Даешь "Лифт в будущее"!
Что такое “Лифт в будущее”? Это проект инвестиционной компании АФК “Система”, направленный на поиск, поддержку и развитие талантливой молодежи. Отличительной чертой проекта стала система кураторства, основанная на привлечении ведущих экспертов из различных отраслей экономики, образования, науки, государственной службы, творческой среды, спорта. Куратор призван, прежде всего, передать свой собственный уникальный опыт. Именно для этой цели и служат интерактивные образовательные технологии, которые используют совместную деятельность обучающихся как основное средство достижения образовательного эффекта.
В сентябре 2013 года в рамках проекта был объявлен Конкурс интерактивных образовательных модулей "Лифт в будущее". Он проводился МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с АФК “Система” при поддержке Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, Агентства стратегических инициатив, Федерального института развития образования, Российской венчурной компании и других партнеров. Модули, подаваемые на конкурс, должны были отвечать целому ряду серьезных критериев: интерактивности, выраженного образовательного эффекта, востребованности и воспроизводимости. В основном речь шла о деловых и ролевых играх, бизнес-симуляторах, социальных тренажерах, учебных проектах и т.п. Выявить самые лучшие образовательные модули этого типа, помочь их продвижению на практике, донести их до учителей и преподавателей России - вот какие непростые и важные цели ставились во главу угла.
Представленный нашими коллегами на конкурс модуль "Управление высшим образованием" - это фактически набор трех различных форматов, которые ребята разработали и вели в рамках организованного ПУЛ "Развитие университетов" одноименного общеуниверситетского факультатива. Каждый из блоков модуля связан с основными тематическими разделами курса: история развития университетов; университет как организация; система высшего образования. Блок модуля «Выборы ректора вуза» нацелен на концептуализацию и освоение теоретического содержания, касающегося истории университетов, а также основных моделей и идей их устройства. Игра "Международная конкурентоспособность вузов" позволяет слушателям курса практически усвоить изученные в ходе теоретических занятий по курсу подходы, инструменты и процессы управления развитием вуза в условиях нарастающей глобализации. «Диспуты» дают возможность сформировать и публично озвучить собственную критическую позицию по нескольким системным проблемам высшего образования, разбиравшимся в курсе.
Наталья Исаева: «Конкурс проходил в три этапа: на первом этапе я подала общую заявку (поэтому-то и диплом выдали на мое имя, хотя, конечно, в нем должны стоять и имена Димы, Олега и Лидии) с описанием всех форматов модуля и обоснованием его соответствия четырем предъявляемым критериям: интерактивности; получаемых с его помощью образовательных результатов; деятельности педагога; возможностей тиражирования. Наша заявка была отобрана во второй тур, в котором необходимо было ответить на вопрос экспертов и жюри. После успешного прохождения этого этапа нас уже пригласили участвовать в финальном очном туре, который состоялся 15 декабря. На этом этапе конкурса предлагалось выбрать наиболее интересный сегмент модуля и за полтора часа провести его демонстрацию; при этом участниками выступали члены жюри и оргкомитета, другие финалисты конкурса, а также те конкурсанты, чьи заявки не попали в финал. Для демонстрации мы выбрали игру "Международная конкурентоспособность вузов", которая была разработана в ходе тренинговой программы нашей проектно-учебной лаборатирии. Проводил игру Олег Лешуков».
Игровой плацдарм
Описание игры "Международная конкурентоспособность вузов"
Статистика конкурса такова: всего было подано более 350 заявок, 24 из них вышли в финал по 8 номинациям (по три модуля в каждой номинации), в итоге были выбраны 8 победителей (по одному в каждой номинации).
Победителям конкурса обещаны грантовая поддержка от проекта «Лифт в будущее» и опубликование работ. Не менее важно, однако, и то, что они получают возможность заявить о себе как об экспертах по интерактивному образованию, востребованность в котором возрастает с каждым днем. Кроме того, разработки победителей станут не только доступны широкому кругу заинтересованных специалистов в области образования, но и смогут заинтересовать партнеров конкурса.
Тем отраднее и значительнее победа молодых сотрудников Института образования НИУ ВШЭ!
Профессионализм, помноженный на креативность и энергичное желание делиться наработанным знанием, - вот ингредиенты этой вдохновляющей победы.
Статья о победе наших коллег размещена и на портале Вышки.
Поздравляем Наталью, Дмитрия, Олега и Лидию с преодолением новой ступени, расширяющей горизонты их научно-практической работы!
Ребята, так держать!