Завершилась V Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования
16 -18 октября состоялась V международная конференция российской Ассоциации исследователей высшего образования, основным организатором которой выступил Институт образования НИУ ВШЭ.
В прошлые годы конференция была посвящена молодым и успешным университетам, а также истории университетов и ее значению в настоящем. В 2014 году на повестке форума - изучение многообразия высшего образования во всем мире, что нашло отражение в теме: «Дифференциация в динамично меняющихся системах высшего образования: вызовы и возможности». В рамках этой темы обсуждались вопросы, связанные с глобальными университетскими рейтингами и их последствиями, понятием "слабый университет", государственной политикой в сфере высшего образования. Всестороннему анализу подверглись экономическое, социальное, политическое и культурное измерения дифференциации и институционального многообразия в высшем образовании с упором на опыт динамично эволюционирующих образовательных систем.
Участниками конференции стали более 200 человек, среди которых выдающиеся российские и зарубежные историки университетов, теоретики и практики высшего образования. С каждым годом число желающих выступить на конференции, в том числе из-за рубежа, неуклонно растет, а значит, постепенно формируется сеть исследователей высшего образования в России, готовых к включению в международное сообщество. По словам почетного гостя конференции Ульриха Тайхлера - одного из признанных классиков исследований высшего образования, профессора Международного центра исследований в области высшего образования Университета Кассель (Германия), - «Москва твердо появилась на карте высшего образования».
Программа конференции была интересной и крайне насыщенной. Она включала пленарные доклады, международные семинары и сессионные заседания. Открыл пленарное заседание доклад Ульриха Тейхлера «Тенденции диверсификации систем высшего образования, национальная структурная политика и институциональные стратегии специализации в разных странах».
Помимо пленарных докладов, на 18 сессиях конференции прозвучали 50 сессионных докладов. И, хотя в фокусе обсуждения в рамках конференции находились базовые идеи дифференциации институтов, в этом году получила свое развитие и тема студенчества - ей были посвящены несколько сессий: о диверсификации студенческих траекторий, снятии барьеров доступа к качественному высшему образованию и др.
Теоретические доклады чередовались с докладами практиков образования, и такое сочетание давало хорошую почву для плодотворных дискуссий – ведь, как известно, хотя в спорах и не рождается истина, зато шлифуется знание. По мнению научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, по качеству докладов конференция РАИВО может конкурировать с лучшими международными конференциями такого типа. Высокий уровень докладов, представленных сотрудниками Института образования, был отмечен всеми участниками форума. И, без преувеличения, каждый из этих докладов впоследствии может стать основой для серьезных публикаций в уважаемых изданиях.
Особенностью конференции стало и то, что, помимо теоретических направлений, большое внимание было уделено и прикладной составляющей исследований в области высшего образования. Так, прошли пять мастерских в рамках международных проектов, состоялось интереснейшее событие - День инноваций в образовании (ДИвО), ставший, по сути, экспертной площадки лучших практик в исследованиях, разработке и реализации инновационных методов образования в области современных игр в обучении взрослых.
Отметим, что в этом году конференция проводилась совместно с Институтом институциональных исследований ВШЭ. И это замечательно, потому что работать вместе всегда интереснее.
Подводя итоги, можно сказать, что ежегодная конференция РАИВО становится одним из центральных событий академической жизни России в последние годы, первым местом регулярной встречи тех, кто хочет понять современное высшее образование, отличной площадкой для налаживания коммуникаций и обмена лучшими идеями и опытом в области исследований образования – как на внутреннем, так и на международном уровнях.
Партнером в проведении конференции выступил журнал "Вопросы образования".
Конференции РАИВО других лет: 2013, 2012.