Садики меняют режим
За пять лет количество детей, которых отдают в вариативные группы, выросло вдвое и продолжает прибавляться в среднем на 9% в год. Однако массовому интересу к разным видам дошкольного образования мешают различные барьеры. Какие – изучали ведущие научные сотрудники Центра финансовых и экономических решений в образовании Ирина Абанкина и Людмила Филатова. Их доклад издан в серии экспресс-отчетов Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
Эксперты выделили восемь видов групп с режимом, альтернативным классическому формату садика полного дня, и изучили спрос на них. Многие – например, комбинированные, компенсирующие, оздоровительные – построены на разных методиках инклюзивного образования. Семейные группы рассчитаны на детей разного возраста, которые проводят время вместе, часто вне здания садика – на дому. Спрос на такие образовательные программы особенно растет на селе. Группы краткосрочного пребывания стали востребованной заменой яслей.
Чтобы предлагать альтернативы, педагогов надо переучивать. «Масштабные мероприятия по повышению доступности дошкольного образования предусматривают обязательную переподготовку и увеличение зарплаты, что требует привлечения колоссальных ресурсов. Для ослабления финансовой нагрузки проводится оптимизация, в результате которой сокращается число групп и растет их наполняемость», – констатируют авторы исследования. Одна из проблем, которую предстоит решить – те ограничения СанПИН, которые мешают развиваться семейным группам. Нужно отрегулировать правовые нормы и увеличить количество таких групп и мест в них.
Доклад «Вариативные формы дошкольного образования и их роль в повышении доступности» можно прочитатьздесь.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник
Филатова Людмила Михайловна
Центр финансово-экономических решений в образовании: ведущий научный сотрудник