• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Анатолий Аркадьевич Пинский

 (19 июня 1956 г. – 14 декабря 2006)

 

Анатолий Аркадьевич Пинский – выдающийся российский педагог и общественный деятель, участник возрождения еврейской культуры в России, основатель и директор первой в России вальдорфской школы, автор трудов в области организации и философии образования. Анатолий Пинский всегда полностью отдавался делу, в которое он верил. Ему удавалось соединять повседневную практическую работу на благо школьного дела с размышлениями о целях и ценностях образования. Личность Анатолия Пинского притягивала людей, он умел объединять товарищей и вести за собой.

                                                    

История семьи, история личности

 C:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Пинский Толя, 60-61 гг.; Из семейного архива.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Аркадий Аронович с Толей, 1956-1957 гг.; Из семейного архива .jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Толя с отцом - Калининград, 1968г.; Из семейного архива .jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Незадолго до переезда в Москву, слева от Толи - Роза Клевцова, справа - мама. 1971 год; Из семейного архива.jpg

Анатолий Аркадьевич Пинский родился 19 июня 1956 года в Москве. Самым важным человеком в детстве Пинского был отец – профессор-физик Аркадий Аронович Пинский. Отец деятельно участвовал в воспитании сына, обсуждая с ним новые книги и фильмы, играя в шахматы, прививая любовь к музыке и пению. В воспоминаниях Анатолий Аркадьевич напишет об отце: «Когда я всё это вспоминаю и размышляю об этом, то очень хорошо осознаю: на 90% всё, что я знаю, умею и вообще внутренне имею, – это от него. И знания, и пение, и шахматы, и политические ценности, и вообще мышление – всё». [1, с. 20].

В 1972 г. Пинский поступает на физический факультет Московского пединститута им. Ленина. Выбор был во многом определён отцом, желавшим видеть сына ученым-физиком. Тем не менее, несмотря на выбранный естественно-научный профиль, гуманитарный склад ума Анатолия проявлялся во всём – в годы учёбы он входит в число основателей университетской газеты «Лирик», участвует в студенческом театре, пишет рассказы, стихи, редактирует работы своих товарищей. Он также читает трудно доступные в СССР книги по психоанализу и философии. Его желание проникнуть в суть вещей, понять то, что движет людьми, способность и любовь к письму во многом определили его будущее.

После выпуска Пинский два года работает учителем физики, а затем поступает в аспирантуру и в 1983 году защищает кандидатскую диссертацию. Тему исследования Пинский сформулировал по-философски: «Изучение границ применимости физических теорий». Такая тема, по воспоминаниям Анатолия Аркадьевича, возбуждала частые споры с отцом, который верил, что одна физическая теория может не столько ограничиваться, сколько уточняться другой, более всеобъемлющей и совершенной. Молодой физик, напротив, настаивал на ограниченности притязаний науки на универсальное познание мира, стремясь дополнить ее философскими изысканиями.

 

Испытание методологией

          C:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Турнир по ГО, Москва, 1983 г.; Из семейного архива.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Пинский с Сергеем Казачковым. Начало 80-х; Из семейного архива .tiffC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Анатолий Пинский и Марина Гиверц. Свадьба. 1 ноября 1980; Из семейного архива.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Анатолий и Марина с дочкой Анной, начало 1983 года; Из семейного архива.jpg

Движимый интересом к философии, Пинский погружается в чтение классических текстов, работ по философии науки. В то же время, благодаря своему увлечению игрой Го, он знакомится с Александром Михайловичем Юркевичем, заместителем начальника ЦСКА. [3]. Между Юркевичем и Пинским завязывается дружба. Юркевич – идейный лидер кружка – называл Анатолия «профессором», а в «Кружке ЦСКА» Пинский был «философом». В кружке обсуждались и осмысливались различные темы – Го, западная философия, дзен-буддизм. На собрания кружка приглашались Г.П. Щедровицкий, О.И. Генисаретский, Н.Г. Алексеев. Именно тогда благодаря Юркевичу произошло личное знакомство Пинского со Щедровицким. Удивительно, но, несмотря на огромный личный авторитет Щедровицкого, Пинский сохранил полную самостоятельность мышления. Пинский выступал с несколькими докладами на методологических семинарах Щедровицкого, участвовал в обсуждениях, спорах. В конце концов способ мышления Пинского стал явно отличаться от мышления остальных членов кружка, и через два года он перестаёт на нём появляться. В 1991 году в интервью журналу «Кентавр» Пинский ясно выразил основное различие между методологической школой и собственными взглядами: «…средним звеном, связующим мышление и действие в этой схеме, является не чувство и даже не слово, не речь, а коммуникация. Это слово из лексикона телефонных сетей, и, на мой взгляд, оно точно соответствует их реальности. Так вот, в среде методологов, безусловно, присутствует интеллектуальный элемент и элемент воли, а третий элемент, обеспечивающий гармонию двух других, т.е. чувство, заменен говорением». [1, с. 62]. То, чего Пинский не смог найти в методологии, он нашёл в идее Вальдорфской школы.

Вальдорфская школа

В Пинском я увидел совершенно невероятное, я бы сказал даже
парадоксальное сочетание идей и способности их реализовывать.

Е. Бунимович 

                     
                  C:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Директор Пинский с учителями и школьниками у входа в школу, май 1993 года; Из семейного архива.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\А.А.Пинский в школе, начало 2000-х гг.; Из семейного архива.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\«Последний звонок», 2004 г.; Из семейного архива.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Пинский с коллегами в школе, начало 90-х гг.; Из семейного архива.jpg

 В 1986 году Пинский знакомится с трудами австрийского философа-эзотерика Рудольфа Штейнера. Главным событием, послужившим точкой отсчёта в обращении Пинского к новой философии, стал проходивший в Тбилиси в июне 1988 г. фестиваль «Идриарт». Фестиваль освещал многие социальные проблемы, старался охватить все сферы жизни общества и призывал к активному изменению действительности через искусство в широком понимании смысла этого слова. А. Пинский находит себя среди антропософов: «В обществе антропософов я чувствую себя среди родственных душ». Пинский встречается с вальдорфскими педагогами – попытка связать мышление и познание с деятельностью вдохновляет Анатолия Аркадьевича, побуждает его начать активную деятельность в вальдорфском движении. При поддержке новых знакомых Пинский создаёт клуб «Аристотель», в котором проводятся многочисленные семинары, лекции для родителей и широкой общественности, а позже организуется подготовка первых вальдорфских педагогов для новой России. Устанавливаются контакты с немецкими коллегами из Высшей школы вальдорфской педагогики в Штутгарте. Вскоре Россию посетил с лекциями шведский ученый Вальтер Либендорфер. Активно содействовал развитию вальдорфской педагогики Борис Михайлович Бим-Бад. События развиваются стремительно, и вот инициативная группа уже получает здание под новую школу, а Анатолий Пинский становится её директором.

 

Всю свою энергию, все идеи и мечтания Пинский связывает теперь со школой. Организационные вопросы, бюрократические процедуры и финансирование становятся новой наукой, которую ему приходится освоить. Сама форма учебного процесса и идеология обучения требовали многих усилий для адаптации к формальному строю отечественного образования. Так, вальдорфская школа предполагала отсутствие оценок как «карательного» фактора, поддерживающего вовлеченность ученика, классный руководитель был единственным и основным учителем на протяжении семи лет обучения, а темп прохождения учебной программы был совершенно иным по сравнению с обычной школой. Такая концепция не смогла бы существовать без особого духа, атмосферы в школе, полной вовлеченности учителей, учеников, родителей. Во многом Пинскому приходилось решать проблемы, возникающие перед такой школой, по-новому, руководствуясь лишь общей философией Штейнера и вальдорфской педагогикой. В новой школе равнозначно важны все дисциплины, а эмоциональное, духовное развитие ставится на тот же уровень, что и усвоение предметных знаний.

Реформирование школы

Мир стоит на пороге больших, невиданных перемен. Миллиард лет назад
на Земле шло образование гор, а сейчас в мире идёт неуклонное образование
свободы — на фоне кардинальной несвободы институтов образования.

                         C:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\А.А.Пинский в 2006 г.; Из семейного архива.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\А.А.Пинский. Начало 2000-х г.г.; Из семейного архива.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Пинский с коллегами на семинаре, 2003 г.; Из семейного архива.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\А.А. Пинский на конференции, 2005 г.; Из семейного архива.jpg

 

С 1995 г. в жизни Пинского появляется еще одно измерение. Понимая, что образование и политика в стране всё сильней взаимодействуют друг с другом, Пинский участвует в работе нового «Клуба директоров», созданного по инициативе ректора Московского института повышения квалификации работников образования А.Л. Семёнова. В клубе обсуждалось будущее российской школы, всей системы образования в целом. Пинский подходил к практическим темам дискуссий с позиций философии образования, с желанием поместить дискуссии в общий контекст понимания образования в исторической перспективе. Здесь он показывает себя как стратег и практик. С целью организации диалога, обмена идеями Пинский создаёт «Римский клуб» – дискуссионную площадку для решения проблем образования. Он включается в политику, работая над образовательным разделом партийной программы «Яблока», выступая в качестве основателя форума «Российская школа».

Реформа, на мой взгляд, либеральна по направленности. Но пока, в силу невероятного консерватизма населения в целом и учительства в частности, она не может взять правильный темп. Ведь население по-прежнему считает, что есть некий трансцендентальный высший субъект, не важно, кто — государство, Путин, Богородица, — тот, кто должен что-то сделать и помочь школе. А то, что обучение моих детей — это, прежде всего моя проблема, а не президента или, к примеру, Папы римского, — такая мысль пока для большинства населения трудно постижима.

Встречи форума «Российская школа» переросли в Российский общественный совет развития образования (РОСРО). Его члены – А.И. Адамский, В.А. Болотов, Э.Д. Днепров, Я.И. Кузьминов, А.А. Пинский, Е.Л. Рачевсий, А.Л. Семёнов – представляют общественности меморандум, описывающий тревожные симптомы кризиса российского образования и пути его преодоления. Пинский публикует работу «Новая школа: Основы комплексного проекта обновления школьной экономики, управления школой и содержания общего образования» [2] . В ней он формулирует основные направления реформирования школы, которые в 2002–2006 годах послужили фундаментом для многих федеральных программ, разработчиком и руководителем которых был А. Пинский.

Идеи Пинского, разрабатывавшиеся в РОСРО и на других площадках, легли в основу «Стратегии модернизации содержания общего образования», опубликованной в 2001 году под его редакцией. После принятия стратегии модернизации образования Пинский становится советником министра образования В.М. Филиппова. Он активно разрабатывает проект профильной школы, ставшей одной из самых важных для него работ. Понимая, что задача приближения образовательного процесса к запросам личности является первостепенной в вопросе успеха школьного образования, Пинский придаёт ей форму индивидуальных образовательных траекторий. Концепция профильного образования внесла важный вклад в развитие школы, отечественного образования в целом.


                                                                                                             Ансамбль «Дона»

                               C:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\На фестивальных концертах 2005 года; Из семейного архива.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Выступление «Доны» в концертном зале «Россия» во время вручения премии «Человек года», 2005 г.; ИЗ семейного архива.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Дона, Москва, 2004 г.; Из семейного архива.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Ансамбль «Дона», 2005-2006 гг.; Из семеного архива.jpg

В 2004 году Анатолий Пинский создал и возглавил ансамбль еврейской песни на идише «Дона», который стал ведущим в России. А. Пинский переводил с идиша на русский еврейские песни, среди них известную песню Аарона Цейтлина и Шолома Секунды «Дона Дона», записал несколько дисков. Он сумел объединить вокруг себя множество представителей клезмерской музыки. В 2005–2006 годах Пинский был организатором Международного фестиваля еврейской песни «Идиш-фест» в Москве.

                                                                            Память о А.А. Пинском в нашем университете

 

                                  C:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Фестиваль «Идиш-фест», 2005 г; Из семейного архива.JPGC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Библиотека им.Пинского 4.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Библиотека им.Пинского 2.jpgC:\Users\Shenzhen\Google Диск\Пинский\Фото на страницу\Библиотека им.Пинского 1.jpg

Анатолий Аркадьевич Пинский создал в Высшей школе экономики Центр социально-экономического развития школы. Его команда участвовала в разработке многих правительственных инициатив, в том числе программы профильной школы. Им был разработан дизайн национального проекта по комплексным программам развития региональных образовательных систем. Именно Пинскому принадлежит выбор основных реформаторских направлений: новая система заработной платы педагогов, подушевое финансирование, общественное управление и оценка качества образования. Он сформулировал основные рамки для регионального движения и очень радовался, что национальный приоритетный проект «Образование» приобретает черты системной институциональной реформы. Именем Анатолия Аркадьевича Пинского названа библиотека Института образования Высшей школы экономики.

Анатолий Пинский – учитель, общественный деятель, философ образования. История школьного дела в новой России неразрывно связана с его именем, которое носит вальдорфская школа №1060. Его труды сохраняют для нас живое стремление осмысливать образование будущего свободно и смело.


Использованные материалы:

  1. Пинская, М. (Ред.). (2008). Анатолий Пинский – пять декад. Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ.  

  2. Пинский, А. (2002). Новая школа: Основы комплексного проекта обновления школьной экономики, управления школой и содержания общего образования. Москва: Издательство Высшей Школы Экономики.
    Читать...

  3. Пинский, А. А. (2007). Либеральная идея и практика образования: сб. научн. и публицист. работ / А.А. Пинский. (И. Фрумин, М. Пинская, А. Адамский, В. Болотов, Я. Кузьминов, М. Митькина, . . . В. Филиппов, Ред.) Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ.  

 

Фотогалерея 

Публикации А.А. Пинского