• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В полку сотрудников Инобра, имеющих ученую степень, прибыло!

Младший научный сотрудник Наталья Малошонок успешно защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук.

19 сентября младший научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок успешно защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.01 – "Теория, методология и история социологии". Тема ее диссертации - «Студенческая вовлеченность как социальное явление: теория и методология исследования».

Факт успешно состоявшейся защиты прекрасен сам по себе, но хотелось бы несколько слов сказать и об актуальности и сложности научного поиска в этом направлении.

Теория студенческой вовлеченности, которая активно обсуждается как социологами образования, так и университетскими менеджерами, появилась и получила свое развитие в 70 – 80-х годах прошлого века. Исследователи показали важность концепта вовлеченности как одного из ключевых факторов, определяющих образовательные достижения учащихся. И сегодня эта тема является важной частью дискуссий о качестве образования, продуктивности учебного процесса и альтернативой системе рейтингования вузов. Вместе с тем, в большинстве работ о вовлеченности студентов внимание исследователей часто смещено в сторону практических результатов, в то время как важнейший методологический вопрос - ее измерения - остается «за бортом». Важно и то, что в российском контексте теория студенческой вовлеченности только начинает обсуждаться и крайне слабо представлена на поле отечественных исследований. Интересно, что Наталья вышла на эту тему через практическую работу в Институте образования (под руководством Игоря Чирикова), где впервые в России стала обсуждаться идея вовлеченности в образовании.

Наталья, которую ее научный руководитель д.с.н. профессор И.Ф. Девятко характеризует как сложившегося и самостоятельного исследователя, восполнила сразу два пробела. С одной стороны, в ее диссертации наряду с глубоким анализом теорий и методов, связанных с концептом студенческой вовлеченности, предложен исследовательский инструментарий для корректного измерения трех его аспектов: индивидуального, социального и институционального. С другой стороны, на эмпирических данных опросов в трех российских вузах показано, как предложенный инструментарий может использоваться в дальнейших исследованиях, в том числе и в отечественных университетах.

На защите Наталья Геннадьевна представила результаты своей работы и убедительно, как нам стало известно, отвечала на вопросы членов диссертационного совета. Кроме глубокого знания своей и смежных тем она продемонстрировала отличные презентационные навыки и умение владеть собой. Эти качества, в совокупности с исключительной работоспособностью – она защитилась досрочно и на протяжении всего обучения в аспирантуре активно участвовала в исследовательских проектах Центра внутреннего мониторинга и Инобра, – дают основания полагать, что у нее впереди новые профессиональные высоты.

Мы разделяем ее радость по поводу успешной защиты, радуемся, что в полку сотрудников Инобра, имеющих  ученую степень, прибыло, и желаем Наталье удачи!