Почему исследователям образования недостаточно одной только статистики и опросов общественного мнения? Чем исследователь-“качественник” отличается от количественного социолога и чем отличается от журналиста? Как использовать наблюдение за людьми, беседы, групповые обсуждения в качестве материала для написания научных статей и других видов исследований? Допустимо ли скрывать цели образовательного исследования от информантов? Курс предполагает обзор методик сбора и анализа данных в социальных науках и образовании - наблюдение, интервью, фокус-группы, проективные методы, анализ документов и т.д. В рамках курса будет рассказано о традиционных сложностях сбора качественных данных и о противоречиях, заложенных в качественных методах - поиске информантов, проявлении эмпатии во время интервью и профессиональном дистанцировании, работе по сбору данных в непривычной для исследователя среде, об особенностях сбора данных в сфере образования. Специальный фокус будет сделан на анализе качественных данных - дискурс-анализе, тематическом анализе, обоснованной теории и т.д.
Цель освоения дисциплины
Закрепление навыков сбора качественных данных путем наблюдения, интервью, фокус-групп, анализа документов для исследований, анализа, развития образования
Освоение различных подходов к анализу качественных данных для исследования, анализа, развития образования
Планируемые результаты обучения
На всех этапах проведения качественного исследования студент демонстрирует знакомство с принципами исследовательской этики
Студент владеет техниками интервьюирования
Студент определяет оптимальный способ доступа к респондентам/информантам
Студент умеет проводить поэтапный анализ данных
Cтудент выбирает дизайн исследования и методы сбора данных, адекватные исследовательскому вопросу в качественном исследовании
Студент владеет техниками наблюдения
Студент владеет техниками отбора и анализа документов в исследованиях образования
Студент планирует выборки, специфичные для проведения качественного исследования
Студент проектирует инструменты исследования (гайды интервью/ фокус-групп и планы наблюдения) в соответствии с исследовательскими вопросами качественного исследования
Студент умеет выбирать подход к анализу данных (дискурс-анализ, контент-анализ, тематический анализ, обоснованная теория) и применять его
Студент умеет определять и отличать исследовательскую терминологию, методы сбора и анализа данных
Студент умеет самостоятельно составлять проект исследования в соответствии с исследовательским вопросом
Содержание учебной дисциплины
Особенности качественной методологии в социальных науках и исследованиях образования. Постановка исследовательского вопроса в качественной методологии. Возможности и ограничения качественных методов. Вопросы валидности и надежности качественных данных.
Выборка в качественном исследовании. Специфика исследований образования: экспертность, социальная желательность. Вход в поле: особенности, трудности, страхи. Исследовательская этика.
Дизайны исследования в качественной методологии: кейс-стади, этнография, обоснованная теория, нарративное исследование, феноменологическое исследование, исследование действием. Обзор качественных методов сбора данных: наблюдение, интервью, анализ документов, анализ аудио- и видеоматериалов.
Этнографический подход. Полевая работа. Типы наблюдения. Включенное наблюдение в исследованиях образования. Автоэтнография. Цифровая этнография.
Анализ документов в исследованиях образования
Качественные интервью. Принципы проведения качественных интервью. Преимущества и недостатки качественных интервью в исследованиях образования. Типы качественных интервью. Интервью-гайд. Техники интервьюирования. Дополнительные виды интервью (интервью-прогулка, картографирование, партисипаторные и проективные подходы в интервью).
Экспертные интервью в исследованиях образования. Гайд для экспертных интервью. Различия биографических и экспертных интервью.
Фокус-группы и групповые интервью. Проведение фокус-групп с различными типами участников в сфере образования. Техники проведения фокус-групп. Гайд для фокус-группы.
Подходы к анализу качественных данных. Принципы редукции данных. Техники и процедуры анализа данных. Методы анализа данных (дискурс-анализ, контент-анализ, тематический анализ, процедуры анализа текстов обоснованной теории).
Использование программного обеспечения при анализе данных качественных интервью. Atlas.ti/NVivo.
A. Bogner, B. Littig, & W. Menz. (2009). Interviewing Experts. Palgrave Macmillan.
Cohen, L., Manion, L., & Morrison, K. (2018). Research Methods in Education (Vol. Eighth edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1614634
Creswell, J. W. . V. (DE-588)133331512, (DE-627)543371581, (DE-576)164944168, aut. (2018). Designing and conducting mixed methods research John W. Creswell (Department of Family Medicine, University of Michigan), Vicki L. Plano Clark (School of Education, University of Cincinnati).
Sahagún Padilla, M. A. (2011). SALDAÑA, Johnny. The Coding Manual for Qualitative Researchers.
Wedekind, V. (2012). Review: Ken Plummer (2001). Documents of Life 2: An Invitation to a Critical Humanism.
Рекомендуемая дополнительная литература
Charmaz, K. (DE-588)105020994X, (DE-576)404421253. (2014). Constructing grounded theory / Kathy Charmaz. Los Angeles, Calif. [u.a.]: SAGE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.391165852
Margrit Schreier, Christoph Stamann, Markus Janssen, Thomas Dahl, & Amanda Whittal. (2019). Qualitative Content Analysis: Conceptualizations and Challenges in Research Practice—Introduction to the FQS Special Issue “Qualitative Content Analysis I.” Forum: Qualitative Social Research, 20(3). https://doi.org/10.17169/fqs-20.3.3393
Дмитрий Рогозин. (n.d.). Этнографическое интервью: научная пьеса в двух действиях и способ ее интерпретации.
Фрумин, И. Д. (2016). Foreword to the Russian edition of Philip W. Jackson’s “Life in Classrooms” ; Предисловие к русскому изданию книги Ф. Джексона «Жизнь в классе».
Instructor
Romanenko, Ksenia
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы