Express-выпуск 12: Непрерывное профессиональное образование в российских университетах в условиях социальных ограничений
Авторы: Сафонова М.Ю., Ширкова Н.Н., Евтихиева Н.А., Коршунов И.А.
Введение
Последние три года на рынке программ непрерывного образования отмечался стабильный рост слушателей. Увеличился охват населения дополнительным образованием: доля работников, получивших образование и прошедших обучение, от общей численности работников списочного состава с 2016 по 2019 г. включительно устойчиво росла – с 20,1 до 25,2%[1],[2],[3]. В 2019 г. обучением по программам дополнительного образования в Российской Федерации было охвачено свыше 6,4 млн человек[4].
Значительную роль в росте этих показателей сыграла государственная политика, направленная на развитие непрерывного образования работающих граждан. Так, 17 федеральных проектов включают мероприятия, направленные на обучение взрослого населения по программам дополнительного профессионального образования (ДПО).[5]
При этом 60% опрошенных отметили, что в 2019 г. стоимость дополнительных профессиональных программ в их образовательных организациях увеличилась, а при растущем наборе это означает повышение платежеспособности целевой аудитории программ бизнес-образования.
Наибольшая доля слушателей программ ДПО обучается в образовательных организациях высшего образования. В настоящее время доля граждан, получающих ДПО в вузах, составляет около 60%[8]. Таким образом, вузы являются основными поставщиками образовательных услуг на рынке дополнительного профессионального образования. Следует отметить, что доля дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании по программам, реализуемым вузами, не столь высока. По материалам исследования российского рынка онлайн-образования 2020 г.[9], проведенного Edmarket.Digital, в среднем по рынку доля онлайн-образования в ДПО составляет 13%, по программам, реализуемым образовательными организациями, усредненно по различным направлениям оценивается на уровне 6–7%.
Таким образом, на момент начала пандемии и введения социального дистанцирования рынок непрерывного образования для взрослых характеризовался стабильным ростом спроса населения. При этом вузы, выступая в качестве основного поставщика образовательных услуг, в среднем обеспечивали невысокую долю образовательных программ, реализуемых в дистанционном формате.
Пандемия и введенные ограничения поставили университеты в конце марта — начале апреля 2020 г. в состояние неопределенности. Вузы столкнулись с рядом следующих проблем:
- вынужденный полный переход на дистанционный формат обучения, в большинстве случаев при отсутствии достаточных ресурсов, что вызвало неоднозначную реакцию слушателей;
- ухудшение общей экономической ситуации и снижение реальных доходов граждан, что потенциально повлияло на спрос на обучение.
В рамках настоящей работы был проведен анализ текущей ситуации и видения вузами будущих изменений на рынке программ непрерывного образования до и после окончания пандемии. Исследование проводилось на основе данных анкетирования руководителей подразделений ДПО из 28 вузов различных субъектов Российской Федерации. В первой части работы приводится описание проблем, с которыми столкнулись вузы с введением ограничений и социальной изоляции, во второй части — анализ результатов анкетирования.
Представленный материал будет полезен руководителям подразделений ДПО вуза для расширения видения ситуации и учета опыта работы коллег в условиях самоизоляции для принятия решений о направлениях и формах обучения, о выборе технологий продвижения и определения стоимости программ в период действия и после снятия вызванных пандемией ограничений.
[1] Статистический бюллетень «Дополнительное профессиональное образование работников в организациях в 2010 г.». Росстат, 2010. Т. I.
[2] Статистический бюллетень «Повышение квалификации и профессиональная подготовка работников организаций в 2016 г.». Росстат, 2017. Т. I.
[3] Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы. Государственная статистика, 2017 г. <https://www.fedstat.ru/indicator/58255> (дата обращения: 01.05.2020).
[4] Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Форма № 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам». <https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/added/> (дата обращения: 01.05.2020).
[5] Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. <http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf> (дата обращения: 05.06.2020).
[6] Рынок MBA и бизнес-образования России 2019. Исследование РБК, 2019 г. С. 7. Табл. 2. <http://marketing.rbc.ru/> (дата обращения: 02.06.2020).
[7] Рынок MBA и бизнес-образования России 2019. Исследование РБК, 2019 г. С. 7. Табл. 2. <http://marketing.rbc.ru/> (дата обращения: 02.06.2020).
[8] Коршунов И.А., Кужелева К.С., Грачев Б.А., Сергеев К.А. Обучение и образование взрослых: востребованные программы, возрастная и отраслевая структуры Т. 16. Вып. 1: Факты образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
[9] Исследование российского рынка онлайн-образования. Edmarket.Digital, 2020. С. 94–123. <https://research.edmarket.ru/> (дата обращения: 10.06.2020).
С чем столкнулись университеты при реализации программ непрерывного профессионального образования в результате ограничений и социальной изоляции в начале 2020 г.?
Экстренно введенные ограничения на осуществление офлайн-обучения в связи с распространением коронавирусной инфекции в Российской Федерации вызвали неоднозначную реакцию, а порой и сопротивление слушателей.
Такая реакция отражает специфику дополнительного профессионального образования, которое объединяет большое разнообразие образовательных программ:
- по продолжительности: от 16 до более 1000 академических часов;
- по глубине и масштабу освоения профессиональных знаний и навыков: от приобретения одной или нескольких новых компетенций либо совершенствования имеющихся до освоения нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации;
- по виду приобретаемых навыков: четко структурированные и регламентированные профессиональные навыки, мягкие навыки, необходимые для эффективных коммуникаций;
- по контингенту слушателей: от представителей рабочих профессий до руководителей высшего звена, от обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования до преподавателей и научных работников.
Все перечисленные разновидности программ ДПО по-разному поддаются переводу в дистанционный формат и технологически, и содержательно. Например, для перевода в дистанционный формат программ, развивающих мягкие навыки, необходимы исключительно интерактивные онлайн-технологии, и при этом нет никакой гарантии, что удастся избежать снижения качества, поскольку для их эффективного развития необходимы коллективная работа, тренинги и семинары, обучение на опыте других и ментворкинг[10].
Отдельной категорией являются такие программы, как мастер делового администрирования — МВА, ЕМВА. Это продолжительные — до двух с половиной лет — и дорогие программы, для качественной реализации которых необходимо обеспечить слушателям прямой контакт с преподавателем, позволяющий прорабатывать и обсуждать в рамках курсов «живые» кейсы из профессиональной деятельности, а также осуществлять обмен опытом между участниками в процессе занятий (формировать совокупный опыт группы, устанавливать деловые связи). Кроме того, международными стандартами и стандартами Национального аккредитационного совета делового образования (НАСДОБР) установлено, что часть программ (не менее 30%) любого формата, включая дистанционный, обязательно должны проходить очно[11].
В ходе организованных Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) в конце апреля — начале мая дискуссий и онлайн-семинаров о том, что делать в условиях введенных ограничений и обязательного перехода в онлайн[12], эксперты высказывали опасения относительно возможности проводить обучение по таким программам без потери качества, отмечая, что в онлайн слушателям не хватает энергии аудитории, личного и делового общения, которое присутствует в очном формате, что по программам МВА и ЕМВА слушатели не хотят переходить в онлайн, а предпочитают отложить прохождение обучения до возвращения в очный формат.
Сопротивление слушателей — серьезная проблема, с которой пришлось столкнуться образовательным организациям в первой половине 2020 г. В соответствии с правилами оказания образовательных услуг форма обучения по дополнительным профессиональным программам указывается в договоре со слушателем[13], и, если форма обучения изменяется (например, с очно-заочной на дистанционную), а слушателя это не устраивает, он имеет право либо расторгнуть договор, либо продлить сроки обучения, чтобы продолжить обучение согласно указанной в договоре форме после снятия режима самоизоляции и отмены ограничений. Таким образом, слушатели в соответствии с условиями договора имеют возможность сделать собственный выбор: переходить на дистанционную форму или предпочесть одну из указанных альтернатив.
В связи с этим актуальными для исследования представляются следующие вопросы:
- Какова реакция слушателей дополнительных профессиональных программ на перевод в дистанционный формат? Согласились ли они продолжить обучение или предпочли прервать обучение и ждать снятия ограничений?
- Возможен ли перевод в дистанционный формат процесса обучения по продолжительным программам профессиональной переподготовки, программам уровня МВА, ЕМВА, предусматривающим интенсивное общение обучающихся между собой и с преподавателями-экспертами, обмен опытом и формирование деловых связей?
Недостаточность IT-ресурсов вторая важная проблема, возникшая при переходе на дистанционный формат обучения. В вузах проявилась недостаточность дистанционных технологий для обучения как студентов, так и взрослых слушателей при различном уровне информационной инфраструктуры образовательных организаций, обеспеченности электронными образовательными ресурсами и готовности преподавателей к использованию цифровых платформ и онлайн-сервисов.
Впоследствии доступные IT-ресурсы были доукомплектованы, необходимые инструкции разработаны, внутреннее обучение профессорско-преподавательского состава проведено. В целом перевод обучения слушателей в дистанционный формат в той или иной степени произошел, тем не менее актуальным для исследования остается вопрос: достаточно ли вузам ресурсов для быстрого создания полноценных онлайн-продуктов и открытия новых дистанционных программ во время и после снятия ограничений?
Рост безработицы и снижение реальных доходов граждан в условиях пандемии — третья проблема, непосредственно влияющая на спрос на программы дополнительного профессионального образования. В настоящий момент значительно увеличился уровень безработицы в России из-за пандемии коронавирусной инфекции. В начале июня 2020 г. официально зарегистрировано более 4,5 млн безработных. Согласно данным Росстата, доля безработных значительно выросла — с 4,7% в марте до 6,2% в июне 2020 г.[14] В прогнозе консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) отмечается, что уровень безработицы может достичь 7% к концу года в случае одной волны эпидемии коронавирусной инфекции, а при затяжном карантине — до 15%[15]. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2020–2023 гг. уровень безработицы снизится до прежних значений за 3 года. В 2021 г. он составит 5,4%, в 2022 г. — 4,9% и только в 2023 г. — 4,7%[16].
Ожидается, что из-за пандемии коронавирусной инфекции уменьшится и уровень доходов населения России в 2020 г. Падение реальных доходов населения может варьироваться в зависимости от развития сценария и составит от 8,2 до 12,1%[17]. Минэкономразвития прогнозирует, что доходы населения по итогам 2020 г. сократятся на 3,8%, после чего начнут расти: на 2,8% в 2021 г., на 2% в 2022 г. и на 2,6% в 2023 г.[18]
С учетом данной проблематики представляются актуальными следующие исследовательские вопросы:
- При прогнозируемом падении уровня доходов населения и увеличении роста безработицы, по мнению вузов, изменится ли спрос на обучение работающих граждан?
- Будут ли вузы вынуждены снизить стоимость дополнительных профессиональных программ?
На эти вопросы сейчас нельзя еще ответить, поскольку сложившаяся ситуация будет разворачиваться и дальше как в эпидемиологическом, так и в экономическом аспекте. Ожидается, что первой значимой контрольной точкой станет сентябрь 2020 г., когда начнется осенний набор слушателей, второй — ситуация на конец года. Однако к концу мая вузы имели уже почти 3-месячный опыт работы в условиях ограничений с уроками, которые они извлекли из сложившейся ситуации.
Цель данного исследования заключается в изучении изменения предложения на рынке программ непрерывного образования российских университетов в условиях пандемии, вынужденной социальной изоляции и перехода на дистанционное обучение, а также прогнозов вузов относительно дальнейшего развития ситуации.
Исследование осуществлялось при поддержке Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО)[19], члены которой принимали участие в опросе. В их числе были представлены вузы, давно реализующие программы МВА и ЕМВА. В ходе настоящего исследования не рассматривалисьпрограммы, реализуемые корпоративными и «новыми» образовательными учреждениями (Citi Business School, Moscow Business School и др.), которые в силу своих стратегий изначально планировали деятельность в онлайн-формате. Данное дополнение в дальнейшем позволит расширить представление о рынке дополнительного образования в России.
[10] Способы развития soft-skills. <https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml> (дата обращения: 14.06.2020).
[11] Ассоциация объединений и организаций, деятельность которых направлена на разработку и внедрение методик и стандартов управления и оценки качества программ делового и управленческого образования,
«Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования». <http://nasdobr.ru/> (дата обращения: 11.06.2020).
[12] Материалы дискуссии РАБО «Кризис — время возможностей. Практика действий». <http://www.rabe.ru/news/6-maya-2020-goda-sostoyalas-diskussiya-rabo-krizis-vremya-vozmozhnostey-praktika-deystviy.htm> (дата обращения: 05.06.2020).
[13] Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
[14] Безработица в России выросла до максимума за восемь лет. <https://www.rbc.ru/economics/19/06/2020/5eecd9db9a7947e77b3bc058> (дата обращения: 12.06.2020).
[15] Эксперты допустили рост безработицы в России в 3 раза при жестком кризисе. <https://www.rbc.ru/economics/29/05/2020/5ecfb8df9a79475c018a64a8> (дата обращения: 12.06.2020).
[16] Министерство экономического развития Российской Федерации. Прогноз социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2024 г. <https://economy.gov.ru/material/file/450ce3f2da1ecf8a6ec8f4e9fd0cbdd3/Prognoz2024.pdf> (дата обращения: 12.06.2020).
[17] Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. <https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/370616519.pdf> (дата обращения: 12.06.2020).
[18] Минэкономразвития назвало сроки возврата экономики на докризисный уровень. Минэкономразвития прогнозирует падение ВВП России на 5% в 2020 г., а реальных располагаемых доходов — на 3,8%. <https://www.rbc.ru/economics/21/05/2020/5ec680839a7947c0c460eda1> (дата обращения: 12.06.2020).
[19] Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО). <http://www.rabe.ru/index.php> (дата обращения: 12.06.2020).
Методология исследования и сбор данных
Для получения данных в отношении реализации предложений российских университетов на рынке ДПО в условиях пандемии, вынужденной самоизоляции и перехода на дистанционное обучение была разработана анкета (Приложение 1).
Для получения данных в отношении реализации предложений российских университетов на рынке ДПО в условиях пандемии, вынужденной самоизоляции и перехода на дистанционное обучение была разработана анкета (Приложение 1). Опрос проходили:
- образовательные организации высшего образования, ставшие победителями конкурса по обучению граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» в 2019 г.;
- вузы с высоким масштабом образования и обучения взрослых, развитой организа ционной системой непрерывного образования, большим опытом взаимодействия с организациями-работодателями, наличием прогрессивных образовательных технологий для обучения взрослого населения, хорошей материально-технической базой;
- образовательные организации, реализующие программы непрерывного образования и являющиеся членами Российской ассоциации бизнес-образования.
Предложенная для заполнения анкета содержала 11 вопросов, разделенных на 3 блока в соответствии с обозначенной выше проблематикой.
Целью первого блока вопросов был сбор информации о реакции слушателей различных по содержанию и продолжительности программ на их вынужденный переход на дистанционный формат обучения.
Второй блок вопросов был направлен на то, чтобы оценить, имел ли место спрос на рынке непрерывного образования во время изоляции, на какие программы и по каким направлениям этот спрос был наиболее активен, а также какие новые технологии вузы применяли для продвижения дополнительных профессиональных программ. Таким образом, первые два блока вопросов направлены на описание и оценку ситуации на конец мая в формате «то, что есть сейчас».
Цель третьего блока вопросов — выявить, какие программы вузы планируют разрабатывать, каким они видят дальнейшее развитие событий в части направлений новых программ, предлагаемых форматов обучения, изменения стоимости программ и финансовых результатов относительно 2019 г.
В результате исследования было обработано 28 анкет от образовательных организаций[20] из 19 субъектов Российской Федерации. Перечень организаций, заполнивших анкету, приведен в Приложении 2.
На основании полученных ответов были агрегированы данные о текущей ситуации и возможных изменениях предложения российских университетов на рынке непрерывного образования в условиях пандемии, вынужденной самоизоляции и перехода на дистанционное обучение в связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 г.
[20] Все результаты проведенного анализа представлены в интегрированном виде в связи с наличием конфиденциальной информации.
Изменение предложения на рынке программ непрерывного профессионального образования в условиях самоизоляции: текущая ситуация и тренды
Результаты ответов руководителей подразделений непрерывного образования вузов на вопросы первого блока позволили выявить наблюдаемую ими реакцию слушателей на перевод обучения в дистанционный режим, смену формы обучения с очной либо очно-заочной на дистанционную.
С учетом обязательного наличия информации о форме обучения в договоре об оказании образовательных услуг по программам дополнительного образования были определены: доля слушателей, которые расторгли договор; доля слушателей, продливших сроки обучения, чтобы после окончания периода самоизоляции продолжить обучение очно (очно-заочно); доля слушателей, перешедших на обучение в дистанционном режиме (продолжили обучение). Распределение ответов вузов по трем предложенным вариантам представлено на рис. 2.
Как видно из диаграммы на рис. 2, в среднем 5% слушателей в рассмотренных вузах отказались обучаться в дистанционном формате и расторгли договор. Почти 20% слушателей предпочли продлить сроки обучения и обучаться после снятия всех ограничений в очном или очно-заочном формате согласно условиям договора. А 60% слушателей оказались готовы продолжать обучение в дистанционном режиме. При этом доля слушателей, согласившихся перейти на дистанционный формат, в различных вузах колеблется от 0–5 до 100%.
Как показывают данные анализа ответов респондентов, большинство слушателей в вузах все-таки приняли переход на дистанционный формат обучения. Наиболее массово в онлайн перешли слушатели коротких программ повышения квалификации, продолжительность обучения по которым составляет меньше 6 месяцев. Слушатели более длинных (программ профессиональной переподготовки) и дорогих программ (например, программ МВА, подразумевающих в ходе занятий интенсивное общение, формирование деловых связей и обмен опытом) негативно восприняли перевод в дистанционную форму и предпочли продлить сроки обучения, прервавшись на каникулы, чтобы приступить к занятиям после снятия ограничений в той форме, на которую они поступали.
Таким образом, в вузах перевод слушателей на дистанционное обучение в период самоизоляции, пусть и не по всем видам программ, состоялся, несмотря на перечисленные выше ограничения и невысокую долю программ ДПО, стационарно реализуемых в дистанционной форме по данным 2019 г.
Второй блок вопросов был направлен на то, чтобы выявить, имел ли место вообще спрос на рынке непрерывного образования во время изоляции.
Анализ полученных данных показал, что большинство вузов открывали дополнительные профессиональные программы в период изоляции и действия ограничений на проведение обучения в очной форме (рис. 3). Так, почти 80% вузов открывали программы, в том числе совсем новые, в онлайн-формате в период самоизоляции в первой половине 2020 г.
Можно констатировать, что рынок ДПО в онлайн-формате в этот период не замер, а, наоборот, был достаточно активен. Таким образом, с одной стороны, в период действия ограничений имел место спрос на обучение по дополнительным профессиональным программам, а с другой – образовательные организации поддерживали его активность, предлагая потребителям разнообразные программы. Поскольку новые программы реализовывались в дистанционном формате, их запуск демонстрирует готовность вузов не только экстренно изменить формат обучения, но и предложить рынку полностью дистанционный продукт.
В ряде вузов в этот период было запущено от 15 до 75 различных программ, в том числе продолжительные программы профессиональной переподготовки (рис. 4, 5).
Анализ вида стартовавших программ (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) свидетельствует, что в период ограничений на проведение очного обучения вузы в большей степени разрабатывали и реализовывали программы повышения квалификации (рис. 5).
Для анализа направлений программ, открытых в период действия ограничений, они были сгруппированы в пять блоков: технологическая направленность (строительство, радиационная безопасность, нефтегазовое производство, биотехнологии, геология и экологическая безопасность, техносферная промышленность, машиностроение); цифровые компетенции (цифровая экономика, компьютерная грамотность, web-разработка, разработка электронных курсов); социальная сфера (медицина, туризм, искусство, юриспруденция, библиотечное дело, социальная работа, психология); управленческие компетенции (повышение производительности труда, предпринимательство, управление коллективом, бережливое производство, управление проектами и т.д.), образование и педагогические науки (рис. 6). Как выяснилось, в вузах, предоставивших данные, большинство стартовавших программ имеют технологическую направленность в различных сферах, включая такие, как промышленная безопасность, нефтегазовая отрасль, строительство, водоснабжение и водоотведение, машиностроение.
Значительное количество программ ДПО, в том числе новых, было открыто в этот период также по следующим направлениям: педагогика, психология, логопедия, дефектология — для учителей и работников дошкольных учреждений[21].
Вузы, реализующие программы ДПО в области здравоохранения, провели ряд новых программ по вопросам профилактики, диагностики и лечения коронавирусной инфекции COVID-19.
По направлению «экономика и менеджмент» были реализованы программы по антикризисному управлению, проектному управлению и бережливому производству, по государственному и муниципальному управлению, государственным закупкам, в том числе для корпоративных клиентов в дистанционном формате.
Распределение категорий слушателей, на обучение которых были направлены указанные выше программы, приведено на рис. 7.
Как видно из рис. 7, значительное количество программ повышения квалификации в этот период проводилось вузами для своего профессорско-преподавательского состава. В основном это были программы, направленные на освоение различных онлайн-сервисов и методики проведения дистанционных занятий.
Следующая категория — специалисты среднего звена предприятий и организаций реального сектора экономики, т.е. те, кто в основном обучался по программам технологической направленности. Также достаточно широко представлены такие категории, как руководители, студенты, медицинские сотрудники и госслужащие. Следует отметить, что в этот период некоторые вузы проводили программы повышения квалификации для безработных, предпенсионеров и женщин в декретном отпуске по направлению центров занятости. Эти категории граждан в основном обучались по программам, направленным на развитие цифровых компетенций, и программам, имеющим социальную направленность.
Характерным для рассматриваемого периода является значительный охват педагогических работников, которые обучались как по направлению «образование и педагогические науки», так и по блоку «цифровые компетенции». Действительно, педагогическим работникам на всех уровнях образования в период самоизоляции пришлось интенсивно осваивать новые компетенции.
Для исследования того, как введенные ограничения повлияли на способы продвижения программ непрерывного образования среди слушателей, была проанализирована информация о новых технологиях, которые начали использовать вузы для привлечения слушателей. По сути, в части продвижения программ ограничения коснулись только очных форм коммуникаций, а их не так много: дни открытых дверей, очные консультации, участие в выставках, которое никогда не было ключевым. Все основные способы продвижения и до ограничений осуществлялись преимущественно в онлайн-формате.
На рис. 8 приведены наиболее часто упоминаемые вузами технологии продвижения программ, применявшиеся в этот период. Бесспорно, лидирует продвижение программ посредством размещения информации в соцсетях. Самоизоляция привела к увеличению времени пребывания населения в соцсетях[22], а соответственно, к тому, что продвижение через эти интернет-ресурсы стало более результативным. Все участники отмечают, что активизировали продвижение через соцсети, многие в качестве нового активного канала отмечают Instagram. Распространение получили прямые эфиры преподавателей и экспертов, видеоконференции с вопросами и ответами в Instagram.
Период вынужденной самоизоляции характерен также тем, что онлайн-коммуникации стали более доступными и общепринятыми. И вузы, и потенциальные слушатели, многим из которых ранее не приходилось этим заниматься, освоили такие онлайн-платформы, как Zoom, Whereby, Cisco Webex и пр. Это сделало возможным и эффективным проведение онлайн дней открытых дверей, ознакомительных семинаров, вводных «не лекций». Образовательные организации смогли проводить их с использованием более широкого набора инструментов, потенциальные слушатели — принимали участие без особых ограничений. Эти новые технологии можно будет широко применять в дальнейшем, поскольку наработанный навык и привычка общаться онлайн сохранятся и после снятия ограничений.
Цель следующего блока вопросов — выявить, какие программы вузы планируют разрабатывать, каким они видят дальнейшее развитие событий.
Анализ планов вузов относительно роста доли дополнительных профессиональных программ, которые реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), позволяет оценить, насколько данная форма прижилась, считается ли она востребованной и перспективной.
Экспертное мнение по этому вопросу склоняется в пользу развития дистанционных программ, но реализуемых либо частично, либо полностью с применением дистанционных образовательных технологий (рис. 9). Это можно в том числе объяснить и наличием опыта проведения программ в дистанционной форме, и разработкой полностью дистанционных программ, которые стартовали в период самоизоляции.
При этом многие из тех, кто реализует программы МВА и ЕМВА, планируют постепенно вводить смешанный формат обучения (так называемый blended), при котором применение дистанционных технологий сочетается с обязательными очными занятиями. Это вызвано спецификой таких программ, которые включают обязательные курсы по развитию мягких навыков, проходящие в форме тренингов, а также необходимость непосредственного контакта группы с преподавателем для отработки своих кейсов в рамках курсов. Согласно комментариям респондентов, полностью дистанционный формат для МВА не оправдает основных ожиданий взрослых слушателей от обучения, поскольку в первую очередь на программах МВА важны деловое общение и атмосфера в аудитории, добиться которой при использовании дистанционных технологий очень сложно.
Некоторые респонденты отмечали, что планируют перевести в смешанный формат, и даже в полностью дистанционный, корпоративные программы (рис. 10). На данный момент большинство вузов предполагают постепенно увеличивать в среднем на 25% долю программ, реализуемых частично с применением дистанционных образовательных технологий, по сравнению с 2019 г.
Таким образом, на основе полученных данных можно говорить о тенденции к наращиванию вузами количества полностью дистанционных и смешанных программ, реализуемых с частичным применением ДОТ.
Далее был проведен анализ направлений дополнительных профессиональных программ, которые в ответ на вызовы текущей ситуации рассматриваются вузами как перспективные. 90% вузов планируют разрабатывать новые программы. На рис. 11 приведены группы направлений и доля вузов, планирующих разработку новых программ по этим группам направлений.
Большинство вузов, представивших данные, планируют разработку новых дополнительных профессиональных программ по развитию цифровых компетенций (цифровизация в различных областях, цифровые технологии в образовательном процессе, цифровая культура, цифровая грамотность, развитие цифровых навыков).
По-прежнему актуальными являются программы по направлениям «образование» и «педагогические науки». В основном планируемые новые программы направлены на обучение применению ДОТ в образовательном процессе в школе и в вузе: использование информационно-коммуникативных технологий в общеобразовательной школе, включение массовых открытых онлайн-куров (МООК) в образовательное пространство вуза, организация и проведение дистанционных занятий, внедрение видеоконференций в основные образовательные программы, методические особенности реализации образовательных программ с применением ДОТ, организация удаленной работы образовательной организации. Также планируются новые программы по психолого-педагогическому направлению.
Значительная часть вузов планируют новые программы в социальной сфере в таких областях, как волонтерство, медиация, девиантное поведение подростков, предупреждение детской безнадзорности, психология и семейное воспитание, оказание первой помощи, а также по различным направлениям социальной работы, программы подготовки физических лиц, направляемых центрами занятости.
Следующую позицию занимают программы в сфере экономики и менеджмента: планируются программы в области управления персоналом, управления инвестициями, затратами и эффективностью, по антикризисному управлению, проектированию процессов управления.
Вузами планируются также ряд новых отраслевых программ технологической направленности и дополнение существующих программ медицинского профиля разделами о профилактике COVID-19 и других опасных инфекций.
По результатам анализа, в ответ на вызовы и стрессы социальной самоизоляции и массового перехода в онлайн-формат, которые проявили востребованность и порой недостаточность уровня развития цифровых компетенций, в том числе в реализации образовательного процесса самими вузами, новые программы по цифровизации в различных областях и использованию дистанционных технологий в образовательном процессе рассматриваются большинством вузов как крайне актуальные.
Следующий блок вопросов касается изменения стоимости дополнительных профессиональных программ, на которые вузы планируют открыть набор после окончания периода социальной самоизоляции.
Ответы распределились по трем категориям: стоимость увеличится, стоимость не изменится, стоимость снизится (рис. 12). При этом наибольшее количество ответивших прогнозируют именно снижение стоимости дополнительных профессиональных программ в 2020 г. относительно уровня 2019 г.
Были обозначены следующие причины возможного снижения стоимости дополнительных профессиональных программ по сравнению с 2019 г.:
- переход на полностью дистанционное обучение или на более короткие очные программы, которые из-за введенных ограничений и социальной самоизоляции будут вынужденно начаты позже;
- массовый переход в сегмент онлайн, где стоимость программ по рынку, в принципе, была уже установлена ниже;
- повышение конкуренции на рынке бизнес-образования за счет появления новых игроков, которые работают в основном в онлайне;
- увеличение доли корпоративного образования, которое будет отбирать слушателей у университетов и бизнес-школ;
- ограничение бюджетов заказчиков;
- резкое снижение платежеспособности населения.
Возможное снижение стоимости программ рассматривается в диапазоне от 10 до 50%, наиболее часто упоминаемое респондентами значение — 30%. Относительно популярной оказалась другая точка зрения: стоимость дополнительных профессиональных программ не изменится (35,7% респондентов). В ее поддержку были приведены следующие аргументы:
- реализация программ в дистанционном формате повысила затраты: приходится в большем объеме задействовать и человеческие, и технические ресурсы;
- стоимость программ повышения квалификации не изменится, поскольку большинство потребителей из бюджетной сферы профинансируют обязательное повышение квалификации сотрудников.
Был представлен также смешанный подход: вузы планируют снизить стоимость тех программ, в которых выросла доля дистанционного обучения, повысить стоимость ряда программ, предложив индивидуальное сопровождение, и сохранить стоимость большей части программ неизменной.
В ответ на вопрос, касающийся ожиданий относительно финансовых результатов по итогам 2020 г., абсолютное большинство респондентов склоняются к тому, что финансовые результаты сектора ДПО в вузе относительно 2019 г. снизятся (рис. 13).
Вероятно, при оценке на конец мая, в отсутствие информации о сроках снятия ограничений, степень неопределенности ситуации была крайне высока, вузы из возможных сценариев склонялись к негативному. Многие справедливо отмечали, что ситуация станет более определенной в сентябре, — после нового набора слушателей, а также когда будет понятна реакция рынка на произошедшие изменения.
[21] При анализе направлений открытых в этот период программ следует также принимать во внимание тот факт, что вузы могут быть ограничены направлениями, в которых они реализуют программы ДПО. Это в первую очередь имеет отношение к вузам, реализующим исключительно программы своей отраслевой направленности.
[22] Пользователи стали чаще лайкать и сидеть в соцсетях. РБК. <https://www.rbc.ru/technology_and_media/16/04/2020/5e98175d9a7947beb10bf01dhttps://www.rbc.ru/technology_and_media/16/04/2020/5e98175d9a7947beb10bf01d> (дата обращения: 11.06.2020).
Заключение
Проведенный анализ данных позволил получить ответы на поставленные вопросы и сформировать видение возможных изменений в предложении вузов на рынке программ непрерывного образования во время и после снятия ограничений и отмены самоизоляции.
- Перевод слушателей на дистанционное обучение в период самоизоляции в непрерывном образовании состоялся. Однако значительная доля слушателей продолжительных программ профессиональной переподготовки предпочла прервать обучение, чтобы продлить его сроки и вернуться к обучению в предусмотренной изначально форме после снятия ограничений.
- В период действия ограничений рынок непрерывного образования был активен. Почти в 80% вузов, участвовавших в опросе, в период самоизоляции и действия ограничений открывали новые дополнительные профессиональные программы, в том числе корпоративные. В основном это были программы повышения квалификации технологической направленности, программы для учителей и работников дошкольных учреждений, программы по семейной психологии. В этот период также открывались программы по вопросам профилактики COVID-19, по цифровой грамотности для безработных и предпенсионеров по направлению центров занятости населения. Вузы активно проводили повышение квалификации своего профессорско-преподавательского состава по освоению онлайн-технологий и методике преподавания в дистанционном формате. Вызовы социальной изоляции и массового перехода в онлайн-формат проявили востребованность и порой недостаточность уровня развития цифровых компетенций, в том числе в реализации образовательного процесса самими вузами. Новые программы по цифровизации в различных областях и использованию дистанционных технологий в образовательном процессе рассматриваются большинством вузов как наиболее актуальные для разработки и реализации после снятия социальных ограничений.
- Для привлечения потенциальных слушателей вузы широко использовали соцсети, особенно Instagram, проводя встречи с преподавателями и короткие интервью. Благодаря приобретенным населением и самими вузами в период самоизоляции навыкам работы с онлайн-сервисами стали более эффективно проходить дни открытых дверей и встречи с преподавателями в онлайн-формате. Эти технологии можно будет использовать и после отмены ограничений.
- По мнению вузов, дистанционный формат имеет свои преимущества, кроме того, он стал более доступен для вузов с точки зрения реализации — за время действия ограничений наработаны технологии создания онлайн-контента. Большинство вузов, принявших участие в опросе, планируют постепенно в среднем на 25% увеличивать долю программ, реализуемых полностью и частично в дистанционном формате. Для продолжительных программ профессиональной переподготовки и программ МВА, с точки зрения вузов, наиболее перспективным является смешанный формат (blended learning), при котором часть программы реализуется дистанционно, а часть — очно.
- В ответ на ухудшение экономической ситуации, снижение уровня доходов населения, рост конкуренции на рынке дополнительного профессионального образования и прогнозируемый массовый переход в сегмент онлайн, который априори воспринимается потребителем как более дешевый, вузы предвидят снижение стоимости программ ДПО, которое может составить до 30%.
- Почти 80% руководителей системы непрерывного образования университетов, принявших участие в опросе, полагают что их финансовые результаты по итогам 2020 г. снизятся относительно 2019 г.
Литература
- Статистический бюллетень «Дополнительное профессиональное образование работников в организациях в 2010 г.». Росстат, 2020. Т. I.
- Статистический бюллетень «Повышение квалификации и профессиональная подготовка работников организаций в 2016 г.». Росстат, 2016. Т. I.
- Статистический сборник «Труд и занятость в России». Росстат, 2019.
- Форма № 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам». Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. <https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/added/> (дата обращения: 01.05.2020).
- Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. <http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf> (дата обращения: 05.06.2020).
- Коршунов И.А., Кужелева К.С., Грачев Б.А., Сергеев К.А. Обучение и образование взрослых: востребованные программы, возрастная и отраслевая структуры. Т. 16. Вып. 1: Факты образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
- Рынок MBA и бизнес-образования России — 2019. Исследование РБК, 2019. С. 155. <http://marketing.rbc.ru/> (дата обращения: 02.06.2020).
- Коршунов И.А., Пешкова В.М., Малкова Н.В. Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях и вузах // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 187–214.
- Бондаренко Н.В. Непрерывное образование взрослого населения в России: вовлеченность, источники финансирования и основные эффекты от участия // Информационные бюллетени «Мониторинг экономики образования». 2018. № 12 (132). М.: НИУ ВШЭ, 2018.
- <https://memo.hse.ru/data/2018/12/07/1144036348/2018_inbul_132(12).pdf> (дата обращения: 10.04.2020).
- Исследование российского рынка онлайн-образования — 2020. Edmarket.Digital, 2020. С. 149. <https://research.edmarket.ru/> (дата обращения: 10.06.2020).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013.
- Постановление Правительства России от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // Российская газета — федеральный выпуск № 187(6163). 23 августа 2013 г.
- Способы развития soft-skills. <https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml> (дата обращения: 14.06.2020).
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Министерство экономического развития Российской Федерации. <https://economy.gov.ru/material/file/450ce3f2da1ecf8a6ec8f4e9fd0cbdd3/Prognoz2024.pdf> (дата обращения: 12.06.2020).
- Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. <https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/370616519.pdf> (дата обращения: 12.06.2020).
- Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО). <http://www.rabe.ru/> (дата обращения: 12.06.2020).
- Безработица в России выросла до максимума за восемь лет. <https://www.rbc.ru/economics/19/06/2020/5eecd9db9a7947e77b3bc058> (дата обращения: 12.06.2020).
- Эксперты допустили рост безработицы в России в 3 раза при жестком кризисе. <https://www.rbc.ru/economics/29/05/2020/5ecfb8df9a79475c018a64a8> (дата обращения: 12.06.2020).
- Минэкономразвития прогнозирует падение ВВП России на 5% в 2020 г., а реальных располагаемых доходов — на 3,8%. <https://www.rbc.ru/economics/21/05/2020/5ec680839a7947c0c460eda1> (дата обращения: 12.06.2020).
- Пользователи стали чаще лайкать и сидеть в соцсетях. РБК. <https://www.rbc.ru/technology_and_media/16/04/2020/5e98175d9a7947beb10bf01dhttps://www.rbc.ru/technology_and_media/16/04/2020/5e98175d9a7947beb10bf01d> (дата обращения: 11.06.2020).