• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Публикации в СМИ

АВГУСТ 2014
 
Директора школ стали лучше разбираться в проблемах школьной экономики
29 августа 2014 ЭСМ

В интервью на Федеральном образовательном портале "ЭСМ" Ирина Абанкина рассказывает о магистерских программах Инобра для управленцев сферы образования.

Заложники идей
27 августа 2014 Учительская газета

Накануне 1 сентября научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин в «Учительской газете» размышляет, возможно ли мирно-патриотическое воспитание.

Минусы вижу, плюсов не наблюдаю
26 августа 2014 Учительская газета

В новой статье рубрики "Записки Виктора Болотова" ученый делится своими размышлениями о направлениях изменения содержания экзаменационных материалов.

Значок «Юный турист» поможет при поступлении в вуз
26 августа 2014 Известия

Научный руководитель Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак Фрумин считает идею хорошей, но она, по его мнению, имеет множество подводных камней.

— В Советском Союзе была масса мотивационных составляющих — таких, как значки ГТО или «Юный турист». Сама идея — учитывать внеучебные достижения учащегося при поступлении в вуз — является хорошей, но она не должна исходить от отраслевых лоббистов. Ее надо обсуждать с профессиональным и педагогическим сообществом. Также надо учитывать, что может произойти девальвация этих стимулов, поэтому необходимо вспомнить, как это действовало в СССР и почему все-таки перестало работать, — отметил Фрумин.

 

Средний возраст университетских преподавателей увеличивается
26 августа 2014 OPEC.ru

Несмотря на расширение системы высшего образования во всем мире, стать штатным хорошо оплачиваемым преподавателем вуза молодому специалисту очень нелегко. Мешает многое: кадровая политика учебных заведений, отстающий рост госфинансирования, а также замена связями рыночных механизмов распределения вакантных мест, выяснила в ходе исследования международная группа ученых – Мартин Финкельштейн, Кевин Иглесиас, Анна Панова и Мария Юдкевич.

Международная организация экономического сотрудничества и развития OECD измерила школьные инновации
22 августа 2014 Учительская газета
Сегодня, согласно докладу OECD, российское школьное образование находится на 5-м месте среди 29 стран по общему уровню инновационности. По мнению научного руководителя Института образования ВШЭ Исаака Фрумина, несмотря на то, что наше образование признано инновационным, мы ещё сильно отстаём от своих западных коллег, хотя бы потому, что у нас "пока нет инноваций, которые не просто повышают эффективность нашего образования, но и могут использоваться в других странах". Если учесть, что в Советском Союзе такие инновации были (системой обучения детей математике и естественным наукам), можно констатировать, что мы пока находимся на этапе "навёрстывания упущенного".


"Социальный навигатор" и ЕАОКО заключили соглашение о сотрудничестве
19 августа 2014 РИА Новости

В материале издания "РИА Новости" Виктор Болотов комментирует соглашение о сотрудничестве, заключенное "Социальным навигатором" и Евразийской Ассоциацией оценки качества образования (ЕАОКО).

Хорошисты вузов смогут перейти с платных на бюджетные места

19 августа 2014 Известия
— Это шаг по направлению к стимулированию у студентов желания учиться. Важно дать шанс студентам с хорошей успеваемостью переходить на бюджетные места, при наличии таковых. В целом нужно смотреть на общую академическую успеваемость студента, чтобы понять, действительно ли он проявляет интерес к обучению и стоит ли давать студенту шанс на бесплатное обучение, — отмечает директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина.

Семидесяти процентам россиян музеи не интересны
14 августа 2014 OPEC.ru

О сегодняших проблемах в музейном деле на презентации доклада «Доступность российских музеев: внутренние и внешние факторы влияния» говорили Т. Абанкина, П. Деркачев, Л. Филатова.

Надо ли учить с детьми стихи?
3 августа 2014 Эхо Москвы
Среди гостей передачи «Родительское собрание» Евгения Абелюк - заслуженный учитель РФ, преподаватель магистратуры учителей словесности при ВШЭ.
 
ИЮЛЬ 2014



Минобрнауки создаст всероссийский центр по работе с вундеркиндами

28 июля 2014 Известия
Инициативу министерства в материале газеты "Известия" комментирует Ирина Абанкина.

Трудовых мигрантов обяжут знать конституционный строй России

18 июля 2014 Известия
Свою точку зрения на проблемы миграции в материале газеты "Известия" высказывает директор Института развития образования Ирина Абанкина.

Работа по специальности помогает студентам лучше учиться

14 июля 2014 OPEC.ru
Совмещение учебы и работы в ряде случаев может не только не ухудшить, а даже улучшить успеваемость студента. Работа по специальности и обучение в вузе помогают лучше овладеть профессией, а не вступают в конфликт из-за нехватки времени, утверждает младший научный сотрудник департамента исследований и разработок Института образования НИУ ВШЭ Диана Янбарисова в статье, опубликованной в новом номере журнала НИУ ВШЭ «Вопросы образования»


Институт образования НИУ ВШЭ объявляет набор на магистерские программы
7 июля 2014 STRF
На портале «Наука и технология России» («STRF.RU») опубликована статья о магистерских программах ИнОбра «Измерения в психологии и образовании» и «Доказательная образовательная политика».

 
ИЮНЬ 2014
 
Как попасть в зарубежные рейтинги журналов?
30 июня 2014 Ъ-Огонек

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ: "Сегодня ведущие страны, как правило, имеют сотни научных журналов, из российских в международный пул смогли попасть не более 20. Причем за рубежом больше всего внимания приковано к физике, химии, биологии и медицине. И у научных журналов сформированы портфели на 2-3 года вперед, поэтому внедриться туда сложно. На публикацию статьи в среднем уходит 1,5 года. В то же время нам, чтобы попасть в зарубежные рейтинги, нужно активнее публиковать научные работы".

«Школа прогнулась перед экономикой»
29 июня 2014 Московский комсомолец
В материале "Московского комсомольца", посвященном итоговому семинару Института образования, цитируются высказывания Исака Фрумина и Ирины Абанкиной.

Отсечение троечников
28 июня 2014 Московские новости

«Если вдруг начнутся проблемы с набором, то придется брать и с 36 баллами. Иначе недобор будет означать урезание финансирования. И в этом весь ужас нашего положения», — говорит Николаенко из МАМИ. Усугубляет ситуацию и решение правительства об установлении минимальной платы на коммерческих отделениях — для инженерных вузов она может составлять до 112 тыс. руб. в год, что в несколько раз выше нынешних «тарифов». Вузы и так могут потерять до 20% своих абитуриентов, прогнозирует директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

"Со стороны вузов некорректно скрывать информацию о будущих переменах"
27 июня 2014 КоммерсантЪ FM
Собеседники "Коммерсантъ FM", в числе которых директор Института развития образования Ирина Абанкина, высказывают свою точку зрения по поводу сокращения филиалов и отделений вузов.


Удастся ли создать независимую систему оценки качества в СПО и ДПО?
27 июня 2014 Учительская газета

На страницах "Учительской газеты" размещен обширный материал о вебинаре Российского тренингового центра Института образования, собравшем 398 участников из 6 стран СНГ и 42 регионов РФ.

Требуются студенты с опытом
25 июня 2014 КоммерсантЪ

"Во время разработки программы таких ограничений никто не предлагал. Очень жаль, что теперь они появились",— заявил "Ъ" научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. По его словам, такие требования подходят скорее для магистров, которые собираются получить за рубежом степень PhD (аналог российского доктора наук). "Всегда объявлялось, что программа нацелена прежде всего на бакалавров. Опыт работы и научные публикации есть, мягко говоря, далеко не у всех",— говорит господин Фрумин.

Чем полезна и вредна ранняя специализация школьника
25 июня 2014 ИТАР-ТАСС

«Индивидуальные образовательные траектории, которые являются доминирующей практикой за рубежом, крайне важны для того, чтобы сохранить у ребенка интерес к обучению, – говорит Исак Фрумин из НИУ ВШЭ. – Я думаю, мы будем двигаться в этом направлении. Никакие апелляции к традиционным ценностям в этом вопросе не сработают». Повсеместный переход на новые стандарты начальной школы уже начался, однако очередь старшей школы придет нескоро – только в 2020 году. Впрочем, в Москве есть несколько десятков школ, которые уже работают с новым образовательным стандартом для старшей школы.

Россияне могут учиться в Оксфорде и Кембридже за счет государства
25 июня 2014 Известия

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что подобная практика является транслятором международных стандартов образования в мире и ее используют все развивающиеся страны. "Китай до 30% своих студентов отправлял на обучение в университеты Европы или Соединенных Штатов, и сейчас у них сформировано поколение кадров с образованием ведущих университетов мира. Такой же подход использовали и в Индии, предоставляя возможность обучения для своих студентов в США и Англии. В наши вузы и высшее образование, конечно же, сейчас тоже вкладываются средства, но есть мировые бренды, которые сформировали эксклюзивные программы подготовки, — отметила Абанкина.

Не стоит прогибаться под изменчивый мир: Записки Виктора Болотова
24 июня 2014 Учительская газета

В новой статье рубрики "Записки Виктора Болотова" ученый обращается к тем, кто оканчивает школу в этом году.

«Дети готовы воспринимать неоднозначности, а мы тоскуем по простоте»
18 июня 2014 Учительская газета

Семинару ИнОбра, на котором руководитель группы «Исследования современного детства» Катерина Поливанова представила результаты изучения детского досуга, посвящена обширная статья в "УГ" под провокационным названием "Не взрослые, а кидалты".

Точка кипения — новые профессии в образовании
17 июня 2014 Учительская газета

В Агентстве стратегических инициатив на дискуссионной площадке «Точка кипения» состоялся круглый стол «Будущие профессии в образовании», в рамках которого ведущие специалисты по развитию образования и новых профессий обсудили, как изменится рынок труда в одной из крупнейших отраслей российской экономики - сфере образования: какие новые профессии будут востребованы, как изменятся старые профессии; как основные силы, влияющие на развитие образования, - экономические, технологические, политические и культурные - могут изменить коренные представления об образовании и о том, какие специалисты в нем будут нужны. В дискуссии на круглом столе приняли участие директор ФИРО Александр Асмолов, руководитель Высшей школы менеджмента Сергей Филонович, руководитель проекта «Глобальный форсайт образования» Павел Лукша, почетный член Американского общества философов образования Александр Сидоркин, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исак Фрумин, руководитель образовательных проектов АСИ Владимир Солодов, разработчики «Атласа новых профессий» Александр Русинов и Алексей Гусев.

Рособрнадзор определил минимальный порог баллов ЕГЭ по русскому языку и математике
11 июня 2014 Учительская газета

"Нельзя делать баллы слишком высокими, потому что большое количество детей не получат аттестаты, что может повлечь социальное напряжение", - прокомментировал снижение научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктор Болотов.

Конец света отменяется: записки Виктора Болотова
10 июня 2014 Учительская газета

«Наши вузы могут стать центром притяжения студентов из стран СНГ»
2 июня 2014 МИА Россия сегодня

В преддверии приемной кампании в российских университетах Ирина Абанкина рассказала о тенденциях развития российского образования и международном опыте.
 
МАЙ 2014

В российских школах появятся преподаватели по ГТО
28 мая 2014 Известия
Научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин считает, что нормы ГТО необходимо интегрировать напрямую в уроки физической культуры: "В данном случае необходимо включить нормативы ГТО в школьную программу физического развития. За идей ГТО лежит результативность физического воспитания учеников. Необходимо, чтобы данные курсы повышения квалификации позволили учителям именно отслеживать прогресс физического развития ученика, а для этого есть учителя физкультуры".

В силках квасного патриотизма
27 мая 2014 Учительская газета
Новую статью в колонке "Записки Виктора Болотова", посвященную дискуссии в Общественной Палате РФ, читайте в свежем номере "Учительской газеты".

Под один учебник
21 мая 2014 Новые известия
В российских школах могут появиться единые учебники по истории, литературе и русскому языку. О подготовке такого законопроекта сообщила вчера депутат Госдумы Ирина Яровая, обосновав эту меру необходимостью защитить страну от возрождения фашизма. Яровую уже поддержали в Минобрнауки, Общественной палате и Московском патриархате. По мнению экспертов, единые учебники вынудят прекратить работу по наиболее продвинутым пособиям и приведут к снижению качества образования.Образовательные эксперты не являются сторонниками тенденции к единообразию. Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики, заявила «НИ», что не видит никаких преимуществ в создании единых линеек учебников: «Количество учебников уже ограничено утвержденным Минобрнауки федеральным перечнем – этого вполне достаточно. И без того произошел непристойный скандал, когда в этом году в перечень не попали ведущие учебники – например, Занкова и Петерсон. Угрозы и риски от таких неуклюжих попыток чиновничьего диктата слишком велики». 

Школьники смогут пересдавать ЕГЭ неоднократно
19 мая 2014 Известия
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина выступила сторонником идеи Минобрнауки: "Я являюсь сторонником этого тренда. В свое время это предлагала генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина. Необходимо надо снять стресс «одного дня». Надо все-таки понимать, что это итоговая аттестация за 11 лет, и нужно создать благоприятные условия, чтобы человек смог раскрыть свои знания и отстраниться от условий жесточайшего дискомфорта. Только во время сдачи подлинного экзамена, а не тренировочных ЕГЭ, в случае пересдачи, школьник сам будет учиться и видеть свои ошибки и слабые стороны". 

Магистр образования: потребность или необходимость?
16 мая 2014 Учительская газета
Статья Н.П. Дерзковой о Магистратуре Института образования НИУ ВШЭ опубликована в "Учительской газете".

Ученикам забронируют стулья и парты до проведения ЕГЭ
14 мая 2014 Известия
Научный руководитель Института образования Исак Фрумин в материале "Известий" комментирует новый сюрприз для школьников, сдающих ЕГЭ.

Да здравствуют туристы и толкинисты!
13 мая 2014 Учительская газета
Детские организации - тема новой статьи рубрики "Записки Виктора Болотова" в "Учительской газете".

Обучение до востребования
12 мая 2014 КоммерсантЪ-Власть
Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин отмечает, что деньги играют для потенциального участника программы важную роль. "Для целого ряда талантливых молодых людей это может быть серьезным ограничением, из-за которого они без программы выбрали бы менее сильный вуз",— говорит он. При этом Фрумин отмечает, что программы PhD в большинстве университетов и сами вузы "охотятся за талантливыми кандидатами на степень". "В этих случаях им придется предлагать не просто оплату обучения, но стипендию, хорошее трудоустройство и так далее. Делать привлекательным пакет",— поясняет он. Илья Брейман из Talent Equity Ventures отмечает, что хотя в США практически все магистратуры платные, существуют различные программы грантов и стипендии, финансируемые иностранными государствами и некоммерческими организациями, в том числе самими университетами, которые позволяют талантливым студентам учиться бесплатно или платить существенно меньше.

Родительское собрание: Должна ли школа формировать правильное мировоззрение?
6 мая 2014 Эхо Москвы
«Должна ли школа формировать правильное мировоззрение?» Всем самым лучшим мы обязаны нашей Государственной Думе, поэтому темы для наших передач обычно оттуда у нас проникают. Очередная инициатива госпожи Яровой, предложила она разработать для школ единые учебники литературы и русского языка, которые давали бы не только знания, но и формировали правильное мировоззрение. Вот что такое правильное мировоззрение, мы попробуем сегодня разобраться с нашими гостями, экспертами. Представляю всех. Анатолий Каспржак, профессор Института развития образования Высшей школы экономики.

Любовь к родине не возникает по приказу
29 апреля 2014 Вести образования
Исак Фрумин: "Патриотизм я понимаю как соединение, с одной стороны, чувства собственной идентификации со страной, городом, селом (это чувство часто носит иррациональный характер, поскольку оно связано с историей твоей семьи, твоих друзей и т.д.), и с другой стороны – желания сделать жизнь в этом месте лучше, чтобы иметь возможность этим по праву гордиться".


АПРЕЛЬ 2014
 
Вечные студенты 
28 апреля 2014 Огонек
"Огонек" опубликовал данные доклада научного руководителя Института образования Исака Фрумина о тенденциях грядущих глобальных изменений в высшем образовании.

 
«В Москве недостаточно школ с сильной репутацией, конкуренции лицею ВШЭ не будет». Лицей ВШЭ набирает учеников на следующий год
26 апреля 2014 Дождь
Лицей Высшей школы экономики в апреле принимает заявки на поступление. Это учебное заведение было создано в 2013 году в рамках пилотного проекта Департамента образования. Он стал первым в столице учреждением, которое работает по новому федеральному государственному стандарту старшей школы.  Обучение в лицее бесплатное. Для поступления  необходимо иметь постоянную или временную регистрацию в Москве.  Ребятам из социально незащищенных слоев также могут быть предоставлены льготы. Эту тему прокомментировал «Дождю» научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.

Минобрнауки вернет медалистам привилегии при поступлении в вуз
23 апреля 2014 Известия
"Известия": тему комментируют эксперты, в числе которых директор Института развития образования Ирина Абанкина.


Школа или лицей - какое образование важнее?
20 апреля 2014 Эхо Москвы
Директор Лицея НИУ ВШЭ Наталия Любомирская в программе «Родительское собрание» на радио «Эхо Москвы» рассказала об особенностях обучения в Лицее Высшей школы экономики.

"Как аукнется школе и школьникам возможное введение устного элемента ЕГЭ и удаление части А?"
16 апреля 2014 Учительская газета
Свое мнение по поводу неожиданного решения Минобрнауки высказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования Виктор Болотов в актуальном интервью корреспонденту "Учительской газеты".


Крымский вопрос. Записки Виктора Болотова
15 апреля 2014 Учительская газета
Крым вошел в состав России. Это факт свершившийся. Впереди много работы по интеграции полуострова в привычное течение нашей повседневной жизни. Работы непростой и дорогостоящей. Большие перемены ждут и крымскую школу, потому что, как ни крути, украинская и российская системы образования разошлись во многом и значительно.

Почему мы неправильно учим одаренных детей
10 апреля 2014 Учительская газета
Как справедливо отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, Россия находится в тройке стран, которые активнее всего участвуют в международных исследованиях. Это и PISA, результаты которого были обнародованы в минувшем году, и TIMSS, и PIRLS и т.д. Но, тем не менее, мы также занимаем место и в тройке стран, которые уделяют немного внимания анализу получаемых данных. Это особенно важно подчеркнуть, потому что, по словам Исака Фрумина, страна находится на пороге создания национальной системы оценки качества образования. Впрочем, это отнюдь не значит, что Россия откажется от участия в международных оценочных процедурах.

Инновационные проекты в области образования получат шанс на реализацию
3 апреля 2014 РИА Новости
Конкурс инновационных проектов в области образования, организованный Институтом образования и Высшей школой менеджмента НИУ ВШЭ, был запущен 3 апреля и продлится до сентября этого года. “В мире происходит инновационный бум в области образования. Это не только слова, но и серьезные деньги, которые даются лучшим умам. Россия, безусловно, может  внести свой вклад, надо только открыть инновационное пространство для большего числа людей, а не надеяться только на государство.- отметил руководитель департамента образовательных программ НИУ ВШЭ Александр Сидоркин.

"Потому что умные..."
3 апреля 2014 Директор школы

В последнее время не утихают споры о том, как объективнее оценивать качество образования школы и вуза, какие методы нужны для этой цели, какие специалисты должны анализировать итоговые результаты. Отдельной темой обсуждения образовательной общественности являются результаты международных исследований в области образования, например PISA, в которой Россия регулярно принимает участие. Помочь разобраться в этих вопросах мы попросили доктора педагогических наук, профессора, академика РАО, президента Евразийской ассоциации оценщиков образования Виктора Болотова

Если человек после армии хочет учиться в вузе, надо его поддержать
2 апреля 2014 Вести FM
Срочники, отслужившие в армии, смогут рассчитывать на бесплатное обучение. После службы каждый двадцатый срочник сможет поступить на бюджетное отделение в вуз в рамках специальных квот. Единственное, что потребуется, - рекомендация командира. Согласно действующему закону об образовании подобные права сейчас есть только у некоторых категорий инвалидов. Минобороны предлагает расширить этот список за счёт отслуживших солдат-срочников. Предполагается, что такой возможностью смогут воспользоваться до 15 тысяч человек. Это примерно 5 процентов отслуживших молодых людей. Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировала директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.

Дезинформация перед ЕГЭ даёт свои плоды
1 апреля 2014 Вести FM

В Минкомсвязи предложили бороться с мошенниками с помощью дезинформации. Речь идёт о тех, кто предлагает в Интернете ответы и тесты ЕГЭ 2014 года, разумеется, за деньги. И вот заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин предложил начать большую кампанию по дезинформации. Нужно разместить огромное количество фальшивых вариантов ЕГЭ в Интернете. Они будут гулять по Сети, говорит Волин. Поэтому практически с уверенностью можно сказать, что люди, которые этим воспользуются, купят ответы или варианты ЕГЭ через Интернет, скорее всего, будут получать неправильные варианты ответов. Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировал научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исак Фрумин.

Молитвы не спасут
1 апреля 2014 Учительская газета

Размышления ученого в новой статье колонки "Записки Виктора Болотова": "Подготовка нового учителя истории важнее, чем создание нового учебника". 

МАРТ 2014
 
Уровень жизни учителей зависит от региона
25 марта 2014 OPEC.RU
Экспертный сайт OPEC.ru опубликовал статью на основе работы ведущего научного сотрудника Центра прикладных экономических исследований и разработок Института образования Павла Деркачева «Где учителю на Руси жить хорошо?»

Уровень жизни школьных педагогов в разных регионах сильно различается, что объясняется контрастами экономических, социальных, природных и культурных условий в стране.  Павел Деркачев детально проанализировал уровень учительского благосостояния в России за девять месяцев 2013 года по регионам и объединил регионы со сходной ситуацией в кластеры. Каждому региону дана рекомендация, как поддерживать платежеспособность учителей. 

В образовании все готовы измерять всё. Но такой подход не ведет к качеству исследований
25 марта 2014 Учительская газета
На страницах "Учительской газеты" эксперты, в числе которых сотрудники Института образования Виктор Болотов, Ефим Рачевский, Татьяна Мерцалова, обсуждают вопросы преобразования системы оценки качества образования в РФ.

Русский язык и крымская свобода. Как будут учить школьников на полуострове
20 марта 2014 Московский комсомолец
Директор Института развития образования Ирина Абанкина комментирует тему вливания крымской системы образования в российскую.

Почему частных детских садов меньше, чем государственных?
18 марта 2014 Учительская газета

На очередном семинаре в Высшей школе экономики, посвященном модернизации образования, прошло обсуждение состояния отечественного негосударственного дошкольного образования. С основным докладом выступила директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Не сравнивайте зеленое с квадратным
18 марта 2014 Учительская газета

В новой колонке "Записки Виктора Болотова" в "Учительской газете" ученый размышляет о путях улучшения организации школьных рейтингов и мониторингов.

Самая сильная в России школа находится в Ханты-Мансийске
14 марта 2014 Российская газета

Из 47 тысяч российских школ примерно 13 процентов - школы повышенного уровня. Среднее образование в них получает каждый пятый отечественный ученик. Поэтому рейтинг и результаты работы крепких школ показывают общий уровень образования в России. Кроме лучших школ нашлись и худшие. "Треть физико-математических школ не позволила своим выпускникам набрать на ЕГЭ достаточные баллы, чтобы поступить в профильные вузы, - добавил научный руководитель Центра мониторинга качества образования "Высшей школы экономики" Виктор Болотов. - Этот рейтинг один из самых культурных из составленных в России за последнее время. Теперь очень важно, чтобы он был также культурно всеми использован и интерпретирован".  

Минобрнауки подготовило новый федеральный перечень учебников
13 марта 2014 Известия

Директор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина высказывает экспертное мнение по проблеме. 

«Бывали хуже времена, но не было подлей...»
6 марта 2014 Учительская газета
С протестом против резкого сокращения вариативности учебников выступил в "Учительской газете" Александр Асмолов, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор ФИРО.

Каким профессиям нельзя учиться дистанционно
5 марта 2014 Российская газета
Комментарии Федора Дудырева к Приказу Минобрнауки РФ о перечне профессий, для освоения которых одних электронных технологий недостаточно, - в видео-сюжете "Российской газеты".

Московским школьникам выдадут культурные паспорта
4 марта 2014 Известия
Новые музейные и театральные проекты столичных властей на страницах "Известий" комментирует директор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

ФЕВРАЛЬ 2014
 
Новые СанПиНы для дошкольных групп сократят дефицит мест для детей до 3 лет
25 февраля 2014 Учительская газета
Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, рассказала подробнее, какие изменения могут последовать в результате принятия новых СанПиНов.
 
Черный понедельник. Записки Виктора Болотова
24 февраля 2014 Учительская газета

В очередной статье новой рубрики "Записки Виктора Болотова" ученый делится своими размышлениями о трагедии, случившейся в начале февраля в одной из московских школ.

Эффективный контракт уводит школы от риска, но уменьшает шансы на прорыв
24 февраля 2014 Учительская газета

Исак Фрумин, Ирина Абанкина, Татьяна Мерцалова: "Учительская газета" опубликовала обширную статью, освещающую точки зрения сотрудников Института образования - участников конференции по актуальным вопросам образовательной сферы.

"Зачем, Россия, тебе дипломы?"
19 февраля 2014 page42.ru

Исак Фрумин - в эфире "Шестой волны" на сайте page42.ru, нацеленном на поддержку инновационного развития Российской Федерации и агрегирующем новости от ведущих международных фабрик мысли в сфере инноваций.

Дети-преступники будут сдавать школьные экзамены устно
19 февраля 2014 Известия

Согласно новым правилам, малолетние зэки будут сдавать экзамены за 9-й класс в устной или письменной форме вместо обычных тестов: научный руководитель Института образования Исак Фрумин комментирует новые правила сдачи экзаменов малолетними преступниками.

"Родительское собрание": общественная экспертиза учебников
18 февраля 2014 Эхо Москвы

В популярной передаче на радио «Эхо Москвы» принимает участие научный руководитель магистерской программы Института образования для учителей русского языка и литературы «Филологическая герменевтика школьной словесности» Евгения Абелюк.

Эксперты подготовили 250 ответов на самые частые вопросы о реализации Закона «Об образовании в РФ»
17 февраля 2014 Первое сентября

Школьная администрация, управляя учебным заведением, лавирует между многими «подводными камнями». С начала учебного года в ее работе прибавилась еще одна трудность — необходимость применять новый Закон «Об образовании в РФ». Сегодня в сети действует ресурс, который позволяет завучу, директору школы, а также всем заинтересованным учителям напрямую обращаться к столичным экспертам с вопросами по применению закона. Рассказывает Артемий Рожков, заместитель директора Института образования, директор Центра прикладных правовых разработок Института образования НИУ-ВШЭ, руководитель портала 273-фз.рф.

Путь к доске и указке 
13 февраля 2014 Эксперт

На страницах издания "Эксперт.ru" наши коллеги Виктор Болотов и Анатолий Каспржак рассказывают о новой концепции подготовки школьных учителей.  

Эксперт: к результатам PISA следует относиться спокойно
13 февраля 2014 РИА Новости

Российские школьники после 4-го класса демонстрируют отличные навыки чтения в исследовании PIRLS и отличные знания математики и естественных наук в исследовании TIMSS после 4-го и 8-го классов. В 2012 году Россия впервые сократила отставание от ведущих стран по результатам PISA, оценивающего умения 15-летних детей практически применять знания. Чем обусловлены эти результаты, в интервью РИА Новости рассказал профессор Стенфордского университета, научный руководитель  Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Школа должна не выталкивать плохих учеников, а работать с ними
12 февраля 2014 РИА Новости

Делегация Института образования НИУ ВШЭ приняла участие в международном конгрессе Ассоциации эффективных школ, который прошел в январе в Индонезии, собрав 1,5 тысячи участников из 32 стран. Какую школу можно считать эффективной и как школа может улучшить результаты своей работы, в интервью РИА Новости рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Результаты международного исследования PIAAC показали, насколько компетентны взрослые
11 февраля 2014 Учительская газета

Сегодня часто обсуждается вопрос компетенций школьников. Что из полученных знаний они активно используют в повседневной жизни? Эта проблема даже становится предметом исследований международного масштаба. Но что мы знаем о компетенциях взрослого населения? Как полученное образование помогает современному взрослому решать профессиональные и жизненные задачи? Об этом говорили в рамках очередного семинара Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования».

Меню школьных столовых доработают с учетом вкусов учеников
11 февраля 2014 Известия

На страницах газеты "Известия" директор Института развития образования Ирина Абанкина комментирует проблему школьных меню.

Спасибо - это так просто. Записки Виктора Болотова
4 февраля 2014 Учительская газета

В очередной статье новой рубрики "Записки Виктора Болотова" ученый делится своими размышлениями о роли педагога в судьбе и становлении молодой личности.

Синдром Буратино: неграмотный — значит, бедный
3 февраля 2014 Голос России

Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики Татьяна Абанкина о проблеме неграмотности в мире.

«Уволить без объяснения причин...»
3 февраля 2014 Первое сентября

В чем механизм зависимости директора? Может ли общественность повлиять на ситуацию? Об этом размышляют Анна Вавилова и Светлана Кириллова в статье «Уволить без объяснения причин...», напечатанной в газете "Первое сентября".  

ЯНВАРЬ 2014
 
«Паспорт студента» появится к 2015 году
29 января 2014 Известия

Директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина об изменениях в правилах формирования Федерального реестра документов об образовании, квалификации и документов об обучении.

Образование, устремленное в будущее
24 января 2014 Первое сентября
Издание "Первое сентября" (№ 15 от 18 января 2014 г.) опубликовало репортаж о впечатляющих образовательных успехах в Азнакаевском районе Татарстана, где трудятся руководители и педагоги, прошедшие (и продолжающие) обучение в Институте образования НИУ ВШЭ по магистерской программе «Управление образованием».


В гости к Шолохову не бывает опозданий Записки Виктора Болотова
21 января 2014 Учительская газета
Мысли ученого по поводу возвращения сочинения обязательным выпускным экзаменом в школе - в новой рубрике "УГ" "Записки Виктора Болотова".

В лучших школах откроют кафедры педвузов
15 января 2014 Российская газета
"Надо дать возможность как можно большему числу студентов получить педагогическое образования, изменить содержание подготовки и резко повысить эффективность педагогических вузов и техникумов, - рассказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктор Болотов. - Среди студентов, обучающихся на педагогических специальностях, велик процент тех, кто пришел туда просто за хорошим гуманитарным образованием. Давайте скорректируем учебные планы, будем более внимательно готовить будущих учителей. И обеспечим возможность добрать специальные знания тем, кто изначально пошел осваивать совершенно другую профессию, но потом решил стать еще и учителем".

Гуманитарные практики дают нынче эффективное образование
14 января 2014 Учительская газета
Исак ФРУМИН, научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ:
- Как повысить качество людей, входящих в педпрограммы? Новая модель, которая есть во всех странах: к работе в школе нужно готовить штучно и дорого, это практика стран, которые добились улучшения качества педагогического отбора. Цели комплекса программ мероприятий по модернизации педобразования состоят в том, чтобы радикально повысить качество людей, получающих такую подготовку, изменить содержание технологий педагогической подготовки, повысить эффективность существующих педвузов и колледжей, повысить престиж педагогических программ для школьников. Эффективным может быть переход с непедагогических программ на педагогические.Мы предлагаем апробировать такие структурные элементы подготовки педагогов: поднять престиж колледжей через создание на их базе программ прикладного бакалавриата совместно с вузами, вести подготовку педагогов на 3-4-м курсе, после двух курсов непедагогического бакалавриата, ввести прикладные очно-заочные магистратуры для тех, кто имеет непедагогическое образование, но хочет работать в системе образования. Магистратуры могут играть большую роль в построении для учителей карьерной траектории.


Тренды года в образовании
14 января 2014 Независимая газета
В начале года принято говорить о наметившихся тенденциях в образовании и общих трендах, влияющих на развитие отрасли в предстоящем году. Так какие же составляющие нынешнего временного ряда выделяют специалисты и как в реальности уже действует наша власть? Бывший вице-президент Российской академии образования (РАО), экс-замминистра образования, доктор педагогических наук Виктор Болотов рассказал о своем взгляде на развитие ситуации Высшей школе экономики.

 

"Сначала надо было создать условия образовательного кредитования у себя в стране"
13 января 2014 Коммерсант FM
Обучение россиян за рубежом оплатит правительство. Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин. Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин и директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина обсудили ситуацию с ведущей Натальей Ждановой.

Педагогическая практика - время перемен. Записки Виктора Болотова
7 января 2014 Учительская газета
"Чем будет заполнен наступивший только что новый год?" - новая рубрика "Учительской газеты" "Записки Виктора Болотова" знакомит с размышлениями ученого-практика о вопросах реформы российского педагогического образования.

Исак ФРУМИН, научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ: школьных педагогов нужно готовить штучно и дорого!
7 января 2014 Учительская газета
Дмитрий Ливанов, будучи технократом, сказал, что нужно выделить несколько ключевых проблем, связанных с эффективностью и результативностью всей системы педобразования, дать ответ на то, как эти проблемы решаются. Речь не идет об оптимизации системы педагогических вузов, сегодня подготовку педагогов ведут 166 вузов РФ, при этом 119 непедагогических, трансформация педобразования относится к системе подготовки педагогов.

  

ДЕКАБРЬ 2013
«Неприятные рейтинги нам вдвойне полезны»
27 декабря 2013 Lenta.ru
Ректора национального исследовательского университета Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова нередко называют реальным автором реформ российского высшего образования. Вуз Кузьминова, в составе которого работает Институт образования, активно изучает эту сферу. Сам ректор регулярно выступает с разнообразными смелыми инициативами — например, недавно он предложил заставить победителей олимпиад сдавать при поступлении в университет ЕГЭ по профильному предмету. «Лента.ру» поговорила с ректором Вышки о том, какие изменения произошли в 2013 году в вузе — и в отечественном высшем образовании в целом.
 
25 декабря 2013 Радио Свобода
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов» НИУ ВШЭ провела исследование в городе Томске, который по праву называется «Городом студентов», поскольку каждый пятый его житель является учащимся одного из томских вузов. Одно из направлений исследования было посвящено изучению жизни иностранных студентов и проблемам, с которыми они сталкиваются.
 
Вступительные льготы победителей Олимпиад для школьников сократятся. Победители и призеры Олимпиад для школьников получат льготы для поступления в вузы, только если подтвердят свои результаты не менее чем 65-ю баллами ЕГЭ по профильному предмету. Такое решение принял во вторник Всероссийский совет Олимпиад для школьников.
 
16 декабря 2013 Известия
Почти два десятка российских вузов вошли в новый рейтинг университетов английской компании Quacquarelli Symonds (QS) — QS World University Rankings по странам БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика). Методология учитывает особенности развивающихся экономик этих стран и позволяет сравнить вузы на равных основаниях по следующим показателям: активность и качество научно-исследовательской деятельности, мнение работодателей и карьерный потенциал, преподавание и интернационализация. Научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак Фрумин считает, что подобные «узкие» рейтинги всё же свидетельствуют о конкурентоспособности российских вузов.
 
13 декабря 2013 Коммерсант.ru
Владимир Путин вчера дал поручение уже с 2014 года добавить в школах к традиционному ЕГЭ еще и выпускное сочинение. «Естественно, его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы»,— добавил он. Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов вчера сообщил, что эта тема будет проработана 17 декабря на заседании общественного совета ведомства. Предложение заменить ЕГЭ по русскому языку на сочинение (отмененное, в свою очередь, в 2009 году) Минобрнауки ранее уже выдвигали эксперты Общественной палаты. При этом автором идеи фактически выступил идеолог ЕГЭ, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов (см. «Ъ» от 23 июля). Вчера он пояснил «Ъ», что сочинение стоит вернуть, так как «молодые люди разучились связно выражать свои мысли, доказательно что-то писать и читать книги». «Это борьба с некоторым негативным эффектом ЕГЭ. Школа будет вынуждена перейти к серьезному изучению истории и литературы от натаскивания на ЕГЭ»,— добавил он. Отметим, что одной из главных идей госэкзамена был уход от субъективности оценок школьникам. Ярослав Кузьминов признал, что «субъективность при оценке сочинения будет всегда», но добавил, что 20 тыс. из 1 млн абитуриентов поступают в вузы по результатам олимпиад, «а это сплошная субъективность».
 
8 декабря 2013 Эхо Москвы
Ярослав Кузьминов выступил с предложениями серьезно реформировать процесс поступления в вузы, а проще говоря, его усложнить. То есть, предложить тем, кто проходит самые крутые олимпиады, все-таки тоже сдавать вступительные экзамены в институты, для того чтобы все-таки понимать истинную степень обученности, скажем так, человека. Конечно же, это предложение вызвало большие споры, в том числе и в среде ректорской, ректоры вузов, как я поняла, в большинстве своем восприняли негативно это предложение. 
 
2 декабря 2013 КоммерсантЪ
Как стало известно «Ъ», глава Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов направил в Минобрнауки и Рособрнадзор письмо с предложениями серьезно реформировать процесс поступления в вузы. Сейчас победители школьных олимпиад обладают приоритетным правом поступления в вузы. Утверждая, что олимпиады зачастую коррумпированы, господин Кузьминов предлагает обязать их победителей сдавать еще и ЕГЭ по профильному предмету. Чтобы победа на олимпиаде была засчитана, школьник должен набрать на госэкзамене не менее 70 баллов. Ректоры выступают резко против такой идеи, утверждая, что проблем с ЕГЭ куда больше, чем с олимпиадами. Зато в Минобрнауки инициатива господина Кузьминова нашла поддержку.
 
НОЯБРЬ 2013

Череда скандалов, связанных с госэкзаменами этого года, оставила в сознании общественности глубокий след. Небывалое количество выявленных нарушений в очередной раз позволило усомниться в качестве подобного способа оценки знаний. Оказалось, что ЕГЭ, призванный дать каждому равные возможности доступа к высшему образованию, способен еще сильнее углубить пропасть между теми, кто готов сдавать экзамен честно, и теми, кто способен воспользоваться связями и средствами. Втянутыми в эту имитационную работу оказываются порой и директора школ, и педагоги... Есть ли все же какая-то сила, которая может беспристрастно отстаивать честность и прозрачность госэкзаменов? Об этом говорили на Всероссийском форуме «Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году», организованном Общественной палатой РФ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при информационной поддержке «Учительской газеты». Напоминаем, что в «УГ» на протяжении месяца публиковались колонки общественных наблюдателей.
 
Ирина Абанкина: «У нас в вузах получают меньше, чем в школах»
25 ноября 2013 Огонек 
Группа преподавателей МГУ обратилась с открытым письмом к президенту, выступая против массовых увольнений в вузе. Ректор Виктор Садовничий отрицает обвинения, а Роструд начал проверку. Еще раньше о массовых увольнениях заговорили в РГГУ. Что стоит за «преподавательскими чистками», «Огонек» спросил директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирину Абанкину.

Из узкого коридора — к обширным знаниям
19 ноября 2013 Независимая газета 
Сложные процессы проходят в системе нашего среднего образования. Декларируются одни идеи, а проводятся в жизнь совершенно иные. Не зная, с какой стороны подступиться к нашей школы, реформаторы делают попытки изменить для начала ее внешний вид. На семинаре в Высшей школе экономики (НИУ) попытались продвинуть тезис о том, что школьная архитектура нуждается в срочных и серьезных изменениях.


"Законопроект делает дошкольное образование ступенью общего образования. Это очень важно"
15 ноября 2013 MSN Россия
Веб-портал "MSN Россия":  Ефим Рачевский и другие эксперты - учителя, преподаватели вузов и депутаты - анализируют законопроект "Единой России" об образовании, который рассматривается на этой неделе в Госдуме.

11 ноября 2013 Новые известия
Минобрнауки сочло неэффективными почти пятую часть всех российских вузов. Учет специфики вузов при анализе данных мониторинга – это большой шаг вперед, но остаются вопросы к критерию трудоустройства выпускников, замечает «НИ» директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина: «Понятно, что молодые люди с высшим образованием очень редко встают на учет в службе занятости, поэтому данные для этого критерия легко собрать, но они не отражают реальной ситуации. Сейчас ведется разработка предложений по совершенствованию критерия трудоустройства, но это потребует масштабных исследований».
 
Косарецкий: власть снова забыла о неблагополучных школах
7 ноября 2013 РИА Новости
О том, что результаты ЕГЭ недопустимо брать за основу при оценке и качества образования в школах, и работы губернаторов, говорится не первый год. Об опасности такого анализа рассуждает директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий.

Добрякова: качество платного приема в вузы: через тернии к профессии менеджера
5 ноября 2013 РИА Новости
В обширной статье агенства РИА Новости Мария Добрякова комментирует результаты мониторинга качества приема в вузы России.
 
«Литургия — это метаязык нашей культуры» 
4 ноября 2013 Эксперт
Журнал "Эксперт" опубликовал интервью с философом, доктором искусствоведения О.И. Генисаретским, возглавляющим Центр синергийной антропологии Института образования НИУ ВШЭ. 
 
Фрумин: «Выходит уютная ситуация: все понимают, что образование некачественное, но менять ничего не хотят»
1 ноября 2013 Slon.ru
Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин о том, почему российские университеты воспитывают лидеров, которые не стремятся что-то менять.
 
Рост зарплат и карьерные перспективы привлекут будущих учителей
1 ноября 2013 OPEC.RU
Реформа педагогического образования в России должна включать в себя многопрофильную подготовку учителей, создание карьерных перспектив и алгоритм «мобилизации в педагоги» наиболее талантливой молодежи. Об опыте модернизации педобразования во Франции, Германии, США, Великобритании, Финляндии, Сингапуре и Японии рассказал Анатолий Каспржак.
 
ОКТЯБРЬ 2013

Чему и как должен учиться современный педагог?

31 октября 2013 Комсомольская правда
Интервью директора центра развития лидерства в образовании Института образования Высшей школы экономики Анатолия Каспржака, в котором идет речь о системе подготовки педагогов в России.

Эксперт: заинтересованность семей может повысить престиж колледжей

29 октября 2013 РИА Новости
РИА Новости опубликовало рейтинг заведений среднего профессионального образования. Директор Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Вячеслав Башев отмечает важность оценки колледжей по привлекательности для семей.


Реформа педагогического образования: в сторону универсальности или специализации?
29 октября 2013 Первое сентября
На семинаре Института образования «Актуальные исследования и разработки в области образования» (НИУ-ВШЭ) выступил Анатолий Каспржак с докладом «Комплекс мер по модернизации педагогического образования». По завершении доклада состоялась дискуссия, показавшая, что говорить о подготовке учителя просто, а вот о его образовании – куда сложнее.

Нужно ли сохранять программу материнского капитала?
28 октября 2013 Первое сентября
"Пока я вижу только одну долгосрочную стратегию, которую можно было бы создавать с учетом материнского капитала: образовательную стратегию для детей", - экспертное мнение Ирины Абанкиной на страницах газеты "Первое сентября".

Школьники получат портфолио, а псевдовузы останутся без лицензий
28 октября 2013 Вести FM
Родители начинают думать о качественном высшем образовании для своего ребенка уже чуть ли не в средних классах школы. Успешное поступление в вуз теперь будет зависеть не только от набранных баллов за ЕГЭ, но и от внеклассных достижений абитуриента. У тех, кто за школьные годы проявил таланты в спорте, музыке или рисовании, шансов на поступление в выбранный университет или институт станет больше. У каждого ученика появится свое портфолио, оценивать которое каждый вуз сможет по-своему. Эта мера необходима для современного образования, говорит директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Вузы хотят привлечь абитуриентов военной кафедрой
24 октября 2013 Вести FM
Военные кафедры "призывают" в вузы. И это не красивый лозунг, это конкретное предложение, с которым выступил Российский союз ректоров. По мнению ведомства, кафедры сейчас открыты только в двенадцати процентах действующих российских вузов. Инициативу уже поддержала оборонная промышленность, ей нужны качественные кадры для обслуживания дорогостоящей военной техники. Однако в Министерстве обороны не видят необходимости в расширении сети военных кафедр. Там планируют формировать из студентов и выпускников научные роты. Инициативу в эфире "Вестей ФМ" прокомментировала директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.

Вузы-образованцы
24 октября 2013 Strf.ru
НИУ «Высшая школа экономики» провел очередное исследование университетов. Упор сделали на внебюджетных доходах вузов. Результаты представила на семинаре в Вышке директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Свой доклад она назвала «Университеты в региональной экономике: новая конфигурация ресурсов».


Альма Харрис: директора школ – интересный объект для изучения
22 октября 2013 РИА Новости

С этого года Россия становится участником международного исследования Asia Pacific Leadership Project, в рамках которого анализируется работа директоров школ стран Азиатско-Тихоокеанского региона: как они организуют работу коллективов, как принимают решения, какими приоритетами руководствуются. Зачем нужно изучать директорский состав разных стран, в интервью РИА Новости рассказала директор Института образовательного лидерства Университета Малайи (Малайзия) Альма Харрис.

 
Ассимиляции мигрантов мешает их нелегальность - комментарий Ирины Абанкиной
21 октября 2013 Вести FM
"Нелегальные мигранты у нас действительно не имеют возможности устраивать своих детей в сады и школы. Хотя те же американские ученые доказали, что это, возможно, было бы и неплохо: дети мигрантов больше мотивированы учиться и создают атмосферу конкуренции в школах. Однако только в случае, если они хорошо знают язык, чего у нас, увы, не происходит, говорит директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Сайты школ и институтов ждет массовая проверка
21 октября 2013 Известия 
Научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак Фрумин считает, что публикация подробной отчетности в интернете — это инструмент борьбы с коррупцией и махинациями в учебных заведениях.


Национальные особенности компетенций россиян
19 октября 2013 Радио Свобода
Во вторник были объявлены результаты международного исследования компетенций взрослого населения, в котором впервые принимала участие и Россия. 

Российские безработные оказались грамотнее работающих
14 октября 2013 Московские новости
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подвела итоги исследования грамотности взрослых людей в 24 странах, включая Россию. Что исследователи понимали под грамотностью, какие задания использовались для ее оценки и почему не стоит слишком радоваться тому, что мы опять перегнали Америку, — об этом «МН» рассказал национальный координатор PIAAC в России Олег Подольский.
 
Россия проигрывает США в конкурентной борьбе за студентов
16 октября 2013 Ведомости
На страницах газеты "Ведомости" известные эксперты, среди которых Ирина Абанкина, говорят о проблемах онлайн-обучения и образования в России.
 
В России напишут национальную стратегию воспитания детей
16 октября 2013 Известия
Руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина считает, что новая концепция должна быть направлена на поддержку детей из неблагополучных семей.
 
Российские женщины оказались умнее мужчин
8 октября 2013 Метро
Россия впервые приняла участие в международном исследовании грамотности взрослых людей. Оказалось, что писать и считать мы умеем лучше, чем жители многих развитых стран.

Россия обошла развитые страны по уровню грамотности
8 октября 2013 Российская газета
По итогам международного исследования компетенций взрослого населения PIAAC, Россия заметно опередила многие развитые страны по уровню грамотности в области чтения и математической грамотности. При этом мы заметно отстаем по уровню владения компьютером и информационно-коммуникационными технологиями.

Россияне опередили по грамотности французов, англичан и американцев
8 октября 2013 Ведомости 
Россияне значительно опередили жителей США, Великобритании, Франции, Канады и еще нескольких экономически развитых стран по уровню грамотности населения в области чтения и математики, но заметно отстали по уровню владения компьютером и информационно-коммуникационными технологиями, сообщили во вторник эксперты Высшей школы экономики (НИУ ВЩЭ), представляя результаты исследования Programme for the International Assessment of Adult Competencies (PIAAC), в котором Россия принимала участие впервые.

Россияне хорошо читают и считают, но плохо разбираются в компьютерах
8 октября 2013 ОТР
Россияне лучше других читают и умножают, но хуже разбираются в компьютерах. К таким результатам пришли социологи после международного исследования. В течение пяти лет они тестировали жителей 24 стран по трем дисциплинам: чтение и понимание текста, математика и компьютерная грамотность.

Правительство подсчитает очередь в детские сады
2 октября 2013 Известия
И.о. директора Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак Фрумин подтвердил, что сейчас каждый регион решает, как вести учет детей "В Красноярском крае или Татарстане такой учет ведется очень успешно, а где-то его вообще нет. Унифицированная электронная система во всех регионах будет работать намного эффективнее, нежели если каждый будет придумывать что-то свое".


Ирина Абанкина: Критерии рейтинга эффективности вузов должны проходить общественную экспертизу
2 октября 2013 Парламентская газета
Директор Института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина на круглом столе, посвящённом рейтингам эффективности вузов, рассказала, что сегодня семьдесят процентов контрольных цифр приёма распределяется по регионам. «Нужно понимать, что наша система образования, к сожалению, не ориентирована на быстрые реформы.  Нельзя не признать, что нам требуются радикальные изменения в системе образования», — выразила мнение эксперт.

СЕНТЯБРЬ 2013

Образованием недовольны все, но это естественно
26 сентября 2013 Новостная служба ВШЭ
Современное образование должно готовить студентов к работе в экономике знаний, а инженер и гуманитарий всегда должны находить общий язык. Интервью с новым директором департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александром Сидоркиным.

Вместо отмены домашних заданий надо снизить нагрузку в классе

26 сентября 2013 РИА Новости
В начале сентября учителя одной из московских школ на встрече с президентом России предложили отменить домашние задания для учеников 10-11 классов. По мнению педагогов, нагрузка в выпускных классах зашкаливает, и нужно нормативно закрепить право ученика на выбор той формы самообразования, которая ему полезна и необходима. О том, действительно ли домашние задания перегружают старшеклассников, как эта проблема решается за рубежом и что следовало бы изменить в российской школьной программе, рассказал профессор Института образования, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак в интервью корреспонденту РИА Новости Анне Курской.

Нельзя оценивать работу школ по результатам ЕГЭ

21 сентября 2013 Московский Комсомолец
Оценивать школы по результатам ЕГЭ неправильно и даже безответственно, считает директор Центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий. При таком подходе школе приписываются достижения репетиторов, а родители дезориентируются.

Школьный класс – это модель мира

21 сентября 2013 Вести FM
Каковы плюсы и минусы раздельного обучения? Отдали бы вы своего ребенка в школу с раздельными классами?  В школе вас отвлекал от учебы противоположный пол? Об этом Александра Писарева беседовала с директором Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александром Сидоркиным и радиослушателями в эфире радио Вести ФМ.

Россия попала на карту мира в исследованиях высшей школы
20 сентября 2013 РИА Новости
Четвертая международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования на тему «Университетские традиции: ресурс или бремя?», организованная Институтом образования НИУ ВШЭ, Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ и Российской экономической школой (РЭШ) пройдет в Москве 26-28 сентября. Накануне мероприятия об актуальных проблемах отечественного высшего образования в интервью РИА Новости рассказал научный руководитель Института образования Исак Фрумин.

Гаджет против букваря
17 сентября 2013 Российская газета
У медиков появился особый термин, обозначающий зависимость от мобильного телефона "номофобия", в США открыты клиники для лечения интернет-зависимости, а в Германии учителям запретили появляться в социальных сетях. Нужны ли гаджеты в школе? Чего от них больше - вреда или пользы? На вопросы "РГ" отвечает профессор, заведующий лабораторией психологии развития Психологического института РАО, вице-президентом Международной ассоциации "Развивающее обучение" Борис Эльконин.

Подъем российских вузов в мировом рейтинге произойдет не раньше, чем через 2-3 года

12 сентября 2013 Национальная служба новостей
Комментарий директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной о задачах, стоящих перед российскими вузами, по вхождению в мировые рейтинги.

Студенты будут счастливы, когда их переведут в престижный вуз
12 сентября 2013 Вести FM
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин прокомментировал радиостанции «Вести ФМ» разработку Министерством образования РФ порядка перевода в другие учебные заведения студентов вузов, которые могут быть признаны «неэффективными» и лишиться лицензий и госаккредитации.

«Мы принимаем простые решения - и отстаем!»
11 сентября 2013 Умная школа
В начале нового учебного года «Умная Школа» встретилась с Исаком Фруминым, научным руководителем Института образования НИУ ВШЭ, чтобы обсудить ностальгию по советскому образованию, о которой в последнее время часто говорят. Можно ли вернуться к советской школе? Да и нужно ли? Что в ней было хорошего и что плохого? Что сегодня осталось от советской системы обучения в современной школе? Нужно ли разнообразие методик и учебников? Можно ли решить сложные проблемы простыми методами? Об этом и о многом другом — в видеоинтервью Исака Фрумина.


Бог дал России нефть, чтобы она выучилась
9 сентября 2013 РИА Новости
О развитии педагогики в России и мире и особенностях подготовки кадров для образования в интервью РИА Новости рассказал директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александр Сидоркин.

Бренд вуза для абитурента важнее, чем направление подготовки
4 сентября 2013 РИА Новости
Ведущий научный сотрудник Института образования ВШЭ Дмитрий Куракин — о мотивах получения высшего образования.

Единоросс предлагает плохим студентам платить стипендию государству
3 сентября 2013 Известия
«Законопроект, который отменяет закрепленные за студентами бюджетные места в вузах и обязывает учащихся постоянно доказывать свое право на бесплатное высшее образование хорошей учебой», - полагает научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин

Нововведения для школ
2 сентября 2013 РБК-ТВ
День знаний по новым правилам. Сегодня около 20 миллионов российских школьников и студентов начинают жить по совсем иным нормативам. Из нововведений — обязательная школьная форма, электронное сетевое обучение, а также введение гарантированного минимума обязательных бесплатных предметов. За остальные дисциплины теперь придется платить. Чиновники поясняют: бесплатного русского языка, литературы и алгебры детей не лишат. Речь тут, скорее, идет об ИЗО, хореографии и музыке. Эксперты, впрочем, убеждены: общий уровень развития все же упадет. Перемены затронули и среднее профессиональное образование — ПТУ и технические училища теперь уходят в прошлое. Их либо упразднят, либо включат в состав специализированных колледжей и техникумов. Особым статусом решили наделить и учителей. Теперь их зарплата не может быть ниже средней по региону. О нашумевшей реформе - заместитель директора Института образования НИУ Высшей школы экономики Артемий Рожков.

Плюсы и минусы закона об образовании
2 сентября 2013 Русская служба BBC
Директор Института развития образования ИнОбра ВШЭ Ирина Абанкина рассказала в программе «Вам слово» (радиостанция «BBC») о плюсах и минусах нового закона об образовании.