Инициатива «переезжает» в частный сектор
Дополнительное образование детей в России в масштабном исследовании Инобра
Интерес к дополнительному образованию в России растет, а инициатива и неформальные практики, которые можно назвать живым ядром внешкольного образования, постепенно смещаются в негосударственный сектор. Он оказывается более гибким, чем госсистема, которая, наоборот, движется в сторону сокращения неформальных, самодеятельных элементов и к усилению регламентации. Это – лишь одна из тенденций, на которые управленцам следует обратить внимание. То, что происходит с дополнительным образованием в России в последние годы, проблемы и возможные точки роста – все это обобщено в фундаментальном исследовании «Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное», выпущенном Высшей школой экономики. Исследование, подготовленное коллективом авторов под руководством Сергея Косарецкого и Исака Фрумина, стало одной из восьми «Белых книг», выпускаемых Институтом образования НИУ ВШЭ и Центром стратегических разработок: это беспрецедентно полный анализ того, что происходит во всех секторах российского образования.
Авторы рассмотрели все ключевые аспекты дополнительного образования: его устройство, инфраструктуру, содержание программ, схемы финансирования, кадры, векторы развития, барьеры. Исследователи изучили ожидания и стратегии семей, в том числе в территориальном и социально-экономическом контексте. Особое внимание уделялось доступности услуг и равенству образовательных возможностей - темам традиционно важным для исследований Института образования.
Рост интереса к допобразованию – это еще и ответ граждан узости и формализму школьных программ, а сам сектор отличается разнообразием инициатив «снизу» – семей, бизнеса, общественных организаций, сообществ, предлагающих свои образовательные модели. «Трудно найти другой сегмент, в котором бы так причудливо сочеталась частная инициатива и государственная регламентация, бюджетные и внебюджетные деньги», – отмечено в предисловии. Это объясняет и адресованность книги широкому кругу читателей, а не только узким специалистам и управленцам, потому что все больше людей интересуются возможностями, которые может открыть допобразование, все больше бизнесменов готовы работать в этой сфере, которая гораздо больше, чем школа, открыта к экспериментам.
Помимо выводов, которые сделаны в книге, исследователи предлагают перевести допобразование на проектное управление в регионах – в связи с низкой эффективностью использования ресурсов при сегодняшних схемах управления и финансирования. Они отмечают сокращение сети традиционных (в основном, муниципальных и многопрофильных) организаций и рост сетей новых типов, например, технопарков, а также возросшую роль вузов в этой сфере. Допобразование начинает играть все более важную роль в формировании навыковXXI века. В контексте равенства образовательных возможностей тревогу исследователей вызывает низкое финансирование муниципального сектора: наметилось разделение допобразования на «массовое» и «премиум-класс» (в региональных центрах). Также авторы исследования обращают внимание на то, что обновление технологий и содержания программ невозможно без эффективной кадровой политики, потому что ключевой фигурой остается педагог. Однако существующая система требований к квалификации, оплаты труда, оценки качества работы устарела и вызывает ряд вопросов.
Книга «Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное» способна стать тем инструментом, который поможет решить эти и многие другие проблемы отрасли, потому что в таком случае в основе решений будет лежать качественная аналитика.
Книгу возможно скачать здесь.