Курс выстроен снизу вверх - в логике взросления. Чему и как учится младенец? Как происходит развитие от действия к мысли в раннем детстве? Зачем дошкольникам игра и почему в ней он готовится к школе, больше чем на занятиях? Почему младшие школьники учатся с большей охотой нежели подростки? Как сделать обучение увлекательным для подростков и юношества? В чем секрет обучения в молодости и зрелости? Поиском ответа на этот вопрос занимается возрастная психология образования. Какие особенности современного школьника стоит учитывать учителям, как работать с современным студентом? Какие психологические особенности развития познавательного интереса и мотивации к учебе нужно знать, а также какими приемами достигать этих целей. Курс возрастной психологии образования поможет ответить на эти вопросы. Кроме того, студенты поймут, почему в учебе происходят те или иные сложности с точки зрения психологической науки. И научатся проектировать занятия с учетом возрастных потенциалов и задач развития обучающихся.
Цель освоения дисциплины
формирование у студентов знаний о психологических основах обучения и представления и возрастных особенностях создания образовательной ситуации и организации познавательной и учебной деятельности на разных этапах онтогенеза; отработка умений применять психолого-педагогические знания к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий; развитие опыта приложения психолого-педагогических знаний и умений на практике реализации образовательной ситуации с разными возрастными группами.
Планируемые результаты обучения
Осознание роли фактора соревновательности и кооперативности в обучении и понимание проявлений основных социально-психологических феноменов в малой группы
Понимание взаимосвязи, но не тождественности обучения и развития, дидактики и матетики
Понимание движения как источник обучения в раннем детстве
Понимание подходов и методов обучения студентов
Понимание природы игры и овладение принципами ее применения в решении задач обучения
Понимание природы учебной деятельности и ее соотношения с игровой, а также социальной ситуацией развития
Понимание психологии жизненного выбора и самоопределения в юношеском возрасте
Понимание роли дополнительного и информального образования, вариативности их форматов для обучения детей и подростков
Понимание соотношения и взаимосвязи в педагогическом взаимодействии феноменом: «Я и другие»; «Мы и иные»; «единения разнообразия»
Понимание соотношения обучения и общения в подростковом возрасте.
Представление о деятельностном подходе в образовании, развивающем как познание, так и метапознание
Анализирует взаимосвязи, но не тождественность обучения и развития, дидактики и матетики
Применяет деятельностный подход в образовании, развивающем как познание, так и метапознание
Интерпретирует факторы соревновательности и кооперативности в обучении; применяет знания основных социально-психологических феноменов в малой группы в образовательной практике
Интерпретирует соотношения и взаимосвязи в педагогическом взаимодействии феноменом: «Я и другие»; «Мы и иные»; «единения разнообразия»
Распознает движение как источник обучения в раннем детстве
Определяет природу игры и владеет принципами ее применения в решении задач обучения
Организует учебную деятельность в ее соотношении с игровой, а также социальной ситуацией развития ученика
Показывает соотношение обучения и общения в подростковом возрасте на конкретных примерах
Объясняет роль дополнительного и информального образования, вариативность их форматов для обучения детей и подростков
Определяет особенности жизненного выбора и самоопределения в юношеском возрасте
Применяет подходы и методы обучения студентов на практике
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Учить и учиться. От «Дидактики» к «Learning to Learn»
Тема 2. Модели деятельностного обучения и обучения через открытия: от детского сада до вуза
Тема 3. Социальная психология образования: социальная ситуация развития и полисубъектность образовательных общностей
Тема 4. Дифференциальная психология образования: специальное обучение и инклюзия в образовании. Персонализация обучения
Тема 5. Психология обучения и развития: раннее детство – от действия к мысли
Тема 6. Психология обучения и развития: дошкольное детство – игра и познавательная активность
Тема 7. Психология обучения и развития: младший школьник – учебная деятельность и/или игра
Тема 8. Психология обучения и развития: отрочество – общаться и/или учиться?
Тема 9. Дополнительное образование детей и подростков
Тема 10. Психология обучения и развития: юность – самоопределение
Тема 11. Психология обучения и развития: молодость – профессиональное обучение и вовлеченность
Элементы контроля
Домашние задания
Спроектированное, реализованное и проанализированное онлайн-занятие с учебной группой
Промежуточная аттестация
2022/2023 учебный год 2 модуль
0.5 * Спроектированное, реализованное и проанализированное онлайн-занятие с учебной группой + 0.5 * Домашние задания
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Возрастная психология : учебник для бакалавров, Обухова, Л. Ф., 2014
Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
Детская психология : учебник для высш. пед. учеб. заведений, Смирнова, Е. О., 2010
Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Д., 2014
Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
Психология подростка : учебник для вузов, Дандарова, Ж. К., 2004
Психология развития : молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для вузов, Хухлаева, О. В., 2005
Психология развития человека, Выготский, Л. С., 2005
Психология юности и молодости : учеб. пособие для вузов, Волков, Б. С., 2006
Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для вузов, Реан, А. А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
Возрастная психология: личность от молодости до старости : учеб. пособие для вузов, Гамезо, М. В., 2001
Идентичность: юность и кризис : учеб. пособие, Эриксон, Э., 2006
Instructors
Кондратьева Нина Леонидовна
Kraynova, Polina
Obukhov, Alexey
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы