• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Олимпиады, стартапы и стипендии: что финансируют эндаументы вузов и школ

Целевые капиталы становятся опорой для реализации проектов и инициатив не только в крупных столичных вузах, но и в учебных заведениях по всей стране. Эксперты прогнозируют стабильное развитие сферы для сегмента высшего образования. Для среднего же образования, по их мнению, это было и остается скорее исключительной практикой. Позволить ее могут в основном частные учебные заведения или школы, вовлеченные в экосистемы крупных бизнесов и корпораций, пишет «Коммерсант».

Олимпиады, стартапы и стипендии: что финансируют эндаументы вузов и школ

© Игорь Иванко, Коммерсантъ

«Эндаумент перестал быть экспериментом и превратился в устойчивую практику, интегрированную в университетскую жизнь,— уверен заведующий лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.— Государство активно поддерживает этот тренд, и наличие работающего ФЦК становится маркером зрелости вуза, его способности к долгосрочному развитию и привлечению внебюджетных ресурсов». 

Эксперт отмечает: в отличие от грантов или целевых субсидий, которые имеют жесткие временные рамки, эндаумент формирует стабильный источник дохода, «что означает финансовую независимость, гибкость и возможность стратегического планирования на годы вперед».
Одними из самых привлекательных для жертвователей целевых капиталов Габдрахманов называет именные эндаументы, «благодаря которым появляется возможность увековечить себя в университетской истории».

«Такой формат не только повышает прозрачность и ответственность, ведь вуз отчитывается о конкретных направлениях расходования дохода, но и формирует культуру долгосрочного партнерства,— объясняет он.— В западной традиции филантропии это один из ключевых механизмов развития университетов, и сегодня мы видим, как подобные практики укореняются и в России».

Традиционно направлениями расходов ФЦК в вузах являются стипендии и гранты студентам и аспирантам, финансирование исследований и лабораторий, развитие инфраструктуры. Но Нияз Габдрахманов указывает, что российская практика вышла за рамки классических подходов и доходы от эндаументов используются для гармонизации университетской экосистемы, в которую вовлечены студенты, преподаватели, выпускники и партнеры.

Если в вузах создание ФЦК поощряется государством, для школ это остается историей частных инициатив. 

«Эндаументы государственных школ все еще остаются штучным явлением, хотя многие из них на слуху,— отмечает заведующий Лабораторией управления школой Института образования ВШЭ Константин Серегин.— Принадлежат они, как правило, известным школам, занимающим топовые позиции в рейтингах. Например, Президентскому физико-математическому лицею, Физтех-лицею Капицы, Лицею-интернату № 1 Альметьевска».

По закону школам запрещено передавать на создание целевого капитала собственное имущество, и преодоление входной планки в 3 млн руб. для формирования фонда за счет пожертвований, отмечает он, «требует больших усилий и финансовой подкованности»: 
«Именно поэтому заниматься созданием эндаумента чаще начинают или частные, или школы, вовлеченные в экосистемы крупных корпораций, а для обычной школы ситуация, когда она получила 3 млн руб. на развитие, но не потратила их на текущие нужды, а отложила на счет, является чем-то невероятным».

Подробнее