• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Состоялся первый семинар из цикла «Современное детство: теория и практика»

Организаторами семинара выступают Институт образования НИУ ВШЭ и Московский городской психолого-педагогический университет.

15 сентября состоялся первый семинар цикла «Современное детство: теория и практика», организаторами которого выступают Инcтитут образования НИУ ВШЭ и Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ). Семинар планируется проводить ежемесячно на базе одного из университетов, а также на открытых культурных площадках города.

Тема первого семинара - «Влияние информационных технологий и Интернета на развитие современного ребенка». Видеозапись семинара можно посмотреть на YouTube.

О целях, задачах и целевой аудитории семинара рассказывает его научный руководитель доктор психологических наук, профессор К.Н. Поливанова: «Новые информационные технологии и их влияние на современное детство - это наиболее очевидная, и в то же время наиболее «больная» и спорная тема. Можно ли давать детям бесконтрольно пользоваться гаджетами, насколько это опасно или полезно, какие новые возможности для образования и социализации предоставляют Интернет и социальные сети? Для нас особенно важно, чтобы обсуждения на семинарах стали основой для постановки новых исследовательских вопросов, а в перспективе – и для разработки исследовательских программ. Поэтому основной целевой группой семинара являются молодые ученые, которым еще предстоит определить свои научные перспективы. Семинар для нас, организаторов, – это новая переговорная площадка».

Представленные на семинаре исследования:

1. Д.О. Королева, аналитик Центра «Исследования современного детства» НИУ ВШЭ, аспирант Института образования НИУ ВШЭ

       Тема доклада: «Современное детство: новая реальность подросткового общения».  

  • Что сегодня происходит с подростковым общением, которое полагается ведущей деятельностью для данного возраста, можем ли мы сравнивать современную ситуацию развития с ситуацией полувековой давности? 
  • Чем для современной молодежи стали социальные сети? 
  • Если это новая «площадка за гаражами», нужна ли она, всегда ли там происходит что-то негативное? 
  • Каковы социальные и психологические особенности общения подростков в соцсетях?


2. Г.У. Солдатова, доктор психологических наук, профессор, директор Фонда Развития Интернет, главный редактор журнала «Дети в информационном обществе»

      Тема доклада: «Цифровое детство: результаты и последствия». 

  • Как влияет ежедневное и многочасовое пребывание в интернете на психическое развитие и формирование личности детей и подростков?
  • Обоснованно ли деление мира пользователей интернета на «цифровых аборигенов» (детей) и «цифровых иммигрантов» (взрослых)?
  • Каков уровень цифровой компетентности у подростков и позволяет ли это им решать вопросы безопасности в интернете? 
  • Насколько серьезна проблема межпоколенческого «цифрового разрыва», и возможно ли, чтобы обучение в сфере информационных технологий опережало развитие?  

Ответы на эти вопросы были представлены в докладе с опорой на российские популяционные исследования  и зарубежные исследования.  

3. О.В. Рубцова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ; Н.С. Уланова, кандидат психологических наук,  заведующая сектором кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства». 

       Тема доклада: «Цифровые технологии в образовании: опыт разных стран». 

  • Какие изменения повлекло за собой активное использование информационных технологий в системе образования разных? 
  • Как цифровые технологии влияют на процесс обучения студентов вуза? 
  • Каким образом можно использовать информационные технологии в качестве ресурса развития? 

Эти вопросы освещались с использованием результатов международного проекта «DigitalMediainEducation», проводимого в 2011-2014 г. при участии России, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Индии и Нидерландов.

Руководители проекта: И.Д. Фрумин (НИУ ВШЭ), В.В. Рубцов (МГППУ), А.А. Марголис (МГППУ).
Научный руководитель проекта: К.Н. Поливанова (НИУ ВШЭ).
Координаторы проекта: Д.О. Королева (НИУ ВШЭ), О.В. Рубцова (МГППУ).