Визит профессора Университета Маастрихта (Нидерланды) Йеруна ван Мериенбура
В период с 13 по 17 октября в Институте образования с визитом находился профессор Университета Маастрихта (Нидерланды), директор по образовательным программам Школы профессиональной подготовки работников здравоохранения, научный директор межуниверситетского Центра образовательных исследований Йерун ван Мериенбур (Prof. Jeroen van Merrienboer).
Профессор Йерун ван Мериенбур - создатель широко известного подхода к проектированию обучения 4C-ID, исследователь в области обучения и научения, международный эксперт-консультант по современным образовательным технологиям. Он автор многочисленных статей и монографий в области технологий обучения, им опубликованы более 200 статей, индекс Хирша профессора равен пятидесяти. Йерун ван Мериенбур также является лауреатом целого ряда премий: Outstanding Book-of-the-Year Award (1999), World Leader in Educational Technology (2000), Best PhD Supervisor Award (2012).
График пребывания Йеруна ван Мериенбура в Институте образования был достаточно плотным. Он включал ставшие традиционными для студентов наших магистерских программ "Управление в высшем образовании" и «Доказательная образовательная политика» интеграционные лекции по проектированию образования, совместное проведение предконференционного дня ДИвО (Дня Инноваций в Высшем Образовании) по играм в рамках осенней конференции РАИВО. Состоялись также проектные дискуссии по реализации ряда потенциальных совместных проектов, в том числе по созданию игровой лаборатории. В этих встречах приняли участие директор Департамента образовательных программ Александр Сидоркин, а также сотрудники группы «Проектирование обучения и развитие компетенций» (руководитель Олег Подольский) и Проектно-учебной лаборатории "Развитие университетов" (участвовала Наталья Исаева). Участники дискуссий сошлись во мнении, что у совместных проектов крайне интересные перспективы.
Отдельного рассказа заслуживают открытые лекции профессора ван Мериенбура, ставшие для многих, особенно молодых исследователей, поистине нерядовым событием. Оживленные дискуссии сопровождали каждую лекцию ученого, острый интерес присутствующих вызвали вопросы, касающиеся возможностей применения авторского метода 4С/ID и проблемно-ориентированного подхода, а также возможностей их использования для разработки школьных и вузовских образовательных программ.
14 октября профессор прочел лекцию на тему “Introduction to instructional design and technology: Why do we need it?”. Аудиторию – очень заинтересованную и взыскательную - составили в основном магистранты программы «Доказательная образовательная политика». Организаторы лекции получили замечательный feedback от участников. Некоторые отзывы мы приведем, чтобы воссоздать атмосферу, царившую на мероприятии.
Кристина Любицкая, стажер-исследователь группы «Проектирование обучения и развитие компетенций», слушатель магистерской программы «Доказательная образовательная политика»: «Понравился подход лектора к аудитории, его манера подачи материала. Всё было интересно и понятно. Были раскрыты основные вопросы: 1) что есть istructional design и в чем его отличие от instructional system design (instructional system design включает: analysis, design, development, то есть все материалы, которые нам нужны для обучения), 2) какие методы используются, 3) сравнение старых и новых моделей (стратегий) обучения, 4) как и где используются новые стратегии, 5) различные Taxonomies outcomes, 6) как обстоятельства, условия влияют на разработку стратегий Instructional design».
Ирина Васильева, стажер-исследователь группы «Проектирование обучения и развитие компетенций», слушатель магистерской программы «Доказательная образовательная политика»: «Introduction to instructional design and technology: Why do we need it?”- новая и интересная тема. На мой взгляд, этим педагогическим инструментом должен пользоваться каждый преподаватель - ведь благодаря ему учебные материалы становятся более красочными и эффективными. Йерун ван Мериенбур настаивал на важности педагогического дизайна для образования, сравнимую с важностью архитектурного дизайна для города. И с ним невозможно не согласиться. В частности, профессор доступно раскрыл смысл концепции педагогического дизайна, основанного на методике «ADDIE», которая построена на пяти принципах: анализ (analysis), дизайн (design), разработка (development), реализация (implementation), оценка (evaluation).
Также он затронул тему дистанционного обучения, которая сегодня является приоритетной в области педагогического дизайна. Необходимость внедрения современных информационных технологий обусловлена тем, что традиционная система перестает работать.
Лекция была интересной и доступной для понимания. Благодаря ей я пополнила свои знания относительно новых методик обучения и таксономии результатов обучения».
Лекция профессора Йеруна ван Мериенбура на тему «Problem-Based Learning (PBL) - approach that rules both courses and universities» «зацепила» слушателей ничуть не меньше первой. Отзыв одной из магистранток, который мы приводим ниже целиком, показывает, какой мощный импульс к осмыслению учебного материала дало общение с мастером.
Ирина Васильева: «Йерун ван Мериенбур на примере собственного университета рассказал про совершенно новый програмно-ориентированный подход в обучении. Студенты 3 года обучаются на бакалавриате, после чего 90% идут доучиваться в магистратуру (также 3 года), а 10%, получив специализацию, работают. Интересно отметить, что в России процентное соотношение продолжающих учебу и работающих совпадает с точностью до наоборот.
Очень заинтересовала система импользуемых кейсов. Студенты в основном работают в группах с тьюторами над решением проблемы в таком алгоритме: 1) разбираются в терминах, понятиях, 2) определяют проблему, 3) анализируют ее (мозговой штурм), 4) структурируют идеи мозгового штурма, 5) формулируют учебные задачи, т.е. чему именно они должны научиться при решении проблем, - на этом этапе заканчивается работа с тьюторами, 6) расходятся по домам и ищут подходящий материал (разрешается пользоваться любыми источниками для решения поставленной задачи, в основном студенты используют виртуальный образовательный ландшафт), 7) буквально через 2 дня встречаются и синтезируют найденную информацию (тьюторы проверяют информацию на валидность) - на этом же занятии студентам вручается следующая проблема.
С помощью лабораторий студенты тренируют технические навыки (общение с пациентом, обследование) в соответствии с блоком, который проходят. На протяжении всей учебы в магистратуре составляется электронное портфолио. Также 4 раза в год студенты сдают тесты на прогресс, которые включают 200 вопросов. Интересный факт: база тестов накапливается, а потом используется снова, при этом формируется новая выборка из 200 вопросов.
Важно отметить, что оценка формируется с трех сторон: сопоставление уровня студента с однокурсниками, сравнение достижений студента с предыдущим годом, выявление слабых места в знаниях. Для перехода на новый уровень необходимо изменить инфраструктуру, компетенции и психологию учителей.
Все эти моменты показались мне крайне интересными, здесь есть, над чем поразмышлять. Я очень довольна, что мне удалось прослушать лекции профессора Мериенбура».