В рамках VII Международного конгресса «Global Education - Образование без границ» прошла конференция на тему «Компетенции современных взрослых: результаты международного исследования PIAAC и новые перспективы образовательной политики»
Конференция, состоявшаяся в Москве 26 ноября 2013 года, была посвящена реализации международной программы оценки компетенций взрослого населения (Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC) в России. Организатором мероприятия выступил Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»(НИУ ВШЭ).
В конференции принимали участие региональные представители министерств и ведомств Российской Федерации, специалисты профессиональных образовательных учреждений и профильных организаций.
Открывая конференцию, академик РАО, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов подчеркнул несомненную важность грамотной и качественной оценки компетенций взрослого населения Российской Федерации. Он напомнил, что сегодня, в условиях необходимости роста человеческого капитала, включающего совокупность знаний, умений, навыков и, в особенности, необходимых компетенций, используемых для удовлетворения многообразных задач и потребностей человека и общества в целом, - такая оценка приобретает ключевое значение.
От лица организаторов мероприятия, Министерства образования и науки РФ директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Наталья Золотарева поприветствовала гостей и подчеркнула значимость результатов исследования PIAAC для оценки состояния навыков взрослого населения в рамках государственной образовательной политики.
Олег Подольский, являющийся национальным координатором PIAAC в России, представил общие результаты программы, подробно остановившись на ходе ее реализации в стране. Говоря о значении исследования, он подчеркнул: «Сегодня важно понимать, что должен уметь человек, какими компетенциями он должен обладать, соответствуют ли они требованиям современной жизни». В своем информационно насыщенном выступлении исследователь рассказал о программе: «PIAAC — это уникальное международное исследование компетенций взрослого населения. Оно проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2008 года. Особенно важно, что к регулярным участникам этого исследования, странам - членам ОЭСР, присоединились еще несколько стран-партнеров, в том числе и Россия. Сейчас в PIAAC включены более 30 стран, среди которых США, Великобритания, Германия, Канада, Франция, Южная Корея и Япония, Греция, Новая Зеландия и некоторые другие».
PIAAC изучает базовые компетенции взрослого населения — мужчин и женщин в возрасте от 16 до 65 включительно:
- грамотность чтения, включающую навыки работы с текстовой информацией и умение принимать решения на ее основе;
- математическую грамотность;
- компетенции в области решения задач в современной информационно-технологической среде.
Исследование проводилось в России на основе репрезентативной выборки из 5000 человек разного возраста, представляющих разные регионы страны и различные социальные слои. Респондентам предлагалось заполнить биографическую анкету и выполнить ряд специальных тестовых заданий. Исследование компетенций взрослых впервые проводилось с помощью компьютеров. Полученные результаты PIAAC анализируются экспертами — в России этим занимаются специалисты Института образования НИУ ВШЭ.
Старший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Попов в своем выступлении сообщил о результатах проведенного исследования, отметив, что впервые удалось получить информацию о состоянии ключевых компетенций взрослого населения России в масштабах всей страны. Он озвучил первые выводы из полученных данных: «Чрезвычайно важен тот факт, что по уровню сформированности уровня грамотности в области чтения и математической грамотности Российская Федерация получила баллы, сравнимые со средними баллами по странам ОЭСР». Тем не менее, мы заметно отстаем по уровню владения компьютером и информационно-коммуникационными технологиями, хотя сегодня совершенно очевидно,что навыки решения задач и работы с информацией в технологически насыщенной среде являются обязательными компетенциями человека XXI века.
Презентация докладов О. Подольского и Д. Попова
Ведущий эксперт Центра изучения проблем профессионального образования Анна Муравьева рассказала о том, какие взгляды на проблему востребованных умений и навыков человека в современном обществе получили сегодня распространение в мире. Социально-личностные навыки везде рассматриваются как ключевые для полноценной реализации человека в труде и повседневной жизни.
Презентация доклада А. Муравьевой
Продолжили тему конференции проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин и сотрудник лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Павел Травкин. В своем выступлении «Компетенции взрослых и их положение на рынке труда»они заострили внимание на проблемах, с которыми сталкиваются работодатели в России при подборе специалистов. Суть в том, что внастоящее время диплом о высшем образовании перестал быть надежным индикатором эффективного сотрудника. Все большее количество работодателей приходят к выводу, что низкий уровень компетенций работников может служить препятствием к развитию компании, что именно наличие компетенций предопределяет производительность труда. В контексте этих вопросов анализ спроса и предложения навыков выходит на первый план, позволяя получить информацию для принятия адекватных действий на всех уровнях.
Презентация доклада С. Рощина и П. Травкина
В ходе последовавшей за выступлениями докладчиков дискуссии неоднократно звучала мысль о том, что ключевые компетенции должны стать одним из приоритетных стратегических образовательных ориентиров, поскольку именно они выступают в качестве возможного механизма повышения экономического благосостояния страны и каждого гражданина.
Учитывая важность результатов исследования PIAAC для принятия управленческих решений в сфере государственной образовательной политики, участники конференции высказались о необходимости детального анализа полученных данных для выстраивания системы непрерывного образования и обучения взрослых, а также о целесообразности проведения следующего цикла исследования PIAAC в Российской Федерации.
Подробнее об исследовании и результатах PIAAC