• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«О методах международных исследований наши магистранты узнают из первых рук»


15 июля завершается набор на магистерскую программу «Измерения в психологии и образовании» Института образования НИУ ВШЭ. О карьерных перспективах специалистов по измерениям в психологии и особенностях их подготовки рассказывает руководитель программы Екатерина Орел.


— Екатерина, расскажите, в чем особенности вашей программы по сравнению с другими?

«Измерения в психологии и образовании» - первая в России магистерская программа для подготовки тестологов, психометриков, специалистов по измерениям самого широкого профиля: по оценке знаний, умений, навыков, компетенций, когнитивных способностей высокого порядка. Сейчас это направление становится все более популярным, соответственно, появляются новые программы. Но наша – старейшая. Плюс, у нас самый большой набор. 

— Где работают ваши выпускники?

Прежде всего они заняты в сфере оценки в образовании: работают  в центрах оценки качества; занимаются проведением международных сравнительных исследований в Российской Федерации, помогая адаптировать и апробировать инструментарий; проверяют адекватность тестов и анкет, анализируют результаты и разрабатывают рекомендации по их итогам.

Многие выпускники нашли себя в области оценки персонала и в связанных с ней областях. Они оценивают профессиональные компетенции человека, его сильные и слабые стороны, помогают руководству принять решение о дальнейшей карьере сотрудников в компании.

Наконец, наши выпускники занимаются анализом данных в самом широком смысле. Например, некоторые из них работают в маркетинге и изучают поведение пользователей в Интернете.

— Можете привести примеры карьеры выпускников?

Конечно. Начну с корпоративной сферы. Одна из наших выпускниц сейчас работает в страховой компании «ВСК», она разрабатывает методы оценки страховых агентов. Другая наша выпускница работает в консалтинговой компании «FORMATTA». Она тоже занимается разработкой методой оценки персонала.

Многие наши выпускники работают в Институте образования. Так, наша выпускница, а теперь коллега Алена Пономарева (http://www.hse.ru/org/persons/14288322) в рамках своей магистерской диссертации самостоятельно организовала проведение в России международного исследование NorBa, посвященное изучению установок школьных учителей. В нем участвуют страны Северной Европы: Финляндия, Швеция, страны Прибалтики, Норвегия. А Алена провела его в России.  Сейчас она участвует в крупном международном проекте TALIS (The OECD Teaching and Learning International Survey). Это исследование посвящено учителям, в России оно реализуется силами сотрудников Института образования.

— Как поступить на магистерскую программу «Измерения в психологии и образовании»?

Мы принимаем по итогам конкурса портфолио. Больше всего внимания обращаем на то, чтобы у человека был какой-то опыт самостоятельной исследовательской деятельности. Плюсом будет даже исследование, проведенное в рамках курсовой работы. Кроме того, большое значение имеет мотивационное письмо, в котором абитуриент должен рассказать, почему наша программа ему интересна.

Кроме конкурса портфолио предусмотрен экзамен по английскому языку. Но если принести результаты IELTS, то его можно не сдавать.

— Как организовано обучение в рамках программы?

К нам приходят люди с самым разным образованием, поэтому на первом этапе наша задача состоит в том, чтобы дать всем хорошую подготовку в области статистики и психологии. Затем идут специальные курсы. Их читают ведущие специалисты мирового уровня. Например, курс классической теории тестирования ведет директор Центра мониторинга качества образования Института образования Елена Карданова. Курс, посвященный квази-экспериментальному методу, читает профессор Стэнфордского университета Прашант Лоялка. Курс, связанный с методами международных исследований, ведет национальный координатор PISA в России Галина Ковалева. Таким образом, наши магистранты узнают о международных исследованиях, что называется, из первых рук. К нам регулярно приезжает Марина Васильева, профессор Бостонского колледжа, она ведет у нас курс по тестированию в когнитивной сфере.

— Есть ли у ваших магистрантов возможность совмещать учебу и работу?

Сложно. Были прецеденты, когда нашим слушателям это удавалось. Так, у нас учились два сотрудника компании «Гуманитарные технологии». Они занимались разработкой методов оценки персонала. Поскольку обучение должно было поднять их профессиональный уровень, компания пошла им навстречу. Но в целом совмещать полную занятость на работе с обучением на программе затруднительно.

Однако в этом году нашим слушателям будет проще. Все поступившие смогут работать стажерами-исследователями в нашем Институте и получать зарплату в размере примерно двадцати тысяч рублей.

— Какие обязанности будут выполнять ваши стажеры?

Это зависит от центра, который примет их на работу. Обычно стажеры составляют литературные обзоры, делают первичный статистический анализ, участвуют в обсуждении анкет, помогают в написании технических отчётов.

Кроме того, практическая работа есть и в рамках учебных курсов. Например, уже два года подряд наши слушатели вместе с Галиной Ковалевой ездят в регионы (это были Орел и Ярославль), где участвуют в апробации материала для международного исследования PISA,  одного из наиболее авторитетных на сегодня исследований в России. Мы планируем всячески поддерживать эту практику и далее.

                                                                                               Беседовала Екатерина Рылько