В полку сотрудников Инобра, имеющих ученую степень, прибыло!
19 сентября младший научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок успешно защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.01 – "Теория, методология и история социологии". Тема ее диссертации - «Студенческая вовлеченность как социальное явление: теория и методология исследования».
Факт успешно состоявшейся защиты прекрасен сам по себе, но хотелось бы несколько слов сказать и об актуальности и сложности научного поиска в этом направлении.
Теория студенческой вовлеченности, которая активно обсуждается как социологами образования, так и университетскими менеджерами, появилась и получила свое развитие в 70 – 80-х годах прошлого века. Исследователи показали важность концепта вовлеченности как одного из ключевых факторов, определяющих образовательные достижения учащихся. И сегодня эта тема является важной частью дискуссий о качестве образования, продуктивности учебного процесса и альтернативой системе рейтингования вузов. Вместе с тем, в большинстве работ о вовлеченности студентов внимание исследователей часто смещено в сторону практических результатов, в то время как важнейший методологический вопрос - ее измерения - остается «за бортом». Важно и то, что в российском контексте теория студенческой вовлеченности только начинает обсуждаться и крайне слабо представлена на поле отечественных исследований. Интересно, что Наталья вышла на эту тему через практическую работу в Институте образования (под руководством Игоря Чирикова), где впервые в России стала обсуждаться идея вовлеченности в образовании.
Наталья, которую ее научный руководитель д.с.н. профессор И.Ф. Девятко характеризует как сложившегося и самостоятельного исследователя, восполнила сразу два пробела. С одной стороны, в ее диссертации наряду с глубоким анализом теорий и методов, связанных с концептом студенческой вовлеченности, предложен исследовательский инструментарий для корректного измерения трех его аспектов: индивидуального, социального и институционального. С другой стороны, на эмпирических данных опросов в трех российских вузах показано, как предложенный инструментарий может использоваться в дальнейших исследованиях, в том числе и в отечественных университетах.
На защите Наталья Геннадьевна представила результаты своей работы и убедительно, как нам стало известно, отвечала на вопросы членов диссертационного совета. Кроме глубокого знания своей и смежных тем она продемонстрировала отличные презентационные навыки и умение владеть собой. Эти качества, в совокупности с исключительной работоспособностью – она защитилась досрочно и на протяжении всего обучения в аспирантуре активно участвовала в исследовательских проектах Центра внутреннего мониторинга и Инобра, – дают основания полагать, что у нее впереди новые профессиональные высоты.
Мы разделяем ее радость по поводу успешной защиты, радуемся, что в полку сотрудников Инобра, имеющих ученую степень, прибыло, и желаем Наталье удачи!