Детали и фокусы постсоветского внешкольного образования
В декабре выходят одновременно сразу два выпуска специальной серии «Постсоветское внешкольное образование»: «Внешкольное образование в условиях пандемии COVID-19 в странах бывшего Советского Союза: лучшие практики и ключевые уроки» и «Кадры внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза».
Изучение национальных секторов внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза, а также институциональной трансформации советской модели внешкольной работы на постсоветском пространстве – один из магистральных проектов Центра общего и дополнительного образования им. Пинского, который реализуется с осени 2019 г.
В публикуемых выпусках представлен обширный и уникальный фактический материал, подготовленный экспертами центра и его партнерами в России и странах постсоветского пространства.
Публикация «Внешкольное образование в условиях пандемии COVID-19 в странах бывшего Советского Союза: лучшие практики и ключевые уроки» под редакцией Ивана Иванова и Сергея Косарецкого представляет собой сборник дистанционных (онлайн) практик внешкольного образования в период первой волны карантина в связи пандемией COVID-19 в странах постсоветского пространства. Сборник и предваряющий его обзор и анализ национальных подходов и политик в сфере внешкольного образования во всех 15 бывших советских республиках является опытом систематизации данных и сравнения международного опыта, позволяющего оценить общие проблемы и тренды сектора внешкольного образования, его трансформации в условия вынужденного дистанционного перехода внешкольных занятий. Уникальность публикации заключается также в охвате – 15 страновых кейсов, и кооперации более 20 экспертов из 12 стран постсоветского пространства.
Второй выпуск – «Кадры внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза», подготовленный Ангелиной Золотаревой. В публикации представлены результаты исследования состояния и развития кадрового обеспечения сферы внешкольного образования на постсоветском пространстве на рубеже XX–XXI веков в России, Белоруссии, Казахстане, Молдавии и Кыргызстане. На основе анализа статистических данных, нормативно-правовых документов, а также экспертных интервью автор дает описание состава и структуры кадров, условия деятельности педагогических работников, организацию их подготовки и профессионального развития. Результаты анализа и выводы относительно общих черт и особенностей кадровой ситуации в сфере внешкольного образования в странах бывшего СССР, вносят вклад в исследование трансформации сферы внешкольного образования на рубеже веков.
Оба текста доступны в электронном виде:
Кадры внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза
В 2022 году ожидается еще два выпуска, посвященных вопросам нормативного регулирования сектора и теме специализированной инфраструктуры внешкольной работы.