• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В Цинциннати (США) состоялся XXVIII Международный конгресс по школьной эффективности и импрувменту

Россию на форуме представил Центр социально-экономического развития школы Института образования.


В период с 3 по 6 января  2015 г. в Цинциннати (США) состоялся XXVIII Международный конгресс по школьной эффективности и импрувменту (The 28th International Congress for School Effectiveness and Improvement, ICSEI). В конгрессе, проходившем в этом году под девизом «Думайте глобально, действуйте локально и учите всех детей, полностью используя их потенциал» («Think Globally, Act Locally, and Educate All Children To Their Full Potential»), приняли участие представители образовательного сообщества более 60 стран мира.

C приветственным словом к участникам конгресса обратилась его президент Альма Харрис, профессор Лондонского университета, директор Центра лидерства Университета Малайя, приглашенный профессор НИУ ВШЭ. Она подчеркнула, что главная задача форума заключается в поиске ответов на вопрос о том, какие изменения должны происходить в наших образовательных системах, если мы действительно хотим от них качества и справедливости, и каковы верные и ложные драйверы этих изменений.

Ключевыми спикерами Конгресса выступили ведущие ученые в области образования:

  • Андреас Шляйхер, директор Центра компетенций ОЭСР (Andreas Schleicher, Director for Education and Skills, OECD);
  • Роберт Марцано, руководитель лаборатории Marzano Research (Robert J. Marzano, PhD, cofounder and CEO of Marzano Research Laboratory in Colorado);
  • Вивьен Дзенг, вице-президент программ Фонда Уильяма Т. Гранта, США (Vivian Tseng, the vice president, program, at the William T. Grant Foundation);
  • Томас Гуд, профессор Университета Аризоны, США (Thomas l. Good, а professor and head in the Department of Educational Psychology at the University of Arizona);
  • Дан Дьюк,  профессор Университета Вирджиния, США (Dr. Dan Duke, a Professor of Leadership, Foundations and Policy in the Curry School of Education at the University of Virginia).

Андреас Шляйхер представил анализ результатов международных исследований PISA и PIAAC; Роберт Марцано остановился на  результатах мета-анализа образовательных эффектов школьного уровня и системы в целом, а также описал модели организаций высокой надежности (high-reliability organizations) в контексте повышения образовательных результатов; Вивьен Дзенг ознакомила аудиторию с  рецептами постепенного проведения широкомасштабных реформ в образовании - от отдельных успешных практик к сотням и тысячам школ; Томас Гуд посвятил свое выступление результатам исследований профессиональных действий учителей, непосредственно влияющих на образовательные результаты учеников, в контексте отдельных предметных областей и отдельных возрастных групп; Дан Дьюк остановился на вопросах преобразования школ, работающих в сложных социальных контекстах и показывающих низкие образовательные  результаты, и подготовки директоров к этой сложной работе.

Работа Конгресса строилась по направлениям его пяти основных сетевых сообществ:

  • Образовательное лидерство 
  • Методы исследований школьной эффективности 
  • Раннее детство и забота 
  • Суть 3-P: политики, управленцы, практики
  • Мониторинг и использование данных

 

В рамках секционных заседаний сети «Образовательное лидерство» научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Ирина Груничева представила результаты исследования «Педагогическое лидерство. Каким его видят и как оценивают его ценность директора российских школ». Это исследование было выполнено в 2014 году в рамках реализации проекта «Поддержка школ, работающих в сложных социальных контекстах». При подготовке инструментария исследования были использованы адаптированные под российский образовательный контекст материалы E.McEwan and shared by Global Learning Communities, 2000.
Дизайн исследования предполагал два этапа сбора данных:

  • до знакомства участников проекта с теориями, эффектами и практиками педагогического лидерства; 
  • после межрегионального семинара по данной тематике, прошедшего в апреле 2014 г. под руководством консультантов проекта Альмы Харрис и Мишель Джонс (руководитель и зам. руководителя Центра лидерства Университета Малайя, Малазия), и после проведенной ЦСЭРШ в июне 2014 г. Летней школы проекта. 
Анализ данных первого этапа показал, что педагогическое лидерство не осознается современными руководителями школ как ценность. Анализ данных второго этапа свидетельствует о том, что директора постепенно начинают осознавать важность и значимость этой стороны своей деятельности, однако степень своего непосредственного участия в ней они оценили еще более низко, чем при первом замере.

Дизайн и инструментарий исследования вызвали интерес у участников симпозиума, а коллеги из окружных управлений образования штатов Луизианна и Техас выразили желание провести подобное исследование в своих школах с последующим сравнением результатов.

 

В ходе дальнейшего обсуждения выявился особый интерес участников конгресса к работе Альмы Харрис и Мишель Джонс в России, о чем свидетельствовало большое количество вопросов как по представленному исследованию, так и по проекту в целом.

Следующий, XXIX Конгресс ICSEI состоится в январе 2016 года в Глазго (Шотландия).