Большую часть времени дети проводят в стенах учебного заведения. В школе встречаются два мира: мир взрослых, уверенных, знающих и опытных. И другой мир — мир подростков: странный, бунтующий, хрупкий, драйвовый. Так ли они отличаются друг от друга? А что если научиться читать друг друга как книгу, где сюжет держит в напряжении, а художественные приемы помогают понять множество скрытых смыслов. Одежда, музыка, сериалы, сленг- наши  проводники в этот непонятный мир. Здесь мы будем учиться новому языку, языку подростков, на котором пишется летопись взросления.  

Цель проекта

Оказать методическую и информационную поддержку педагогам, советникам по воспитанию по распространению диалоговых практик, практик сотрудничества и партнерства. Проект направлен на достижение взаимопонимания между педагогами и школьниками в связи с появлением краткосрочных модных увлечений подростков.

Задачи проекта

1.

Ежемесячный мониторинг проблем взаимопонимания между взрослыми и школьниками на протяжении года.

2.

Разработка программы мероприятий с участием экспертов, практиков, самих школьников.  

3.

Выступление на ключевых образовательных мероприятиях: ММСО, Edcrunch, Урбан-Форум.

4.

Создание подкаста, посвященного модным увлечениям подростков.

Нам интересно 

  • Как массово появляются и исчезают подростковые увлечения, срок жизни которых не более недели?
  • Как на них реагируют взрослые?
  • Что хотят сказать нам подростки, используя язык самовыражения?

Панельная дискуссия в рамках Международного московского салона образования

В апреле состоялась панельная дискуссия: «Культура диалога: как понимать и принимать новые увлечения подростков». С приглашенными экспертами из сферы науки и практики обсуждали:

— Почему смущают увлечения подростков? Что в них пугающего и интригующего?

— Какие увлечения сегодня осмыслены? Являются частью культурной повестки?

— Почему сленг воспринимается как засоряющий нормативный язык, а не как обогащающий?

— Каким образом можно интегрировать увлечения подростков в педагогическую и воспитательную практику?

С записью мероприятия можно ознакомиться по ссылке.

В карточках мы собрали наиболее яркие цитаты спикеров.

Панельная дискуссия в рамках конференции «Подросток в мегаполисе»

10 апреля состоялась панельная дискуссия: «Код неформальности: краткосрочные тренды в подростковой среде». Почему подростки смотрят аниме, делают макияж в стиле инди-кид и пахнут парфюмом с ароматом картошки фри? Как внешний вид отражает психологическое состояние? Как меняются потребности и желания подростка по мере взросления? С психологами-практиками обсуждали возможные причины новых увлечений, стратегии реагирования и смыслы, которые иногда врываются в мир взрослых, сокрушая их покой и стабильность.

В карточках мы собрали наиболее яркие цитаты спикеров.

Отвечаем на вопросы педагогов

Рисковое поведение наполнено романтизмом приключений, азартом пробы,  экспериментированием с собой и с окружающим миром. Понимание особенностей возраста отчасти снижает градус тревоги взрослых. Где риск, там и опасность. В материале проясняем, что еще стоит за рисковым поведением и когда действительно стоит волноваться.  
6 августа
Вопрос академической честности - это одна из острых тем обсуждения среди ученых и практиков по всему миру. Списывание  создает серьезные риски для достижения образовательных целей, но сейчас, когда у искусственного интеллекта появились новые возможности, эта проблема стала особенно острой. Разбираемся, что стоит за желанием списать и как школа может профилактирвать списывание.
6 августа
Отношение к подростковому сленгу  неоднозначное. Однако, сленг выполянет множество функций, в том числе важных для подростка. Он позволяет подросткам пройти этап сепарации, безопасного эксперимента со своей речью, которая служит основой для формирования идентичности. Несмотря на преимущества сленга, в школе установлены правила, регулирующие нормы речи. Что в школе уместно, а что нет и почему, разбираемся с экспертами Центра. 
6 августа
Педагоги готовы принимать увлечения подростков, но что делать, если эти увлечения связаны с риском для  благополучия? Сложно примириться с тем фактом, что ребенок связался с "плохой компанией" и теперь стремиться соответствовать ей во всем.
9 июня
С одной стороны, подросткам необходимо самовыражаться и форма этому препятствует. С другой стороны, есть “Положение о школьной форме” и необходимость следовать правилам, в том числе дресс-коду. Как найти баланс и на что опереться, чтобы ответить учителю на этот вопрос в первую очередь для себя.
9 июня
Использование гаджетов во время уроков демотивирует учителя, провоцирует сильные переживания и вызывает ощущение беспомощности. В рубрике "Вопрос-ответ" делимся рекомендациями и полезными ссылками.
11 мая
Эксперты Центра исследований современного детства  делятся полезными ссылками и рекомендациями в связи с трудностями переходного возраста.
11 мая

Хочу поделиться своей историей

Наша ценность и принцип работы — опора на данные. Для того чтобы мы могли быть полезными практикам, просим вас посодействовать в заполнении и распространении анкеты. Нас интересуют реальные истории появления непонимания между педагогами и школьниками в связи с практиками самовыражения и краткосрочных увлечений.


Для педагогов

Для подростков 

Подкаст «Здравствуй, племя молодое!»

Новые медиа транслируют образы депрессивных и чувственных героев. Подростки стремятся им подражать и находят в психических расстройствах нечто привлекательное и романтичное. Но за этим "гламуром" часто скрываются боль и страдание, которые могут серьезно повлиять на их жизнь и самочувствие. Вместе с клиническим психологом, Анной Буслаевой разбераемся, как отличить моду от настоящего заболевания и как учителям реагировать на проявления психических расстройств у школьников
Взрослые воспринимают речь подростков чаще негативно. Этот язык недостаточно богат, художественно оформлен, не соответствует нормам русского языка. В этом выпуске филолог Инна Зибер расскажет о том, какую функцию выполняет сленг, как ещё можно на него реагировать и почему языку Пушкина он не угрожает. Как обычно, в конце выпуска, гостья поделиться своими воспоминаниями о переходном возрасте.
Подростки увлекаются чтением манги и просмотром японских мультсериалов, отрисованных в особой технике: большие глаза, резкие движения, заостренные прически, длинные паузы. Аниме завоевало сердца молодежи, но при этом некоторые взрослые не разделяют любви к искусству. Разбираемся с экспертом в сфере анимации, моушн-дизайнером Елизаветой Дияновой, что может привлекать подростков и почему взрослые настроены так категорично
Выпуск посвящён музыкальным предпочтениям подростков. Мы пригласили в гости профессионального философа, Анну Ганжу, чтобы немного разбавить психологическое обсуждение возрастных особенностей. С Анной мы обсудили каковы особенности современных практик прослушивания и что влияет на музыкальные вкусы. Выпуск получился разноплановым, нелинейным, а потому умеренно глубоким и динамичным. Точно как и наш мир чувств, который ответственен за интерес к музыке.

Связаться с нами

Бочавер Александра Алексеевна

Директор Центра исследований современного детства

Струкова Александра Сергеевна

Стажер-исследователь Центра исследований современного детства

Ерофеева Виктория Георгиевна

Стажер-исследователь Центра исследований современного детства

Гавриленко Полина Алексеевна

Стажер-исследователь Центра исследований современного детства