения образовательной успешности студентов, но и создает практическую основу для повышения качества высшего образования в России. Внедрение полученных рекомендаций позволит вузам более эффективно решать задачи по обеспечению качественного образования и сохранению контингента обучающихся

Источник

  

20.11.2022. Доклад на форуме «Преобразование образования»

 

Форум «Преобразование образования» прошёл в Томском государственном университете с 17 по 19 ноября 2022 года. Мероприятие собрало ведущих экспертов в области образования, исследователей и практиков, заинтересованных в развитии современных образовательных технологий и методик.

Евгений Андреевич Терентьев выступил с докладом на пленарной экспертной панели «Результаты междисциплинарных исследований для трансформации образования». В своём докладе он представил результаты комплексного анализа влияния внеучебной деятельности на академические достижения студентов. Основное направление исследования было сосредоточено на изучении взаимосвязи между внеучебным опытом студентов и их будущей профессиональной успешностью. Евгений Андреевич подробно осветил методологию исследования, представил статистические данные и практические примеры, демонстрирующие, как различные виды внеучебной активности могут способствовать или, наоборот, препятствовать академическому росту учащихся.

Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить конкретные механизмы влияния внеучебной деятельности на формирование профессиональных компетенций и навыков будущих выпускников. Особое внимание было уделено анализу того, какие виды внеучебной активности наиболее эффективно способствуют развитию профессиональных качеств и как можно интегрировать этот опыт в образовательный процесс.

Евгений Андреевич в своем докладе отметил, что на текущий момент 70% студентов вообще не участвуют во внеучебной деятельности. Встает вопрос: почему имеющиеся возможности не используются студентами? Изучение данного вопроса, по словам Евгения Андреевича, требует междисциплинарного подхода: использования инструментов цифровых следов, активности в социальных сетях, психометрики. Видео-запись сессии доступна по ссылке.

Мы трезвоним об этом из каждого утюга, про важность внеучебной деятельности. Проректоров по молодежной политике сейчас везде создаем. При этом, данные наши показывают, что 70% студентов вообще не вовлечены в эту деятельность никак: ни в формате научных проектов, ни в формате клубов. Вопрос: почему так? Почему классные возможности, которые есть, не используются студентами? – Терентьев Евгений Андреевич

В ходе форума также состоялся круглый стол «Данные для аналитики об успешности студентов: дефициты, ограничения и возможности», на котором были представлены доклады, подготовленные на данных Зеркальной лаборатории. Участники Зеркальной лаборатории обсудили и текущие задачи, а также дальнешие планы по реализации исследования на рабочем семинаре участников проекта во время форума.  

  

28.10.2022. Специальная сессия «Роль первого года обучения в успехе студентов»

В рамках конференции ИВО-2022 состоялась специальная сессия «Роль первого года обучения в успехе студентов» по результатам проекта Зеркальной лаборатории. В секции были представлены результаты исследований, нацеленных на изучение опыта студентов первого курса в российских университетах, трудностей, с которыми они сталкиваются, и возможностей их преодоления.

Первый курс — это самое сложное время, которое характеризуется наиболее высоким уровнем отсева, где закладываются основы интеграции академической и социальной среды университета, и, если что-то идет не так, это имеет долгоиграющие последствия — Терентьев Евгений Андреевич

В ходе сессии коллеги представили три доклада. О том, как происходила адаптация студентов на первом году обучения в условиях пандемии, и какие управленческие решения исходя из этого можно предпринять, рассказали Вилкова Ксения Александровна (Высшая школа экономики), Щеглова Ирина Александровна (Высшая школа экономики), Дремова Оксана Викторовна (Высшая школа экономики) в рамках доклада «Пока у меня не было настоящей учебы: чувство принадлежности у первокурсников во время пандемии».

Следующий доклад был представлен Абрамовой Марией Олеговной (Томский государственный университет) и Фещенко Артемом Викторовичем (Томский государственный университет). В своём исследовании «Первый год обучения в университете: совпадают ли ожидания с реальностью?» коллеги постарались максимально подробно раскрыть вопрос о том, какой опыт получают студенты на первом курсе и каким образом можно повлиять на этот опыт.

Терентьев Евгений Андреевич (Высшая школа экономики), Груздев Иван Андреевич (Высшая школа экономики), Габдрахманов Нияз Камилевич (Высшая школа экономики) и Лешуков Олег Валерьевич (Высшая школа экономики) выступили с докладом под названием «Самооценка эффективности обучения и типы трудностей первокурсников в период коронавирусных ограничений». В рамках их выступления были детально рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются первокурсники, а также проанализированы последствия этих трудностей с точки зрения образовательной успешности. Безусловно, результаты их исследования представляют значительный интерес для всех участников образовательного процесса.

Модератором сессии выступил Габдрахманов Нияз Камилевич (Высшая школа экономики). Видео-запись круглого стола доступна по ссылке.

       

14.10.2022. Круглый стол «Большие данные в анализе образовательной успешности российских университетов»

14 октября на III Международной научно-практической конференции «Большие данные в образовании: Data-anthropo для политики и практик развития» Российской академии образования был организован круглый стол по результатам реализации проекта Зеркальной лаборатории.

В ходе круглого стола были обсуждены преимущества и ограничения использования больших данных для изучения качества образования. В частности, было отмечено, что главным преимуществом больших данных в виде цифровых следов является максимальный охват целевой аудитории, которую необходимо изучить. В то же время, высокое влияние цифрового неравенства, отсутствие заранее разработанной схемы кодирования текста, нарушение приватности были обозначены в качестве весомых ограничений использования больших данных для целей изучения образовательной успешности.

Социология и социологические исследования иногда наводят респондента на определенное поведение. В цифровых следах такое тоже может быть, но в меньшей степени. В них мы видим то, что уже произошло — Габдрахманов Нияз Камилевич

На круглом столе также было представлено несколько докладов. Юлия Константиновна Александрова (ТГУ) и Вячеслав Леонидович Гойко (ТГУ) представили доклад «Анализ мнений студентов о качестве образования в постпандемию в социальных сетях», в котором были проанализированы аспекты качества образования в вузе, такие как взаимодействие студентов и преподавателей, финансовые условия (стипендии) студентов, социально-бытовые условия (общежития и т.д.) в университете и другие.

Елена Анатольевна Суханова, директор Института образования ТГУ, представила доклад «Новое представление об образовательной успешности российских университетов», в котором описала потенциал инструмента анализа больших данных.

Модератором круглого стола выступил научный сотрудник лаборатории «Развитие университетов» Габдрахманов Нияз Камилевич.

Экспертами были определены основные преимущества анализа больших данных через цифровые следы, главным из которых является возможность максимального охвата целевой аудитории. Более того, были выявлены существенные ограничения метода, включая проблему цифрового неравенства и вопросы приватности, а также подтверждена эффективность использования цифровых следов как инструмента объективной оценки образовательного процесса

Таким образом, проведенное мероприятие стало важным шагом в развитии методологии анализа больших данных в образовании и определило новые векторы исследований в данной области. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования образовательной политики и практик развития университетов.

Запись мероприятия доступна по ссылке.

     

27.05.2022. Доклад на Международном форуме по педагогическому образованию

27 мая в Казанском федеральном университете состоялось значимое научное событие — VIII Международный форум по педагогическому образованию на тему «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке». В рамках этого мероприятия был представлен доклад «Что говорят большие данные об академической этике в университетах России?», вызвавший живой интерес у участников форума.

Авторами исследования выступили коллеги из Высшей школы экономики: Е.Д. Шмелева, К.А. Вилкова, О.В. Дремова и С.В. Жучкова. Их научная работа представляет собой комплексный анализ современных проблем академической честности в российском высшем образовании.

В ходе исследования учёные провели масштабное изучение взаимосвязи между частотой некорректных заимствований в академических работах и различными показателями деятельности вузов. Особое внимание было уделено анализу ресурсной базы учебных заведений, их результативности в образовательной и научной сферах, а также другим ключевым параметрам, характеризующим качество образовательного процесса.

Исследователи стремились понять, как проблема академической нечестности влияет на общее качество образования и успешность студентов. В работе были рассмотрены различные аспекты этой проблемы, включая статистические данные, тенденции и закономерности, выявленные в ходе анализа больших массивов информации.

 

Доклад вызвал активное обсуждение среди участников форума, многие из которых выразили заинтересованность в более детальном изучении представленных материалов и применении полученных результатов в практике работы своих учебных заведений.

Проведенное исследование и его презентация на VIII Международном форуме по педагогическому образованию в Казанском федеральном университете позволили сделать ряд важных выводов о состоянии академической этики в российских вузах. Выявленные закономерности позволяют лучше понять механизмы формирования культуры академической этики в университетской среде. Практическая ценность исследования подтверждается тем, что его результаты могут быть использованы для разработки эффективных мер по укреплению академической дисциплины в вузах, а также стать основой для создания новых методических материалов и образовательных программ.

Преподаватели строже относятся к списыванию в тех вузах, где выше ресурсность с точки зрения объема финансирования на одного студента, и меньше соотношение числа студентов и преподавателей — Шмелева Евгения Дмитриевна

   

19.05.2022. Круглый стол «Большие данные в анализе образовательной успешности студентов российских вузов»

19 мая состоялся Круглый стол «Большие данные в анализе образовательной успешности студентов российских вузов» на Международном весеннем конгрессе ВятГУ. В рамках круглого стола на базе данных, полученных в ходе проекта, были обсуждены возможности анализа и прогнозирования успешности студентов по цифровым следам.

Тема не нова, но вместе с тем реальных успехов, которые действительно показывают 100%-ю вероятность прогнозирования и образовательных результатов, и построения трудовой траектории выпускников, пока не существует — Гадбрахманов Нияз Камилевич

Артем Фещенко, заместитель директора Института дистанционного образования ТГУ, в докладе «Как контент социальных сетей влияет на образовательную успешность?» отметил, что содержание информации, к которой ученик подключается в социальной сети, связано с его успешностью. При этом, условия, которые влияют на этот результат, пока еще неизвестны.

Евгения Шмелева, Ксения Вилкова, Оксана Дремова и Светлана Жучкова рассказали, как показатели академической этики в российских университетах связаны с институциональными показателями образовательной среды, в докладе «Что говорят большие данные об академической этике в университетах России?». Коллеги поделились, как соотносится процент плагиата среди работ студентов с показателями качества образования в вузе.

Чем выше качество студенческого контингента в университете, тем меньший процент плагиата мы наблюдаем — Шмелева Евгения Дмитриевна

Елена Суханова, заместитель проректора по образовательной деятельности Томского государственного университета, прокомментировала, какое будущее у цифровых следов с точки зрения выстраивания решений на уровне руководства для повышения качества, вовлеченности, академической успешности студентов, а также поделилась, какова практика анализа академического мошенничества в университетах.

Данный круглый стол, проведенный на Международном весеннем конгрессе ВятГУ стал важной площадкой для обсуждения актуальных вопросов применения больших данных в анализе образовательной Научная значимость круглого стола заключается в систематизации подходов к анализу образовательной успешности через призму больших данных и выявлении новых исследовательских задач. В свою очередь, перспективы развития данной области связаны с дальнейшим изучением механизмов влияния социальных сетей на успеваемость, разработкой более точных методов прогнозирования успешности студентов и совершенствованием инструментов анализа цифровых следов.

Модератором круглого стола выступил научный сотрудник лаборатории «Развитие университетов» Габдрахманов Нияз Камилевич. Запись Круглого стола доступна по ссылке.