Психология образования – активно развивающееся направление прикладной психологии. Психология образования – это не просто приложение психологической науки для развития образовательной практики, а построение целостного видения о психологических процессах и феноменах, лежащих в основе образования на общекультурном, социально-институциональном, групповом и личностно-индивидуальном уровнях. В рамках курса будет прослежено как происходило развитие данного направления от педагогической психологии к психологии образования – как в связи с развитие психологии, так и в связи с трансформацией и смещением акцентов в ключевых задачах образования. Основной тренд в развитии образования XX – XXI веков: смещение акцента с дидактики (как учить) на «Learning to Learn» (как учиться). И в этом аспекте – от изучения процессов познания к освоению способов организации метапознания (знание о своих познавательных процессах и возможность управления собственным познанием). Таком образом, в курсе будут представлены основы когнитивной психологии в приложении к задачам образования. Важный аспект для понимания процессов образования и развития личности – закономерности онтогенетического развития. В курсе будут представлены современное видение возрастной психологии образования: закономерности развития от спонтанной активности к целенаправленной деятельности – в русле культурно-исторической и субъектно-деятельностной психологии. Будут введены и наглядно проиллюстрированы базовые понятия, раскрывающие закономерности возрастного развития детей и подростков с учетом социальной ситуации развития. В курсе будут раскрыты базовые представления о социальной психологии образования: значении социальной ситуации развития для образования личности; социально-психологические феномены малой группы и социальной общности на институциональном уровне организации образования; психолого-педагогические закономерности взаимодействия субъектов образовательного процесса в контексте полисубъектности детско-взрослой образовательной общности. Курс также задаст ключевые аспекты понимания дифференциальной психологии образования, которая развивалась от идеи селективного подхода в практике специального обучения, через инклюзию к практике персонализации обучения. Современные тренды индивидуализации и персонализации образования во многом связаны с прикладной реализации исследований в области психологии образования. На конкретных примерах будут показаны примеры из разных стран – как знания в области возрастной, социальной, когнитивной психологии и психологии личности трансформируют практику образования.
Цель освоения дисциплины
Включить магистрантов в дискурс современной психологии образования, определяющей развитие практики образования, а также значимый для обсуждения и интерпретации исследовательских данных в области наук об образовании.
Планируемые результаты обучения
Демонстрирует способность обсуждать результаты собственных исследований в соотношении с классическими теориями в области психологии образования и соотносит свои данные с современными исследованиями в смежных областях
Демонстрирует способность разрабатывать программы исследований по проблемам образования с учетом возрастных, социально-психологических, социокультурных и социально-экономических аспектов.
Проявляет умения выделять проблему, оценивать и выбирать на основании основных подходов к проектированию обучения эффективные образовательные технологии. В соответствии с основными моделями проектирования способен предлагать определенные эффективные решения, обеспечивающие личностное и профессиональное развития обучающегося.
Способен давать критическую оценку исследованиям в области образования – насколько в них учтены значимые психологические и социальные факторы
Содержание учебной дисциплины
От педагогической психологии к психологии образования: развитие психологии и трансформация образования
От «Дидактики» к «Learning to Learn». От познания к метапознанию: психологизация образования
Возрастная психология образования: от спонтанной активности к целенаправленной деятельности
Социальная психология образования: социальная ситуация развития и полисубъектность образовательных общностей
Дифференциальная психология образования: специальное обучение – инклюзия – персонализация обучения
Элементы контроля
Активность
Преподаватель оценивает работу студента на семинарских занятиях: качество представления содержания работы, демонстрация способности видеть связи между основными понятиями, задавание вопросов, ответы на вопросы преподавателя и других магистрантов, участие в дискуссиях и в групповой работе. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале (1 балла за пару - максимальное число 18 баллов, округляемых до 20) за работу на каждом семинарском занятии определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная.
Домашние задания
Преподаватель оценивает самостоятельную работу магистранта: оценивается правильность выполнения заданий домашних работ и их своевременная сдача, полнота выполнения, ответы на вопросы аудитории при докладах. Оценки за самостоятельную работу преподаватель выставляет в курсе в Smart LMS. За курс необходимо выполнить не менее 3 заданий (на выбор магистранта, не менее одного из которых - по возрастной психологии образования). Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за каждую самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.
Итоговое задание
В оценку экзамена входит:
- аналитический текст по своей проблеме исследования (20 баллов);
- качество рецензии на текст другого магистранта (10 баллов);
- доклад с презентацией и ответы на вопросы (15 баллов);
- участие в дискуссии по представлению обзоров по проблеме (5 баллов).
Instructors
Obukhov, Alexey
Tkachenko, Natalya
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы