• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эдуард Дмитриевич Днепров

 (10 декабря 1936 г. – 6 февраля 2015 г.)

 

Офицер, ученый, политик, мыслитель...  

У человека три судьи – Совесть, Бог и История. Но самый первый и самый беспощадный судья – его собственная совесть. И если человек это понял - он спокоен.

 

Эдуард Дмитриевич Днепров – советский и российский педагог, академик Российской академии образования, первый министр образования России, ординарный профессор НИУ ВШЭ, – принадлежит, бесспорно, к числу наиболее известных деятелей российского образования. Личность Э.Д. Днепрова поистине неординарна: неудержимая энергия, приверженность своим идеалам и вера в необходимость перемен – этот уникальный сплав создал большого ученого и смелого политика, творца истории современного образования России. 

ОФИЦЕР

    

   

В 1947 Днепров поступил юнгой на учебный корабль Балтийского флота «Неман» в Кронштадте. Продолжая традиции семьи, он с успехом окончил Ленинградское Нахимовское училище, а затем, с отличием, – штурманский факультет Высшего военно-морского училища имени Фрунзе. С 1958 по 1971 год штурман Днепров служил на боевых кораблях Северного и Балтийского флотов. Однако не только флот интересует молодого военного офицера, его привлекает и наука. В 1961 году Днепров получает второе высшее образование, с отличием заканчивает Ленинградский университет по специальности филолог-журналист. Под руководством профессора Анатолия Васильевича Предтеченского пишет дипломную работу, а в 1966 году под руководством выдающегося советского историка, академика М.В. Нечкиной защищает кандидатскую диссертацию по теме «"Морской сборник" в общественном движении России в годы первой революционной ситуации». Перспективный диссертант и его работа были замечены и по достоинству оценены, в том числе знаменитым советским российским историком П.А. Зайончковским. В 1971 году Днепров оставляет флот, чтобы полностью посвятить себя научной деятельности.

Человек обычно не выбирает время, в котором он живёт, но он выбирает себя во времени.

                                                    

Вот только один красноречивый факт из жизни Эдуарда Днепрова, заставляющий удивиться твёрдости его убеждений. В 1961 году лейтенант Днепров пишет открытое письмо на имя первого секретаря партии Н.С. Хрущёва с призывом к демократизации страны, введению двухпартийной системы и назначению гражданского Министра Обороны. Нетрудно догадаться, что система не простила молодому офицеру такой вольности, но суть не в этом. Вера в правое дело, желание менять и меняться, способность к принятию ответственных решений – это черты настоящего политика.

 

 УЧЕНЫЙ   

...образование – либо воспроизводство прошлого, либо «производство» будущего.

 
                   

После увольнения с военной службы Э.Д. Днепров приступает к работе старшим научным сотрудником лаборатории истории отечественной школы и педагогики НИИ Общей педагогики АПН СССР. С 1974 по 1976 год Эдуард Дмитриевич  – на ответственном посту главного редактора издательства «Педагогика». В 1978 году он возвращается в НИИ общей педагогики как заведующий лабораторией истории отечественной школы и педагогики и работает здесь вплоть до 1988 года. Днепровым было подготовлено большое число академических изданий классиков педагогической науки. Огромное влияние на Днепрова как историка образования и мыслителя оказали труды К.Д. Ушинского. Неудивительно, что идеи, впоследствии развиваемые Днепровым, были настолько близки к идеологии выдающегося педагога: «…главное, что отличало Ушинского, – это подлинный демократизм и высокий гуманизм его социальных и педагогических идеалов». [3, с.14].

Впоследствии в 2008 году Днепров публикует труд «Ушинский и современность», в котором даёт новую трактовку творчества К.Д. Ушинского не только как великого педагогического наследия, но и как способа решения актуальных образовательных проблем современности.

В сотрудничестве с научно-педагогической библиотекой им. К.Д. Ушинского Эдуард Дмитриевич создал большой библиографический указатель «Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1918–1977 г.г.» (1979). Сборник, включавший более 10 тысяч наименований и более ста входных «ключей» для поиска литературы, был признан лучшим советским библиографическим изданием. Днепров является одним из составителей эталонной серии «Педагогическая библиотека» (1974–1992), освещающей избранные педагогические сочинения зарубежных и отечественных педагогов. В то же время Э.Д. Днепров cтал автором глав и редактором четырёх томов «дореволюционных» «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР». Впервые на большом фактическом историко-педагогическом материале учёный обосновал и реализовал необходимость системного изучения российского образования и педагогической мысли, их тенденций и закономерностей в контексте развития страны, влияния и противопоставления множества факторов.  

Жажда социальных перемен в первую очередь отразилась в собственных научных работах учёного. Так, в своей диссертации Днепров широко рассматривал проблемы реформаторской деятельности в России, в том числе образовательных реформ и общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века [9]. Он анализирует законодательную деятельность в сфере образования [6,7], пишет обобщающие труды по истории образовательных реформ в новой России.

  

ПОЛИТИК  

Ибо судьба – это выбор и усилия. Выбор и усилия. И ничего больше.


                                                      

В 80-е годы с началом перестройки разворачивается и активная общественная деятельность Э.Д. Днепрова. В 1984 – 1987 годы он выступает с рядом ярких и острых критических публицистических статей в «Правде» и в «Учительской газете», решительно призывая к кардинальному обновлению сложившейся системы образования. 1 июня 1988 г. Э.Д. Днепров принимает предложение руководителя Государственного комитета по образованию Г.А. Ягодина возглавить знаменитый Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа», разработавший концепцию создания новой школы. В июле 1990 года Эдуарда Дмитриевича избирают на должность министра образования РСФСР. 10 июля 1992 года был принят разработанный под его руководством закон «Об образовании», признанный ЮНЕСКО самым прогрессивным и демократическим образовательным актом конца XX столетия. 

После отставки с должности министра Днепров становится советником Президента РФ по вопросам политики в области образования и гуманитарных реформ. Позднее – до марта 1998 года – работает руководителем направления «Наука, культура, образование» в Аналитическом центре Администрации Президента и советником руководителя Администрации Президента РФ. Занимает должности директора ряда институтов Министерства и активно участвует в обсуждении и проектировании дальнейших шагов реформы школы.  

  

МЫСЛИТЕЛЬ   

Люди – дети истории. Только политические маргиналы могут наивно и самонадеянно полагать, что они ткут ткань исторического действия из собственной умственной паутины.

                                                  
 

На протяжении многих лет Днепров изучал историю образования в России. В 2011 году увидели свет два труда, в которых ученый подводил итоги своих многолетних размышлений и государственной деятельности.

«"Новейшая политическая история российского образования" и двухтомник "Российское образование в XIX – начале XX века" отражают две основные области моих научных и социально-педагогических интересов и являются в определённой мере итогом моих занятий в каждой из этих областей»[5, с. 3] 

Выводы, сделанные Днепровым, предельно точно отражают сущность реформаторской активности в стране, определяют условия её успешного осуществления. Днепров заключает: «Участие общества – категорический императив, одна из основных закономерностей развития общества, особенно в современном мире. Понимание этой закономерности чрезвычайно важно для того, чтобы общество осознало себя субъектом исторического действия, субъектом историко-образовательного процесса». [5, с. 32]. 

 

Память о Э.Д. Днепрове хранится в стенах Высшей школы экономики


        

Идеи Э.Д. Днепрова – выдающегося историка образования, политика, философа и общественного деятеля – продолжают жить в умах многих людей, его самоотверженность и преданность науке оставили нам богатое наследие – статьи, книги, выступления. Эдуард Дмитриевич, будучи ординарным профессором НИУ ВШЭ, ведущим научным сотрудником Института образования и членом редакционной коллегии журнала «Вопросы образования», плодотворно занимался историей образования, аналитической и реформаторской деятельностью. В инициативной группе ректора Высшей школы экономики Я.И. Кузьминова Эдуард Дмитриевич принимал активное участие в разработке и осуществлении Программы модернизации российского образования на современном этапе, осуществляя руководство подготовкой стандартов общего среднего образования первого поколения (2001–2003 гг.). Он являлся одним из основных разработчиков «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», дважды возглавлял авторские коллективы, готовившие доклады Государственного совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001 г.) и «О развитии образования в Российской Федерации».

Наследие Э.Д. Днепрова составляет свыше 400 научных работ по истории, теории и политике образования, более 30 из них –брошюры и монографии.

В память Эдуарде Дмитриевиче для студентов и аспирантов НИУ ВШЭ учреждена специальная стипендия имени Э.Д. Днепрова . В 2015 году его именем был назван конференц-зал Института образования НИУ ВШЭ


Использованные материалы:

  1. Днепров, Э. (2006). Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования (Т. 1, 2), Москва. 
    Читать...
  2. Днепров, Э. (2008). Кризис общего среднего образования в конце XIX в. (по материалам Особого совещания по делам дворянского сословия). Вопросы Образования (4), С. 238255. 
    Читать...
  3. Днепров, Э. (2008). Ушинский и современность. Москва.
    Читать...
  4. Днепров, Э. (2011). Новейшая политическая история российского образования: Опыт и уроки. Москва: Мариос.  
    Читать...
  5. Днепров, Э. (2011). Судьбы образования. Москва: Мариос. (Находится в библиотеке Института образования ВШЭ.)
  6. Днепров, Э. (2015). Законодательная деятельность в сфере образования в дореволюционной России. Вопросы Образования (2), С. 241–278. 
    Читать...
  7. Днепров, Э. (2015). Российская образовательная политика XIX–начала XX в. В зеркале законодательных актов. (Фрагменты из книги Э. Д. Днепрова). Вопросы Образования (2), С. 279288.
    Читать...
  8. Днепров, Э. Д. (1998). Современная школьная реформа в России. Москва: Наука. (Находится в библиотеке Института образования ВШЭ.)
  9. Проблемы современного образования. (2011). Эдуарду Дмитриевичу Днепрову 75 лет. Проблемы современного образования(6), С. 98101.
    Читать...

   

Фотогалерея

Публикации Э.Д. Днепрова


Идеи Эдуарда Днепрова важны для современной школы, пусть даже не все из них удается реализовать
О семинаре Института образования НИУ ВШЭ, приуроченном к году со дня смерти Э.Днепрова и проведенном 2 февраля 2016 года в аудитории, названной его именем.


В потоке истории
О непростом научном пути Э. Днепрова размышляет профессор А.М. Цирюльников – ученый и писатель, член-корреспондент Российской академии образования, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук.
 

  


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!