Большую часть времени дети проводят в стенах учебного заведения. В школе встречаются два мира: мир взрослых, уверенных, знающих и опытных. И другой мир — мир подростков: странный, бунтующий, хрупкий, драйвовый. Так ли они отличаются друг от друга? А что если научиться читать друг друга как книгу, где сюжет держит в напряжении, а художественные приемы помогают понять множество скрытых смыслов. Одежда, музыка, сериалы, сленг- наши  проводники в этот непонятный мир. Здесь мы будем учиться новому языку, языку подростков, на котором пишется летопись взросления.  

Цель проекта

Оказать методическую и информационную поддержку педагогам, советникам по воспитанию по распространению диалоговых практик, практик сотрудничества и партнерства. Проект направлен на достижение взаимопонимания между педагогами и школьниками в связи с появлением краткосрочных модных увлечений подростков.

Задачи проекта

1.

Ежемесячный мониторинг проблем взаимопонимания между взрослыми и школьниками на протяжении года.

2.

Разработка программы мероприятий с участием экспертов, практиков, самих школьников.  

3.

Выступление на ключевых образовательных мероприятиях: ММСО, Edcrunch, Урбан-Форум.

4.

Создание подкаста, посвященного модным увлечениям подростков.

Нам интересно 

  • Как массово появляются и исчезают подростковые увлечения, срок жизни которых не более недели?
  • Как на них реагируют взрослые?
  • Что хотят сказать нам подростки, используя язык самовыражения?

Панельная дискуссия в рамках Международного московского салона образования

В апреле состоялась панельная дискуссия: «Культура диалога: как понимать и принимать новые увлечения подростков». С приглашенными экспертами из сферы науки и практики обсуждали:

— Почему смущают увлечения подростков? Что в них пугающего и интригующего?

— Какие увлечения сегодня осмыслены? Являются частью культурной повестки?

— Почему сленг воспринимается как засоряющий нормативный язык, а не как обогащающий?

— Каким образом можно интегрировать увлечения подростков в педагогическую и воспитательную практику?

С записью мероприятия можно ознакомиться по ссылке.

В карточках мы собрали наиболее яркие цитаты спикеров.

Панельная дискуссия в рамках конференции «Подросток в мегаполисе»

10 апреля состоялась панельная дискуссия: «Код неформальности: краткосрочные тренды в подростковой среде». Почему подростки смотрят аниме, делают макияж в стиле инди-кид и пахнут парфюмом с ароматом картошки фри? Как внешний вид отражает психологическое состояние? Как меняются потребности и желания подростка по мере взросления? С психологами-практиками обсуждали возможные причины новых увлечений, стратегии реагирования и смыслы, которые иногда врываются в мир взрослых, сокрушая их покой и стабильность.

В карточках мы собрали наиболее яркие цитаты спикеров.

Панельная дискуссия в рамках форума-фестиваля "Москва 2030"

В рамках фестиваля «Москва 2030»  21 августа  прошла панельная дискуссия: «Новый взгляд на успех. Развитие потенциала человека как путь к самореализации», в которой приняла участие Катерина  Поливанова, научный руководитель Центра.  В дискуссии также участвовали Дмитрий Ливанов, ректор МФТИ и Ефим Рачевский, народный учитель России, директор школы №548. Модератором был телерадиоведущий Антон Камолов. С полной записью  можно ознакомиться по ссылке.

Говорили об успешных и талантливых детях, о метриках успеха и KPI педагогов,  о разнообразии не только современных возможностей, но и ситуаций, в которых не работают никакие закономерности, а результаты не гарантированы. Поэтому образование  будущего - это образование, где создаются условия для формирования личных смыслов, личных формул успеха и реализации личных интересов.

Отвечаем на вопросы педагогов

Подростки любят обсудить политически окрашенные темы, много спорят, интересуются мнением педагогов. Однако, эти темы являются с одной стороны сензитивными, с другой — обходить их стороной, делать вид, что эта тема не вызывает интереса, бессмысленно. Более того, хочется поддержать интерес детей к обсуждению подобных тем, так как есть поле для проявления и формирования социальной ответственности, для тренировки наыков дискуссии, развития критического мышления. Как педагогу обсуждать подобные темы? 
23 декабря, 2024 г.
Активные подростки и так участвуют в разных внеурочных мероприятиях. Однако педагогам важно создавать условия для  развития разных по уровню мотивации детей. Иначе получается, активные становятся еще активнее, а те, кто игнорируют внеучебные мероприятия отдаляется еще больше. 
23 декабря, 2024 г.
Многие подростки уже в средней школе должны определиться с профессией, так как перед ними встает задача выбрать профильный класс. Часто у ребят к этому времени ещё нет устойчивых интересов. Поэтому они могут сделать этот выбор необдуманно, увлекшись, например, популярным сейчас блогерством, предлагающим красивую жизнь. Что лежит в основе профессионального выбора и как педагогу помочь подростку самоопредедиться в эпоху сильного влияния соц. сетей?
6 сентября, 2024 г.
Вопрос академической честности - это одна из острых тем обсуждения среди ученых и практиков по всему миру. Списывание  создает серьезные риски для достижения образовательных целей, но сейчас, когда у искусственного интеллекта появились новые возможности, эта проблема стала особенно острой. Разбираемся, что стоит за желанием списать и как школа может профилактирвать списывание.
6 августа, 2024 г.
Рисковое поведение наполнено романтизмом приключений, азартом пробы,  экспериментированием с собой и с окружающим миром. Понимание особенностей возраста отчасти снижает градус тревоги взрослых. Где риск, там и опасность. В материале проясняем, что еще стоит за рисковым поведением и когда действительно стоит волноваться.  
6 августа, 2024 г.
Отношение к подростковому сленгу  неоднозначное. Однако, сленг выполянет множество функций, в том числе важных для подростка. Он позволяет подросткам пройти этап сепарации, безопасного эксперимента со своей речью, которая служит основой для формирования идентичности. Несмотря на преимущества сленга, в школе установлены правила, регулирующие нормы речи. Что в школе уместно, а что нет и почему, разбираемся с экспертами Центра. 
6 августа, 2024 г.
Педагоги готовы принимать увлечения подростков, но что делать, если эти увлечения связаны с риском для  благополучия? Сложно примириться с тем фактом, что ребенок связался с "плохой компанией" и теперь стремиться соответствовать ей во всем.
9 июня, 2024 г.
С одной стороны, подросткам необходимо самовыражаться и форма этому препятствует. С другой стороны, есть “Положение о школьной форме” и необходимость следовать правилам, в том числе дресс-коду. Как найти баланс и на что опереться, чтобы ответить учителю на этот вопрос в первую очередь для себя.
9 июня, 2024 г.
Использование гаджетов во время уроков демотивирует учителя, провоцирует сильные переживания и вызывает ощущение беспомощности. В рубрике "Вопрос-ответ" делимся рекомендациями и полезными ссылками.
11 мая, 2024 г.
Эксперты Центра исследований современного детства  делятся полезными ссылками и рекомендациями в связи с трудностями переходного возраста.
11 мая, 2024 г.

Хочу поделиться своей историей

Наша ценность и принцип работы — опора на данные. Для того чтобы мы могли быть полезными практикам, просим вас посодействовать в заполнении и распространении анкеты. Нас интересуют реальные истории появления непонимания между педагогами и школьниками в связи с практиками самовыражения и краткосрочных увлечений.


Для педагогов

Для подростков 

Подкаст «Здравствуй, племя молодое!»

Новые медиа транслируют образы депрессивных и чувственных героев. Подростки стремятся им подражать и находят в психических расстройствах нечто привлекательное и романтичное. Но за этим "гламуром" часто скрываются боль и страдание, которые могут серьезно повлиять на их жизнь и самочувствие. Вместе с клиническим психологом, Анной Буслаевой разбираемся, как отличить моду от настоящего заболевания и как учителям реагировать на проявления психических расстройств у школьников
Взрослые воспринимают речь подростков чаще негативно. Этот язык недостаточно богат, художественно оформлен, не соответствует нормам русского языка. В этом выпуске филолог Инна Зибер расскажет о том, какую функцию выполняет сленг, как ещё можно на него реагировать и почему языку Пушкина он не угрожает. Как обычно, в конце выпуска, гостья поделиться своими воспоминаниями о переходном возрасте.
Подростки увлекаются чтением манги и просмотром японских мультсериалов, отрисованных в особой технике: большие глаза, резкие движения, заостренные прически, длинные паузы. Аниме завоевало сердца молодежи, но при этом некоторые взрослые не разделяют любви к искусству. Разбираемся с экспертом в сфере анимации, моушн-дизайнером Елизаветой Дияновой, что может привлекать подростков и почему взрослые настроены так категорично
Выпуск посвящён музыкальным предпочтениям подростков. Мы пригласили в гости профессионального философа, Анну Ганжу, чтобы немного разбавить психологическое обсуждение возрастных особенностей. С Анной мы обсудили каковы особенности современных практик прослушивания и что влияет на музыкальные вкусы. Выпуск получился разноплановым, нелинейным, а потому умеренно глубоким и динамичным. Точно как и наш мир чувств, который ответственен за интерес к музыке.
Подростки активно используют косметику на ежедневной основе. Они следят за трендами в макияже, заказывают бьюти-новинки онлайн, создают контент в сфере красоты. В выпуске вместе с маркетологом и исследователем Ольгой Анатольевной Кусраевой разбираемся, с чего начался тренд на уходовую косметику и как замечать маркетинговые ловушки?
Конфликты — естественная часть школьной жизни. Вместе с Антоном Коноваловым, руководителем московской городской службы примирения ГППЦ ДОНМ, мы обсудили, как культура объясняет противостояние поколений и делать во время конфликта педагогу.
Выпуск посвящён теме чувственного опыта подростка. Этот опыт формируется, в том числе, в школе. Принимать эксперименты подростка со своей внешностью - вызов для современных педагогов. Вместе с Александрой Володиной, кандидатом фил. наук., исследовательницей в области эстетики, мы ответили на вопросы, что есть «красивое» с точки зрения науки, как говорить с подростками о прекрасном и можно ли научить вкусу?
Переходный возраст проходит драматично, порой конфликтно. Мы пригласили культуролога Евгению Надеждину, чтобы попробовать посмотреть на переходный возраст культурологически. На протяжении всего выпуска мы обращаемся к прошлому и соотносим его с настоящим, усиливая эффект современности за счет компьютеризации и гаджетизации жизни подростков. Ну и конечно, ищем в дискуссии ответ на вопрос, как школе бороться с бесконечным и эмоциональным потоком зрелищных видео за внимание подростка.
Необходимость в школе выбрать профиль, направление, экзамены вызывает много сомнений и тревог. А учитывая обилие возможностей, этот выбор превращается в источник постоянного напряжения в отношениях между взрослыми и школьниками. Чтобы обсудить этот сложный вопрос, мы пригласили профориентолога, к. пс.н. и исполнительного директора ЦТР «Гуманитарные технологии» Кирилла Кузнецова. Мы обсудили, как современные тренды влияют на выбор подростками профессии, как помочь ребенку связать мечту с реальностью и многое другое.

Связаться с нами

Бочавер Александра Алексеевна

Директор Центра исследований современного детства

Ерофеева Виктория Георгиевна

Стажер-исследователь Центра исследований современного детства

Гавриленко Полина Алексеевна

Стажер-исследователь Центра исследований современного детства