На круглом столе в Общественной палате РФ обсудили перспективы введения подушевого финансирования дополнительного образования детей
17 марта 2015 года Комиссией по развитию науки и образования Общественной Палаты Российской Федерации был проведен круглый стол «О совершенствовании механизмов финансирования в системе дополнительного образования», посвященный теме внедрения в отечественную систему образования механизма персонифицированного финансирования.
Специалисты видят потенциал в предложенной схеме, однако опасаются возможных негативных последствий ее применения. Эксперты отмечают обеспокоенность в обществе в связи с расширением сегмента платных программ дополнительного образования детей при отсутствии законодательно закрепленных гарантий бесплатности предоставления услуг в этом секторе образования. Эта тенденция воспринимается гражданами как сокращение возможностей для удовлетворения актуальных потребностей семей. С тревогой общественность воспринимает проводимую в ряде регионов политику сокращения сети организаций дополнительного образования, в том числе школ искусств, которые включаются в структуру общеобразовательных организаций.
Содержание предложенной модели подушевого финансирования дополнительного образования детей было подробно раскрыто в выступлении И.В. Абанкиной. Было отмечено, что данная модель позволяет, с одной стороны, реализовать принципиальное для дополнительного образования право выбора ребенком (семьей) интересующей его программы, а с другой стороны - обеспечивает возможность участия в реализации программы организаций всех форм собственности. При этом персонифицированное финансирование на основе индивидуального сертификата не замещает, а дополняет механизм финансирования на основе государственного (муниципального) задания организаций, подведомственных органам управления в сфере образования, культуры и спорта. Важным условием введения персонифицированного финансирования становится внедрение электронной системы учета получения детьми услуг дополнительного образования. Ирина Всеволодовна считает, что эта система финансирования очень перспективна: «Есть смысл реализовать пилотные проекты в тех регионах, где есть система электронного учета учащихся. Нам представляется эта система вполне гибкой и прозрачной».
С.Г. Косарецкий отметил, что предлагаемые Минобрнауки подходы должны обеспечить баланс разных групп интересов в сфере дополнительного образования: сохранить организации дополнительного образования, демонстрирующие качественные образцы работы, и обеспечить возможности для предоставления гражданам новых интересных предложений со стороны частного сектора; сориентировать организации на удовлетворение спроса граждан и реализовать государственные приоритеты в содержании дополнительного образования (научно-техническое творчество, образовательный туризм и др.). Также Сергей Геннадьевич отметил, что необходимым условием реализации новых механизмов финансирования дополнительного образования должен стать учет интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также внедрение принципов общественного контроля качества программ (услуг) дополнительного образования.
В выступлении профессора Б.В. Куприянова внимание было нацелено на имеющиеся проблемы в идентификации образовательных программ в качестве дополнительных или «не-дополнительных». По мнению Бориса Викторовича, это очень важно для правильного установления порядка финансирования программ дополнительного образования детей.