Реформы российского образования - в фокусе интереса Министерства образования и культуры Финляндии
29 августа 2014 года в Aleksanteri Institute University of Helsinki (Финляндия) состоялся утренний брифинг по вопросам образовательных реформ в постсоветской России, организованный по поручению Министерства образования и культуры Финляндии. О важности события можно судить по тому, что от его итогов отчасти зависело финансирование правительством Финляндии дальнейших проектов Института по исследованию российского образования.
Наряду с исследователями российского образования из University of Helsinki (E. Minina и A.Starodubtsev) и University of Tampere (N. Piattoeva), в брифинге по приглашению Института приняли участие директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александр Сидоркин и научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Инобра Ирина Груничева.
Заметим, что Aleksanteri Institute назван в честь русского императора Аександра II, и в настоящее время занимается исследованиями России.
Образовательные реформы в постсоветской России: тренды, наследие, перспективы – так выглядела тематика брифинга в контексте заявленных тем и последующей дискуссии.
Александр Сидоркин представил для обсуждения сообщение на тему «Демократия, экономика, политические выборы: вызовы и перспективы для российского образования». Ирина Груничева в своем выступлении сосредоточилась на исследованиях, выполненных в рамках программы ПФИ ВШЭ Центром социально-экономического развития школы под руководством С.Г. Косарецкого «Генезис, современная ситуация и тенденции неравенства в общем образовании». Акцент в ее сообщении был сделан на проблематике влияния неолиберальных реформ в этакратическом обществе на рост образовательного неравенства.
Дальнейшее обсуждение, тон которому задавали представители Министерства образования и культуры Финляндии, было сфокусировано на следующих основных моментах:
- В контексте медленной, но неуклонной потери Финляндией позиций в качестве образования (по итогам исследования PISA 2009) особое значение для нее приобретает изучение опыта России в части попыток сократить потенциальный разрыв в качестве результатов.
- Неолиберальные интервенции влияют на рост образовательного неравенства, но есть ли им альтернатива?
- Новый закон образования в РФ: новые вызовы.
- Россия снова становится донором в развитии образования: проекты по созданию системы оценки качества и созданию пула экспертов международного уровня в области оценки качества образования.
- Система начального и профессионального образования в Финляндии сегодня максимально привлекательна для молодых людей. Что делает в этом отношении Россия?
По окончании брифинга финские чиновники выразили искреннюю благодарность докладчикам, обозначили необходимость продолжения исследований Aleksanteri Instititute в области изучения образовательных реформ в России.
Днём ранее, 28 августа 2014 года, в Aleksanteri Institute состоялся семинар для исследователей University of Helsinki, на котором Александр Сидоркин представил проекты Института образования НИУ ВШЭ, а Ирина Груничева подробно осветила проект «Генезис, современная ситуация и тенденции развития неравенства».
По словам наших сотрудников – участников состоявшегося брифинга, научное сотрудничество с Aleksanteri Institute, несомненно, имеет хорошие перспективы.