• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Express-выпуск 12: Непрерывное профессиональное образование в российских университетах в условиях социальных ограничений

Авторы: Сафонова М.Ю., Ширкова Н.Н., Евтихиева Н.А., Коршунов И.А.

Введение

Последние три года на рынке программ непрерывного образования отмечался стабильный рост слушателей. Увеличился охват населения дополнительным образованием: доля работников, получивших образование и прошедших обучение, от общей численности работников списочного состава с 2016 по 2019 г. включительно устойчиво росла – с 20,1 до 25,2%[1],[2],[3]. В 2019 г. обучением по программам дополнительного образования в Российской Федерации было охвачено свыше 6,4 млн человек[4].

Значительную роль в росте этих показателей сыграла государственная политика, направленная на развитие непрерывного образования работающих граждан. Так, 17 федеральных проектов включают мероприятия, направленные на обучение взрослого населения по программам дополнительного профессионального образования (ДПО).[5]

 

С чем столкнулись университеты при реализации программ непрерывного профессионального образования в результате ограничений и социальной изоляции в начале 2020 г.?

Экстренно введенные ограничения на осуществление офлайн-обучения в связи с распространением коронавирусной инфекции в Российской Федерации вызвали неоднозначную реакцию, а порой и сопротивление слушателей.

Методология исследования и сбор данных

Для получения данных в отношении реализации предложений российских университетов на рынке ДПО в условиях пандемии, вынужденной самоизоляции и перехода на дистанционное обучение была разработана анкета (Приложение 1).

Изменение предложения на рынке программ непрерывного профессионального образования в условиях самоизоляции: текущая ситуация и тренды

Результаты ответов руководителей подразделений непрерывного образования вузов на вопросы первого блока позволили выявить наблюдаемую ими реакцию слушателей на перевод обучения в дистанционный режим, смену формы обучения с очной либо очно-заочной на дистанционную.

Заключение

Проведенный анализ данных позволил получить ответы на поставленные вопросы и сформировать видение возможных изменений в предложении вузов на рынке программ непрерывного образования во время и после снятия ограничений и отмены самоизоляции.

Литература