• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Идеи Эльконина и Давыдова пока не стали массовыми, но они для всех»

Недавно в Институте образования прошел очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования», темой которого стала одна из уникальных методик обучения – система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Семинару, участники которого делились своими размышлениями о том, почему при всех своих очевидных преимуществах система развивающего обучения так и не стала главенствующей в отечественной педагогике, посвящена развернутая статья в «Учительской газете» (№12 от 22 марта 2016 года).

Поскольку материал представляет несомненный интерес для нашей аудитории, приводим его полностью.

Система высоких достижений

Идеи Эльконина и Давыдова пока не стали массовыми, но они для всех

«Обучение ведет за собой развитие» - неотъемлемый постулат системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, или системы развивающего обучения. Именно так уважительно и весомо образовательная общественность назвала зародившуюся в конце 50-х годов XX века идею, которая с течением времени оформилась в одну из уникальных и работоспособных методик. Тем не менее при всех своих очевидных преимуществах система развивающего обучения так и не стала главенствующей в отечественной педагогике... Соображениями о том, что этому воспрепятствовало, поделились участники очередного семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ.

Норма или нет?
Во главе системы Эльконина - Давыдова, по словам ведущего научного сотрудника Психологического института РАО им. Л.В.Щукиной Елены Чудиновой, идея о том, что обучение является двигателем психического развития. Ядром учебной деятельности в таком случае становится поиск, открытие, попытка ученика найти выход из ситуации, где нет ответов и готовых образцов. И пока одни педагоги твердят, что такая самостоятельность невозможна, особенно в начальной школе, другие не менее безапелляционно утверждают: а у нас так всегда и работали, ничего нового...
Но ни те, ни другие не правы - практически применимого и тем более уникального в системе Эльконина - Давыдова много. Например, понятие нормы. Что такое норма? Допустим, в аспекте возрастного развития человека? То есть что и насколько хорошо должен знать и уметь среднестатистический ребенок в том или ином возрасте? Что для него норма? А для системы развивающего обучения не норма подобный вопрос! Для ее творцов это не нечто усредненное (то есть не то, что могут и умеют все), а, наоборот, «сколь угодно высокие достижения в любой деятельности».
В середине прошлого века такие идеи казались революционными, а сегодня мы видим, что понятие нормального и однозначно обозначающего какие-либо возрастные характеристики личности меняется, ведь, как справедливо отметил главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, ректор Открытого института «Развивающее обучение» Борис Эльконин, даже если не углубляться в разговоры о нейрофизиологических сдвигах детской популяции, можно заметить, что культурные нормы и представления о том, что такое зрелый человек, а также способы его включения в жизнь изменились. А значит, изменилось и само понимание возраста... Что такое возраст сегодня? Тот ли он, что еще десять лет назад? Или это понятие вообще устарело?

Индивидуальность в массы
Впрочем, система развивающего обучения - это не только повод для дискуссии о фундаментальных понятиях, но и активно совершенствующийся рабочий инструмент. Причем работает он не только на развитие продвинутых и избранных (бытует и такое заблуждение), а всех и каждого. Так, по словам, Елены Чудиновой, весь опыт воплощения идей развивающего обучения доказал, что самые обычные дети на выходе из начальной школы сохраняют стойкий интерес к учебе. Более того, им интересно оказываться в ситуации неопределенности и искать собственный выход, искать решение не только конкретной задачи, заданной учителем, а понять, применима ли найденная модель в других ситуациях. Такие ребята склонны критически оценивать и свои собственные суждения и действия, и суждения своих сверстников. Говоря научным языком, у детей, обучавшихся по системе Эльконина - Давыдова, налицо более развитые основы теоретического мышления, нежели у детей, которые учились в традиционной начальной школе.
Привела Елена Чудинова и такой интересный пример: если мы говорим о коммуникации в группе, занимающейся проектной работой, то для детей, обучающихся по методике развивающего обучения, свойственны сотрудничество и попытки договориться, опробовать все подходы к решению задачи (даже если они знают неодинаковые методически, но одинаково результативные) и найти сочетание наиболее действенных. В то же время в традиционной парадигме результативность групповой работы в классе, бывает, видится высокой, если ребята хотя бы не поспорили и не повздорили...
А в 1998 году по результатам почти 30-летней работы системы выяснилось и еще кое-что очень важное: пусть по знаниям и навыкам дети, обучавшиеся по системе Эльконина - Давыдова, в основном настолько же сформированы, насколько и ребята из обычных школ, но они гораздо выше по тому, что теперь принято называть метапредметными результатами. А не этого ли сегодня требуют от учителя стандарты?
Так что если школа действует в парадигме развивающего обучения, она действительно становится, как отмечал знаменитый советский философ и методолог Георгий Щедровицкий, «массовым производством индивидуализированного мышления».

Совсем другая история
Все бы хорошо, только, несмотря на многолетнюю проверку практикой, образовательные организации, работающие по системе Эльконина - Давыдова, до сих пор наперечет. По данным Елены Чудиновой, сейчас их в России всего 243, и при этом в половине из них действие системы развивающего обучения распространяется и на основную ступень. Тем не менее, как отметил научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, даже при наличии статистических данных всегда было весьма трудно определить, идет ли речь о школах, действительно работающих по системе развивающего обучения, или среди них есть «самопровозглашенные», где на самом деле господствует трагикомический принцип «дети всегда сами делают то, что им скажут»...
«Золотой век» школ развивающего обучения, по словам Елены Чудиновой, пришелся на середину 90-х: тогда их было 9% от общего числа. А после в силу объективных причин начался спад. Почему же не все захотели, а из тех, кто захотел, не все смогли продолжить работать в системе развивающего обучения? Во многом, как отметила Елена Чудинова, этому поспособствовали трудности в реализации самой системы, в числе которых и принципиально иное содержание, и новые формы обучения, и даже другой УМК. Под эти задачи, конечно же, нужен и другой учитель: рефлексивный, чуткий к изменениям учеников и готовый меняться сам. Трудно переучиться в такого - надо с самого начала становиться таким, причем, как подчеркнула Елена Чудинова, совершенно по-иному формируя свой способ видения детского действия и ситуации в классе.
Конечно же, другой должна быть и сама школа как структура связей и система управления. В школах, работающих по системе развивающего обучения, чрезвычайно важно взаимодействие педагогов между собой, и это заметно отличает их от обычных, где учителя, и в особенности предметники, работают почти изолированно.
Должно, по словам Елены Чудиновой, меняться и восприятие оценки и ошибки ученика. И действительно, если в традиционной системе, как напомнил участникам семинара Виктор Болотов, ошибка - это достаточное основание для дисквалификации, то в системе развивающего обучения - это повод для диалога. А это уже совсем другая история...

Изменения под запрос
Непросто было сохранить хотя бы часть тех школ, что работали по системе Эльконина - Давыдова, и об этом красноречиво свидетельствует статистика, но также непросто и задать новым тональность развивающего обучения. Не помогает здесь, как отмечает Елена Чудинова, и проблема подготовки и воспроизводства кадров: учителя, владеющие методиками, уходят из школ либо на пенсию, либо потому что чувствуют себя в коллективе белыми воронами; уходят и директора, некогда инициировавшие преобразования, а у начинающих управленцев не всегда надолго хватает запала на борьбу и новаторства.
К числу осложняющих дело обстоятельств относятся и проверки школ, сориентированные на традиционную парадигму, поэтому дети, воспитанные в системе развивающего обучения, по словам Елены Чудиновой, могут ее и не пройти, хотя они обладают именно теми знаниями и навыками, нехватку которых в общей массе нам так часто показывают международные исследования. Вот и получается палка о двух концах...
Похожая ситуация и в сегодняшнем массовом восприятии системы Эльконина - Давыдова: одним она кажется невозможной, другим неновой, но в то же время нельзя забывать, что именно благодаря ее идеям состоялось множество изменений в современном школьном образовании. Здесь Елена Чудинова напомнила и о внедрении форм само- и взаимооценивания в начальной школе, о групповой и проектной работе.
Обогатилась, по ее словам, благодаря исследованиям в духе развивающего обучения и система оценки качества образования. За примерами далеко ходить не надо - вспомним методику SAM (School Achievement’s Monitoring), в основе которой, равно как и в основе системы Эльконина - Давыдова, идеи выдающегося советского психолога Льва Выготского. Да и по большому счету, как отмечает Елена Чудинова, новые ФГОС были бы невозможны без системы Эльконина - Давыдова.
И хотя действительно до массового распространения данной системе пока далеко (да и надо ли делать ее массовой?), интересоваться ее преимуществами стали гораздо больше. Ведь сегодня, как отмечает Виктор Болотов, характер родительского спроса меняется: раньше нужна была школа, которая решает задачу поступления в вуз, затем - та, что гарантирует безопасность и социализацию, а теперь та, где «ставят мышление». И это как раз о системе Эльконина - Давыдова.

                                                                                           

                                                                                                         Автор статьи Анна Данилина